УДК 37

О ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ

Светогорова Наталья Анатольевна1, Смолева Татьяна Октябриновна2
1Иркутский государственный университет, студент, воспитатель, МДОУ ИРМО «Горячеключевской детский сад»
2Иркутский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Статья посвящена проблеме адаптации ребенка в детском саду.

Ключевые слова: адаптация ребенка, детский сад


ABOUT PREPARING THE CHILD TO ATTEND PRESCHOOL IN THE FAMILY

Svetogorova Natalya Anatolevna1, Smoleva Tatyana Oktyabrinovna2
1Irkutsk State University, student, educator, Goryachy Klyuch kindergarten
2Irkutsk State University, candidate of pedagogical Sciences, associate professor

Abstract
This article is about problems of the child's adaptation in kindergarten.

Библиографическая ссылка на статью:
Светогорова Н.А., Смолева Т.О. О подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения в семье // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5523 (дата обращения: 14.07.2023).

Важное значение для развития каждого ребенка имеет организованный процесс обучения и воспитания, который начинается с дошкольного возраста с поступления в детский сад. В условиях детского сада ребенок не только приобретает разные умения и навыки, но и развивается как личность.

Проблема адаптации ребенка к детскому саду является особо актуальной в условиях современной жизни. Это объясняется тем, что все чаще в дошкольное учреждение поступают дети самого раннего возраста от 1,5 до 3 лет и процесс привыкания у них к детскому саду проходит довольно трудно: сопровождается болезнями, оказывает негативное влияние на психику ребенка, слишком велика образовательная нагрузка. Однако адаптация к дошкольному учреждению необходима и важна с точки зрения развития психики, а также здоровья ребенка в целом. Таким образом, следует отметить, что большое количество родителей сталкиваются с целым рядом проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Различные отечественные и зарубежные исследователи в области педагогики, психологии, психиатрии и социологии, такие как Н.М. Аксарина, Н.Д.Ватутина, Е.О. Смирнова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др. уделяли большое внимание проблеме адаптации к новым условиям детей раннего возраста [1,3,5,6].

Отмечено, что и сам ребенок, и его родители зачастую испытывают трудности в процессе адаптации к новым условиям при поступлении малыша в дошкольное учреждение. Это объясняется тем, что у детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь психического и физического развития. Эта особенность выражается в том, что на психику и нервную систему ребенка данного возраста в значительной степени влияет состояние его здоровья.

В течение первых трех лет посещения ДОУ малыши вынуждены в результате перемены привычных условий жизни постепенно менять уже сложившийся поведенческий стереотип и приобретать новые социальные связи. Изменения окружающей среды заключаются в необходимости общения с незнакомыми взрослыми и сверстниками, в различии домашних и детсадовских приемов воспитания.

По наблюдению В.Г. Алямовской, в процессе привыкания ребенка раннего возраста отмечены нарушения сна, аппетита, высокий уровень заболеваемость, неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении. Это значит, что адаптационные возможности детей раннего возраста ограничены [2].

Заметные неблагоприятные эмоционально-психологические изменения личности ребенка раннего возраста при поступлении в ДОУ отмечает в своих исследованиях Р.В. Тонкова-Ямпольская. Детям этого возраста присуща высокая эмоциональность, которая сопровождает его отношение к окружающей действительности. В то же время, подчеркивает автор, дети раннего возраста характеризуются неустойчивостью эмоционального состояния. И все изменения внешней среды и повседневного образа жизни нарушают, прежде всего, эмоциональное состояние малышей. Сложности привыкания, обусловленные конфликтом между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, становятся причиной отрицательных эмоций, переживаемых детьми раннего возраста [6].

Эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность, считают Г.Зубова, Е.Арнаутова свойственны периоду привыкания детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Малыши, как правило, выказывают боязнь при общении с незнакомыми людьми. Это проявляется в полной мере в яслях. Такие страхи являются одной из причин сложной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях, отмечают исследователи, делает ребенка более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым. Все негативные проявления у детей раннего возраста выражены очень ярко [4].

Н.М. Аксарина указывает о вероятности у детей раннего возраста нервного срыва по типу «психического стресса» в результате того, что резкая перемена привычного поведения становится крайне трудной и даже непосильной задачей для малышей [1].

Е.О. Смирновой показано, что наибольшие трудности в адаптации возникают у детей второго года жизни. Отрицательные эмоции в этом возрасте проявляются в гораздо большей степени, чем у малышей, поступивших в ясли после двух лет. В возрасте от 1,5 до 2 лет дети болеют более часто, чем в последующие годы. Период восстановления может достигать порой 2-3 месяцев [5].

Е.О. Смирнова подчеркивает, что ребенок в таком возрасте нуждается в тесной связи с родителями, особенно с мамой, он слаб и раним. Поэтому привыкание к детскому саду у детей 1,5-2 лет протекает дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. У детей раннего возраста происходит активное физическое и психическое развитие, именно поэтому они в крайней степени подвержены колебаниям и даже срывам. Меняющиеся условия внешней среды и потребность привыкания к новым для ребенка формам поведения требуют приводят к затрате больших сил со стороны малыша, в результате отмечается возникновение стадии напряженной адаптации [5].

Возраст детей, указывает М.Н. Аксарина, обуславливает характер поведения ребенка в адаптационный период. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет очень трудно переносят разлуку с близкими, особенно с матерью, зачастую отвергают общение с незнакомыми взрослыми и сверстниками, испытывают страх перед неизведанным [1].

Поступление в ДДОУ может вызывать у ребенка данного возраста стресс. Это объясняется и сменой привычного режима дня, и незнакомой окружающей средой, появлением большого числа незнакомых детей и взрослых.  Приспособление организма к новым условиям сопровождается изменением поведения ребенка, расстройством сна, аппетита, сопровождается заболеваниями. Длительный период беспокойного и нарушенного сна является причиной того, что на первых порах привыкания к детскому саду многие дети раннего возраста перестают спать днем. Это, в свою очередь, влияет на расстройство нервной системы и приводит к быстрой утомляемость и эмоциональной неустойчивости маленького ребенка. В результате может возникнуть негативное отношение малыша к окружающим его незнакомым людям и к внешней непривычной среде.

Особенности адаптации у детей раннего возраста к ДОУ обусловлены недостаточной сформированностью функциональных систем. Проявления состояния адаптации необходимо рассматривать в комплексе. К таким проявлениям относятся поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенная заболеваемость, колебания в психическом и физическом статусе. В связи с этим важное значение приобретает подготовка ребенка  к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основная работа по подготовке ребенка в дошкольное учреждение проводится дома, и главная роль в этом принадлежит родителям. По мнению Г.Зубовой, Е. Арнаутовой, надо создать такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям детского учреждения. Прежде всего, строго должен соблюдаться режим соответственно возрасту. Значит, и дома ребенок должен спать днем в те часы, которые по режиму предусмотрены для дневного сна. Соответственно соблюдаются часы кормления и бодрствования. В дошкольном учреждении в определенные часы предусмотрена прогулка детей и родитель должны приучать ребенка гулять в тоже время, в те же часы укладывать малыша на ночной сон. Очень важно правильно одевать ребенка в соответствии с температурой, как в помещении, так и на улице [4].

Большое внимание следует уделять также формированию навыков самостоятельности при одевании и раздевании, приучать ребенка пить из чашки и есть из ложки, пользоваться горшком в те возрастные сроки, которые рекомендуют специалисты. Он должен уметь самостоятельно играть с игрушками. Очень существенно воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

В период адаптации необходимо:

  1. Приводить ребенка не на полный рабочий день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребенка;
  2. Дома организовать для него щадящий режим (для этого должен быть резерв времени – не менее одного месяца для выхода на работу).

Следует помнить, что в период адаптации ребенок становится капризным, раздражительным, требовательным к вниманию взрослого, у него может ухудшиться сон и аппетит. Надо набраться терпения для спокойного, ласкового и бережного обращения с ребенком. В домашних условиях следует компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении, вызванное трудностями периода адаптации.

Для скорейшей нормализации состояния ребенка очень важна спокойная обстановка дома, поэтому:

  1. Не следует включать телевизор, радио, магнитофон на большую громкость;
  2. Чаще находиться с ребенком на свежем воздухе;
  3. Заниматься с ним спокойными играми, разглядыванием картинок;
  4. Не следует ходить с ним в гости во время привыкания к условиям детского сада, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша.

Утром, приводя ребенка в сад, необходимо информировать персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии (улучшение, ухудшение), замеченных во время пребывания дома.

Выполнение советов воспитателя, поможет ребенку быстрее справиться с трудностями периода адаптации. Признаками завершения адаптации является хорошее самочувствие малыша, хороший аппетит, крепкий сон, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитателям.


Библиографический список
  1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с.
  2. Алямовская,  В.Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В.Г. Алямовская. Москва.: ЛИНКА-ПРЕСС ,2009. – 250 с.
  3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 1983. – 367 с.
  4. Зубова,  Г., Арнаутова,  Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к  посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова, Е.Арнаутова / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66 – 77.
  5. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 160с.
  6. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях  [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.- М., 1980. – 120 с.


Все статьи автора «Светогорова Наталья Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: