УДК 37.026

РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Верина Юлия Борисовна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация
В статье акцентируется внимание на вопросах изучения дидактических способностей педагога, диалоговое обучение рассматривается как один из возможных вариантов инновационных форм и методов обучения, способных повысить качество образования.

Ключевые слова: диалоговое обучение, дидактические способности, качество образование


DEVELOPMENT OF TEACHING DIDACTIC CAPABILITIES AS A FACTOR OF QUALITY EDUCATION IMPROVEMENT

Verina Yulia Borisovna
Northern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov

Abstract
The article focuses on the issues of studying of teaching didactic capabilities, dialog education is regarded as one of the possible innovative forms and methods of learning that can improve the quality of education.

Библиографическая ссылка на статью:
Верина Ю.Б. Развитие дидактических способностей педагога как фактор повышения качества образования // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5370 (дата обращения: 13.07.2023).

В связи с переходом России на двухуровневую систему высшего образования, происходит сокращением аудиторных часов, увеличивается количество часов на самостоятельную работу студентов, появляются новые учебные планы, стандарты в области высшего образования. Все происходящее изменения в первую очередь направлены на повышение качества образования [1]. При этом суть процесса обучения остается прежней: студент получает знания, непосредственно вступая в отношения с преподавателем. Таким образом, необходимо изменение характера взаимоотношений студента и преподавателя, форм и методов обучения.

Согласно определению, данное коллективом авторов во главе с С.А. Степановым [2], качество образования – это «соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)». Оно раскрывается, в частности, в таком понятии, как качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности).

Только педагог может повысить интерес к своему предмету, вовлечь в работу, показать значимость предмета [3].

Для анализа деятельности педагога используется подход, согласно которому именно дидактические способности играют ключевую роль в развитии педагогических способностей. Практическая значимость проблемы заключается в анализе разновидностей дидактических способностей, способов влияния на образовательный процесс.

Профессионализм преподавателя предполагает не простое доходчивое преподнесение знаний, популярно и понятно излагая материал, но и способность научить обучающихся поиску информации, то есть умению самостоятельной работы.

Вопросами развития, структуры и определения дидактических способностей занимались многие ученые. Так, например, В.А. Крутецкий [4] определяет дидактические способности как педагогический навык по передаче учебного материала простым, понятным, доходчивым языком в интересной форме изложения, так чтобы замотивировать учащихся на самостоятельную работу и небоязнь высказываться в своих суждениях. Л.П. Безделина [5] рассматривает дидактические способности как совокупность психологических качеств личности, которые помогают при транслировании информации от педагога к обучающемся и развивают навык у обучаемых к самостоятельной работе. Ф.Н. Гоноболин [6] одним из видов педагогических способностей называл дидактические и определял их как умения педагога самостоятельно организовывать образовательный процесс, выбирать темы для обсуждения, формы и методы обучения, видеть, с какими сложностями сталкиваются учащиеся; большое значение уделял индивидуальным физическим и психологическим особенностям обучающихся. Правда, до сих пор остается нерешенным вопрос об условиях развития дидактических способностей. Ф.Н. Гоноболин [6] считает, что существует три условия, от которых зависит качество передаваемого материала: 1) от преподаваемого предмета; 2) от самого ученика, его способностей и возможностей; 3) от формы и методов обучения.

«Переход от нормативного к открытому обучению» вынуждает вносить изменения в индивидуальный стиль педагогической деятельности, а точнее производить поиск адекватных методов и технологий обучения [3].

И.А. Шаршов и Л.Н. Макарова [3] говорят о важности перехода от превалирующей тенденции «ориентации на репродуктивные учебные задания к ориентации на продуктивную и творческую мыслительную деятельность». Но чаще всего, и это отмечают данные исследователи, педагоги используют в своей деятельности методы и формы обучения, с которыми уже знакомы, которые использовали ранее в своей практике, которые из года в год не меняются, тем самым не соответствуют реалиям времени. Поэтому это практически не способствует развитию творческих, аналитических навыков у обучающихся. Преподаватели используют репродуктивные методы, хотя и признают необходимость развития личности студента, осознавая необходимость инноваций. М.В. Старцев [1] также отмечает, что преподаватель больше выступает в роли контролера и простого источника передачи информации. Одной из причин, по мнению М.В. Старцева [1], является отсутствие знаний у преподавателя о разнообразных формах организации образовательного процесса, инновационных формах и методах обучения.

Поэтому наравне с индивидуальными, ценностными, интеллектуальными компонентами стиля педагогической деятельности существует и конативный компонент, предполагающий наличие способностей по интересному объяснению материала, использованию инновационных и информационных форм и методов обучения, творческое отношение к работе, а также диалогичность занятий. М.В. Старцев [1] также указывает на значимость таких компонентов взаимодействия, как общение и взаимоотношение. Современная педагогика стремится реализовать и модель передачи информации и от обучаемых к обучаемым [7]. Поэтому становится актуальным использовать и кембриджский подход к преподаванию и обучению как одну из разновидностей диалогового обучения. При таком подходе учебная деятельность строится на работе студентов в группах, где обобщение является главным инструментом обучения, то есть диалог осуществляется между учениками. Студенты в процессе беседы могут задавать друг другу вопросы, отвечая на них, они вовлекаются в процесс обмена информацией, знаниями, умениями. Вследствие этого преподаватель побуждает студентов активно развивать самостоятельную мысль. В следствие этого теоретический материал проговаривается несколько раз; отсутствуют неравнодушные, тк выполнение заданий осуществляется в коллективе; «сильные» подтягивают «слабых»;

Таким образом, диалоговое обучение помогает формировать инициативность, вырабатывать активную позицию, проявлять творчество. Это способствует, по мнению коллектива авторов во главе с И.А. Шаршовым [8], еще и «повышению эмоциональной включенности в образовательный процесс, развитию эрудиции, терпимости и тактичности».

Следующим шагом в использовании инновационных форм и методов обучения как результат диалогового обучения является совместная разработка преподавателя и студента лекционного и практического материала. Это дает студенту возможность развивать навыки работы с литературой, осуществлять научно-исследовательскую деятельность, развивать аналитические, организаторские навыки, повышать культуру чтения, говорения, конспектирования, владения творческой переработкой информации. То есть развитие дидактических способностей приводит к повышению качества образования.


Библиографический список
  1. Старцев М.В. Технология организации эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – № 1. – 2013. – С. 97 – 101.
  2. Степанов С.А. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования, – Спб., 2006
  3. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса и вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – № 1. – 2013. – С. 92-96.
  4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1972.
  5. Безделина Л.И. Развитие дидактических способностей у студентов педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей шестилетнего возраста, М. 1985.
  6. Гоноболин Ф. Г. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы, – М:. АПН РСФСР, 1962. – С. 232-274.
  7. Полетаев Д.А. Методика повышения качества образования // Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2013», М.: МАКС Пресс, 2013.
  8. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – № 11. – 2011. – С. 110-116.


Все статьи автора «Верина Юлия Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: