В условиях высокого технического прогресса повышается уровень гиподинамии, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека в любом периоде его развития, особенно молодое поколение. Физически развитая и здоровая молодежь является основой высокой работоспособности, следовательно, экономического благополучия страны.
Ученые, рассматривавшие проблему здоровья студентов [1,2.3,], отмечают более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первых лет обучения.
В настоящее время продолжается поиск новых и совершенных методик развития силы у студентов, поскольку методы советского времени изжили себя в современных условиях жизни.
Целью данной работы является выявление качественных изменений в мышцах нижних конечностей в результате статико-динамических упражнений.
Эксперимент проводился на студентках 1-го курса факультета иностранных языков Елабужского института К(П)ФУ в течение 6 недель. В исследовании принимало участие 12 девушек первого курса в возрасте 17-18 лет основной и подготовительной групп медицинского здоровья. До и после эксперимента преподавателем были сняты показатели силовой подготовленности мышц ног посредством упражнения – приседание на одной ноге. Группа студентов занималась по предлагаемой преподавателем методике, которая основана на выполнении приседаний на одной ноге в упрощенных условиях (с опорой о стену) и приседаний на двух ногах в изометрическом режиме. Каждая тренировка состояла из 10 подходов по 20 секунд с перерывом в 20-30 секунд.
Для изучения влияния статико-динамических упражнений на развитие мышц бедер была исследована степень развития силовых показателей студентов. В ходе исследования мы получили результаты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты эксперимента
до |
5/0 |
0/0 |
0/0 |
1/0 |
1/0 |
20/12 |
3/2 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
2/2 |
5/3 |
после |
12/1 |
12/8 |
0/10 |
5/0 |
3/4 |
30/20 |
5/0 |
1/0 |
6/4 |
4/7 |
3/13 |
12/12 |
Из таблицы заметна существенная разница между показателями «до» и «после» эксперимента. Первоначальное тестирование показало, что уровень развития показателей находился на низком уровне. Заметно, что сила правой ноги больше, чем сила левой. Данный результат обусловлен множеством причин, одна из которых: правая нога является толчковой (состав ЭГ – «правши»).
5 студентов с первоначальным показателем 0/0 увеличили результаты от 1 до 12 раз. Лишь 1 испытуемый сравнял свои конечные показатели обеих ног: 12/12.
После эксперимента с выполнением упражнений в статико-динамическом режиме показатели улучшились на правой ноге на 51,6 %, на левой – 216,5%. Высокий прирост результатов левой ноги мы можем аргументировать тем фактом, что она не является толчковой для испытуемых, следовательно, развита хуже, чем правая нога (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Статистические данные эксперимента
Средний показатель |
Прирост |
|||||
до |
после |
в единицах |
в процентах |
|||
правая |
левая |
правая |
левая |
правая |
левая |
правая |
3,08±504 |
1,583±3,3 |
7,75±7,9 |
6,58±6 |
4,67 |
4,9 |
51,6% |
Приседание на одной ноге создаёт благоприятные предпосылки для укрепления и развития мышц ног. В ходе исследования зафиксирован рост показателей правой (на 4,67) и левой (4,997) ног. Так, экспериментальным путем выявлены качественные изменения в мышцах ног при использовании статико-динамических упражнений у студентов.
Библиографический список
- Аветисян Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. – 2001. №6. С. 48-49.
- Агаджанян Н.А., Жвавый Н.Ф., Ананьев В.Н. Адаптация человека к условиям крайнего севера: эколо-физиологические механизмы. М.: Изд-во «КРУК», 1998. С. 77-78.
- Ваганова Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. Челябинск, 2000. С. 178-180.