УДК 378.147.88

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ) В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич2, Мочалов Александр Викторович3, Тимохин Андрей Михайлович4, Муталибов Забур Алаудинович5
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, преподаватель
2Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, старший преподаватель
3Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, заместитель начальника
4Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник отдела
5Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник цикла

Аннотация
В этой статье рассматриваются вопросы организации и проведения самостоятельной работы студентов (курсантов) как одной из форм учебной деятельности в военных вузах; определяется важность такой работы для качественного обучения по выбранной специальности. Предлагаемый алгоритм ведения самостоятельной работы позволит преподавателям и студентам овладеть системой военно-профессионального образования, а также получить возможность к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию.

Ключевые слова: военный вуз, курсант, преподаватель, самостоятельная подготовка, студент, университет, учебный военный центр


INDEPENDENT WORK OF STUDENTS (CADETS) IN MILITARY INSTITUTIONS

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich2, Mochalov Aleksandr Viktorovich3, Timokhin Andrey Mikhailovich4, Mutalibov Zabur Alaudinovich5
1Far Eastern Federal University, Military training center, teacher
2Far Eastern Federal University, Military training center, senior lecturer
3Far Eastern Federal University, Military training center, deputy head
4Far Eastern Federal University, Military training center, head of department
5Far Eastern Federal University, Military training center, head-cycle

Abstract
This article discusses the issues of organizing and conducting independent work of students (cadets) as a form of educational activity in military institutions; determined the importance of this work for qualitative education in the chosen specialty. The proposed algorithm for the management of independent work will allow teachers and students to master the system of professional military education, and also get the opportunity to further independent self-education and self-development.

Keywords: cadet, military school, military training center, self-study, teacher, university


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Самостоятельная работа студентов (курсантов) в военных вузах // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5462 (дата обращения: 12.07.2023).

Самостоятельная работа студентов, как одна из основных форм учебной работы, играет огромную роль в их многоплановой деятельности. Цель самостоятельной работы заключается в разностороннем, самостоятельном овладении суммой необходимых качеств, формировании умения учиться, решать научные проблемы.

В учебном процессе преподаватель обязан обучать студентов учиться без посторонней помощи, готовить их к самостоятельной деятельности на научной основе, а не методом проб и ошибок.

Для достижения цели самостоятельной работы студентам необходимо в процессе учения решать следующие задачи:

-овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками (или как сейчас принято говорить – компетенциями);

 -вырабатывать необходимые качества, мнения, убеждения;

-научиться заниматься самообучением, самовоспитанием, самоконтролем.

В процессе самостоятельной работы студенты должны выполнять все принципы учения: сознательность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, активность, организованность, взаимопомощь, самовоспитание и др. От полноты и правильности их понимания и соблюдения студентами в ходе учебной деятельности зависит качество и эффективность решения задач самостоятельной работы и достижения поставленной цели. Выполнение принципов обучения во многом зависит от методов обучения и учения, которыми преподаватель должен владеть в совершенстве и обучать им студентов.

В части, касающейся самостоятельной работы, преподаватель должен при помощи соответствующих методов, способов и приемов показать важность этих принципов учения, доказать необходимость их соблюдения и выполнения, убедить студентов в их жизненности и неотвратимости. Это одна из важных задач преподавателя в учебно-воспитательной работе.

Организационная часть обучения – самостоятельная работа студентов – включает в себя:

-работу на всех видах классных занятий;

-работу в часы самостоятельных занятий как вида классных занятий;

-самостоятельную подготовку по распорядку дня;

-работу в личное и свободное время студентов.

Обучаясь на аудиторных занятиях различного вида, студенты должны быть внимательными, собранными, исполнительными, творчески и активно воспринимать учебный материал, запоминать и понимать его, а не формально присутствовать на них. Пассивная работа, лишенная осмысливания материала, его усвоения и воспроизведения при необходимости, позволяет студенту только записывать слова, формулы, выполнять рисунки без их понимания. Искусство преподавателя и заключается в том, чтобы овладеть вниманием студентов, заинтересовать рассматриваемым вопросом, активизировать умственную и практическую деятельность на каждом виде классного занятия.

Активизация и интенсификация деятельности студентов на занятии способствует творческому и сознательному усвоению учебного материала, прочному овладению уровнями знания.

Самостоятельное занятие организуется и проводится специально для обучения студентов методам, способам и приемам учения.

В высших военных учебных заведениях одним из важных        видов самостоятельной работы является самостоятельная подготовка студентов в часы, предусмотренные распорядком дня. На самостоятельную подготовку студентам, согласно современным педагогическим представлениям, должно отводиться 2 часа в день.

Цель обучения в военном вузе – военно-профессиональное образование студентов: вооружение их необходимой в рамках военной специальности системой теоретических знаний, практических умений и навыков, а также способностью к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию. Для достижения этих целей необходимо… формирование потребности в дальнейшем военном самообразовании; привитие студентам вкуса к чтению военно-периодических изданий, информационных бюллетеней Вооруженных Сил, военно-технической и военно-мемуарной литературы  [1].

На самоподготовке студенты повторяют и изучают лекционный материал, расширяют, углубляют и закрепляют теоретические знания, готовятся к предстоящим лекционным и практическим занятиям и т.д.

В отличие от различных видов классных занятий самостоятельная подготовка студентов организуется и проводится без преподавателей. Студенты работают по своим личным планам, при составлении которых преподаватели должны оказывать помощь в определении объема работ и затрат времени, последовательности и систематичности действий. Определяя объем учебного материала, который должен быть изучен студентами на самоподготовке, преподавателю необходимо помнить о бюджете времени на его изучение по данному предмету. Этот бюджет определяется учебным планом на каждую дисциплину.

На самоподготовке студенты используют различные методы, способы и приемы изучения материала, которыми их вооружили преподаватели или они сами выработали. Чтобы у ученика был интерес к учению, учитель должен на аудиторном занятии работать в зоне ближайшего развития, на самостоятельную работу выносить задачи, лежащие в зоне актуального развития, никогда не Работать в зоне запредельного развития [2, с.43].

Самостоятельная подготовка студентов должна контролироваться. При контроле определяются посещаемость самоподготовки, готовность и ход ее, обеспечение необходимыми пособиями, условия работы. Контроль необходимо осуществлять таким образом, чтобы как можно меньше отрывать студентов от работы, не отвлекать их внимание от выполнения запланированных работ, заданий, действий.

Во время самоподготовки может проводиться консультация студентов. Она организуется для всей учебной группы или индивидуально, в самом учебном помещении аудитории. При необходимости преподаватель может приглашать отдельных студентов на собеседование с целью выявления хода усвоения формируемых компетенций. Консультации проводятся в четко определенные дни и часы, установленные на кафедре.

Преподавательский состав должен обеспечить нормальные условия для работы обучаемых, особенно отстающих в учебе, пропустивших классные занятия по болезни, из-за несения службы нарядов (для курсантов военных учебных заведений) и т.д.

В методическом плане функции преподавателя сводятся к организации, планированию, обеспечению и контролю самостоятельной работы студентов (кроме классных занятий), созданию нормальных условий и консультациям, что должно способствовать качественной, эффективной и производительной учебной деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

Целесообразно для студентов разрабатывать методические рекомендации по отдельным дисциплинам для самостоятельного изучения учебного материала, представляющего определенные сложности.

Важное место в организации самостоятельной работы студентов (кроме классных занятий) занимает личный план. Умение организовать свой труд, спланировать работы и правильно распределять бюджет имеющегося времени во многом определяет успех учения.

Самостоятельная работа студентов занимает определяющее место в процессе подготовки специалистов в вузах. Её организация под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующим приобретение и закрепление знаний, работу с необходимой литературой, навыки принятия решений[3].

Совершенствование содержания и форм организации и контроля самостоятельной работы студентов следует считать важнейшей составной частью процесса перехода на многоуровневое профессиональное образование. При этом эффективность самостоятельной работы студентов зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой и современной электронной техникой [4].

Организация самостоятельной работы в процессе вузовской подготовки позволяет создать особое образовательное пространство, в котором объединяются траектории личностного и профессионального роста обучающегося, проектирующего свой образовательный маршрут. Таким образом, самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для выработки профессиональной самостоятельности, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, формирование профессиональных компетенций. [3].

Парадигмой современного образования должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретающие личностную значимость. Центральное место в системе образования должно отводиться  самостоятельной работе [5].


Библиографический список
  1. Сергеев Е.А. Совершенствование технологии организации самостоятельной работы студентов вуза// Творческое наследие А.С. Посникова и современность. – 2014. - № 8. – С. 152-158.
  2. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
  3. Исакова Т.Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –  2015. - № 2 (18). – С. 97-105.
  4. Дрянных Н.В., Куклина Л.В. Самостоятельная работа как средство развития профессионально-личностной компетенции// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. - № 3 (19). – С. 94-97.
  5. Шарипов Ф.В. Формирование технической культуры студентов военного вуза// Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. - № 4 (53). – С. 66-74.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: