Важное значение для развития каждого ребенка имеет организованный процесс обучения и воспитания, который начинается с дошкольного возраста с поступления в детский сад. В условиях детского сада ребенок не только приобретает разные умения и навыки, но и развивается как личность.
Проблема адаптации ребенка к детскому саду является особо актуальной в условиях современной жизни. Это объясняется тем, что все чаще в дошкольное учреждение поступают дети самого раннего возраста от 1,5 до 3 лет и процесс привыкания у них к детскому саду проходит довольно трудно: сопровождается болезнями, оказывает негативное влияние на психику ребенка, слишком велика образовательная нагрузка. Однако адаптация к дошкольному учреждению необходима и важна с точки зрения развития психики, а также здоровья ребенка в целом. Таким образом, следует отметить, что большое количество родителей сталкиваются с целым рядом проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.
Различные отечественные и зарубежные исследователи в области педагогики, психологии, психиатрии и социологии, такие как Н.М. Аксарина, Н.Д.Ватутина, Е.О. Смирнова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др. уделяли большое внимание проблеме адаптации к новым условиям детей раннего возраста [1,3,5,6].
Отмечено, что и сам ребенок, и его родители зачастую испытывают трудности в процессе адаптации к новым условиям при поступлении малыша в дошкольное учреждение. Это объясняется тем, что у детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь психического и физического развития. Эта особенность выражается в том, что на психику и нервную систему ребенка данного возраста в значительной степени влияет состояние его здоровья.
В течение первых трех лет посещения ДОУ малыши вынуждены в результате перемены привычных условий жизни постепенно менять уже сложившийся поведенческий стереотип и приобретать новые социальные связи. Изменения окружающей среды заключаются в необходимости общения с незнакомыми взрослыми и сверстниками, в различии домашних и детсадовских приемов воспитания.
По наблюдению В.Г. Алямовской, в процессе привыкания ребенка раннего возраста отмечены нарушения сна, аппетита, высокий уровень заболеваемость, неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении. Это значит, что адаптационные возможности детей раннего возраста ограничены [2].
Заметные неблагоприятные эмоционально-психологические изменения личности ребенка раннего возраста при поступлении в ДОУ отмечает в своих исследованиях Р.В. Тонкова-Ямпольская. Детям этого возраста присуща высокая эмоциональность, которая сопровождает его отношение к окружающей действительности. В то же время, подчеркивает автор, дети раннего возраста характеризуются неустойчивостью эмоционального состояния. И все изменения внешней среды и повседневного образа жизни нарушают, прежде всего, эмоциональное состояние малышей. Сложности привыкания, обусловленные конфликтом между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, становятся причиной отрицательных эмоций, переживаемых детьми раннего возраста [6].
Эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность, считают Г.Зубова, Е.Арнаутова свойственны периоду привыкания детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Малыши, как правило, выказывают боязнь при общении с незнакомыми людьми. Это проявляется в полной мере в яслях. Такие страхи являются одной из причин сложной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях, отмечают исследователи, делает ребенка более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым. Все негативные проявления у детей раннего возраста выражены очень ярко [4].
Н.М. Аксарина указывает о вероятности у детей раннего возраста нервного срыва по типу «психического стресса» в результате того, что резкая перемена привычного поведения становится крайне трудной и даже непосильной задачей для малышей [1].
Е.О. Смирновой показано, что наибольшие трудности в адаптации возникают у детей второго года жизни. Отрицательные эмоции в этом возрасте проявляются в гораздо большей степени, чем у малышей, поступивших в ясли после двух лет. В возрасте от 1,5 до 2 лет дети болеют более часто, чем в последующие годы. Период восстановления может достигать порой 2-3 месяцев [5].
Е.О. Смирнова подчеркивает, что ребенок в таком возрасте нуждается в тесной связи с родителями, особенно с мамой, он слаб и раним. Поэтому привыкание к детскому саду у детей 1,5-2 лет протекает дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. У детей раннего возраста происходит активное физическое и психическое развитие, именно поэтому они в крайней степени подвержены колебаниям и даже срывам. Меняющиеся условия внешней среды и потребность привыкания к новым для ребенка формам поведения требуют приводят к затрате больших сил со стороны малыша, в результате отмечается возникновение стадии напряженной адаптации [5].
Возраст детей, указывает М.Н. Аксарина, обуславливает характер поведения ребенка в адаптационный период. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет очень трудно переносят разлуку с близкими, особенно с матерью, зачастую отвергают общение с незнакомыми взрослыми и сверстниками, испытывают страх перед неизведанным [1].
Поступление в ДДОУ может вызывать у ребенка данного возраста стресс. Это объясняется и сменой привычного режима дня, и незнакомой окружающей средой, появлением большого числа незнакомых детей и взрослых. Приспособление организма к новым условиям сопровождается изменением поведения ребенка, расстройством сна, аппетита, сопровождается заболеваниями. Длительный период беспокойного и нарушенного сна является причиной того, что на первых порах привыкания к детскому саду многие дети раннего возраста перестают спать днем. Это, в свою очередь, влияет на расстройство нервной системы и приводит к быстрой утомляемость и эмоциональной неустойчивости маленького ребенка. В результате может возникнуть негативное отношение малыша к окружающим его незнакомым людям и к внешней непривычной среде.
Особенности адаптации у детей раннего возраста к ДОУ обусловлены недостаточной сформированностью функциональных систем. Проявления состояния адаптации необходимо рассматривать в комплексе. К таким проявлениям относятся поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенная заболеваемость, колебания в психическом и физическом статусе. В связи с этим важное значение приобретает подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Основная работа по подготовке ребенка в дошкольное учреждение проводится дома, и главная роль в этом принадлежит родителям. По мнению Г.Зубовой, Е. Арнаутовой, надо создать такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям детского учреждения. Прежде всего, строго должен соблюдаться режим соответственно возрасту. Значит, и дома ребенок должен спать днем в те часы, которые по режиму предусмотрены для дневного сна. Соответственно соблюдаются часы кормления и бодрствования. В дошкольном учреждении в определенные часы предусмотрена прогулка детей и родитель должны приучать ребенка гулять в тоже время, в те же часы укладывать малыша на ночной сон. Очень важно правильно одевать ребенка в соответствии с температурой, как в помещении, так и на улице [4].
Большое внимание следует уделять также формированию навыков самостоятельности при одевании и раздевании, приучать ребенка пить из чашки и есть из ложки, пользоваться горшком в те возрастные сроки, которые рекомендуют специалисты. Он должен уметь самостоятельно играть с игрушками. Очень существенно воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
В период адаптации необходимо:
- Приводить ребенка не на полный рабочий день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребенка;
- Дома организовать для него щадящий режим (для этого должен быть резерв времени – не менее одного месяца для выхода на работу).
Следует помнить, что в период адаптации ребенок становится капризным, раздражительным, требовательным к вниманию взрослого, у него может ухудшиться сон и аппетит. Надо набраться терпения для спокойного, ласкового и бережного обращения с ребенком. В домашних условиях следует компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении, вызванное трудностями периода адаптации.
Для скорейшей нормализации состояния ребенка очень важна спокойная обстановка дома, поэтому:
- Не следует включать телевизор, радио, магнитофон на большую громкость;
- Чаще находиться с ребенком на свежем воздухе;
- Заниматься с ним спокойными играми, разглядыванием картинок;
- Не следует ходить с ним в гости во время привыкания к условиям детского сада, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша.
Утром, приводя ребенка в сад, необходимо информировать персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии (улучшение, ухудшение), замеченных во время пребывания дома.
Выполнение советов воспитателя, поможет ребенку быстрее справиться с трудностями периода адаптации. Признаками завершения адаптации является хорошее самочувствие малыша, хороший аппетит, крепкий сон, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитателям.
Библиографический список
- Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М.Н. Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с.
- Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В.Г. Алямовская. Москва.: ЛИНКА-ПРЕСС ,2009. – 250 с.
- Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 1983. – 367 с.
- Зубова, Г., Арнаутова, Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова, Е.Арнаутова / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66 – 77.
- Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 160с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.- М., 1980. – 120 с.