УДК 37

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК» В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ

Уркумбаева Рахат Аваскановна
Таласский государственный университет
Кыргызстан

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме применения инновационных методов и приемов при изучении басни И.А. Крылова, которые способствуют более глубокому восприятию учащимися-кыргызами инокультурного художественного образа.

Ключевые слова: басня, инновация, интерактивные методы и приемы, критическое мышление


INNOVATIVE METHODS AND TECHNIQUES IN THE STUDY OF I. A. KRYLOV’S FABLE "THE WOLF AND THE LAMB" IN KYRGYZ SCHOOLS

Urkumbaeva Rahat Avaskanovna
Talas State University
Kyrgyzstan

Abstract
This article is devoted to the application of innovative methods and techniques in the study of Krylov's fables, which contribute to the successful perception of Kyrgyz students the different cultural artistic image.

Keywords: critical thinking, fable, innovation, interactive methods and techniques


Библиографическая ссылка на статью:
Уркумбаева Р.А. Инновационные методы и приемы при изучении басни «Волк и Ягненок» в кыргызской школе // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5566 (дата обращения: 14.07.2023).

Процесс учения – это не только изучение определенных знаний, но и процесс непрерывного, стабильного формирования личности. Основным участником образовательного процесса является ученик, а учитель обеспечивает возможность для самореализации каждого ученика. В  этом процессе  важное место занимает технология  критического мышления, которая, во-первых, даёт возможность для установления более глубокого творческого взаимодействия между учителем и учеником, во-вторых, обеспечивает совместный поиск истины и, в-третьих, позволяет формировать у учащихся умение принимать иную точку зрения.

Сегодня, когда в нашей стране заметно уменьшилась русскоязычная среда общения (в селах регионов она практически отсутствует), для школьника-кыргыза, несмотря на наличие таких мощных информационных каналов, как радио и телевидение, Интернет, русская культурная традиция все же оказывается традицией, приходящей к нашим учащимся «извне», а не «изнутри». Поэтому возникает необходимость помочь ученику осознать, по выражению известного киргизского методиста Л.А. Шеймана, «вереницу представляемых примеров именно как традицию – как преемственную систему явлений, характерных для изучаемой культуры».

В последние годы наблюдается усиление интереса методической науки к интерактивным и инновационным  методам обучения, требующего новых подходов к обучению, как отмечает И.П. Валькова, «от школы заучивания – к школе познания» [1, с.70], к решению проблемы активизации деятельности учащихся на уроке.

Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления»  на протяжении последних двух десятилетий весьма активно и результативно развивается в системе образования Кыргызстана. Проблема развития критического мышления учащихся обсуждалась в работах многих ученых-методистов Кыргызстана (Л.А. Шейман, Т.М. Буйских, Н.П. Задорожная, И.А. Низовская, И.П. Валькова, Л.Ф. Илеева, А.И. Алимбекова и др.).

Профессор Л.А. Шейман в предисловии «Словаря Программы «РКМЧП» писал: «…концепция американских коллег получила конструктивное развитие: это, уже методика формирования, развития и стимулирования не только критического, но и творческого, и нравственно-ориентированного мышления» [2, с. 5].

Методика развития критического мышления  является результатом законченных исследований, основанных на тех составляющих психологии и педагогики, которые способствуют развитию критического мышления. Она включает в себя новые, результативные методы и приемы, в связи с этим внедряется с удовольствием в практическую деятельность педагогов, работников образования. Таким образом, конец XX – начало XXI веков внесли исторические изменения в систему образования, в частности, в методику обучения литературе. Широкое применение инновационных методов и приемов творчески работающими учителями  в школах  позволили  сделать важный шаг в решении сложной проблемы образования –  активизации деятельности учащихся на уроках литературы.

Обучение школьников по технологии критического мышления формирует у них следующие компетенции:

  • Ø коммуникативная  (развитие навыков общения);
  • Ø интеллектуально-познавательная  (умение учиться);
  • Ø практико-ориентированная  (умение принимать обдуманные решения);
  • Ø деятельностная  (добывание знаний через деятельность);
  • Ø интерактивная  или информационная  (систематизирование и обмен информацией).

Глубина знаний учащихся, их умение понимать содержание жанра басни в значительной степени зависят и от методов и приемов их изучения.

Опыт применения  методов и приемов критического мышления  при изучении басен И.А.Крылова в средних классах показал повышение  результативности  обучения, позитивное  изменение  отношения  учащихся к предмету.

Много разнообразных и благородных чувств вызывает басня, если учителю удается взволновать школьников, раскрыть им истинную глубину образов, помочь почувствовать и пережить вместе с автором описанное,  найти в басне отклик собственным мыслям и чувствам.

На экспериментальных уроках при изучении басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок» в 7 классе (2 часа) мы применяли следующие виды приемов критического мышления.

Приемы принимаемые на стадии  «Вызова»:

Приём «Корзина идей»

–  Как вы думаете, что могут обозначать эти цепочки?

    Эзоп                     Лафонтен                   Крылов

    Др. Греция         Франция                     Россия

    VI век до н. э.     XVII век                     XIX век

Групповая работа. Класс был разделен на группы. После предварительного обсуждения, каждая группа высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске. Здесь следует отметить, что наши учащиеся в целом неплохо справились с заданием.

После знакомства с биографией учитель может применить прием «Верные и неверные утверждения»:

–  А сейчас давайте проверим, внимательно ли вы слушали  мою информацию  о творчестве И.А. Крылова.

1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.                 да

2. Он родился в городе Москве.                                                       нет

3. Его семья жила бедно.                                                                         да

4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.             да

5. Он работал продавцом.                                                                  нет

6. Крылов выучил несколько языков.                                                да

7. Он начал писать в 16 лет.                                                                         нет

8. Крылатые фразы из басен И.А. Крылова  стали поговорками.   да

9. В первой книге Крылова  были рассказы.                                 нет

10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.       да

Прием «Кластер». Составляют кластер (Я ЗНАЮ). Ставят  вопросы (Я ХОЧУ УЗНАТЬ). После работы в парах ребята обмениваются информацией.

Приемы применяемые на стадии «Осмысления»:

Прием «Уголки» – использовался при составлении характеристики Ягненку. Класс делится на группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств персонажа, другая – его отрицательных качествах. Данный прием используется после чтения всего произведения. Результаты  ответов учеников: положительные качества (не трусливый, маленький и слабый он всё же возражает волку, вступает с ним в спор); отрицательные качества (слабый, беззащитный, трусливый, испуганный).

Прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Ребятам раздается текст басни во время чтения ими делаются карандашные пометки на полях («V», что означает «Это я знал до прочтения тек­ста, «+» – «Это новая для меня информа­ция» и «?» – «Это мне непонятно»).

Прием «Ассоциации». Детям показываем иллюстрации Волка и Ягненка, затем выясняем, какие ассоциации они вызывают у них.

Использование данной стратегии поможет учащимся лучше усвоить новый литературоведческий термин «аллегория».

Приемы, применяемые на стадии «Рефлексии»:

Прием «Концептуальная таблица» применялся при сравнении героев басни. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение (см.таблицу 1).

Таблица 1

Волк

Линия сравнения

Ягненок

Грубый, злой,  несправедливый, жестокий

характер

Слабый, наивный, беспомощный
Грубый, злой, раздраженный, крикливый.  Нетерпение растет по мере того, как Ягненок ему возражает.

речь

Обращается почтительно, называет его в третьем лице. Испуган, голос дрожит, заикается
Коварство, грубость, хитрость,  наглость, клеветничество, злость.

что олицетворяет

Доброту, воспитанность, разумность, беззащитность.

Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием очень помогает ребятам при пересказе текстов.

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) Ягненок пришел к ручью напиться;

б) встреча Ягненка с Волком;

в) Волк кричит и обвиняет Ягненка;

г) спор Ягненка с Волком;

д) доказательство правды;

е) волчий закон.

С большим удовольствием наши ребята составляют «синквейны». Приведу здесь по одному удачному, на мой взгляд, примеру из домашних работ:

Волк                                               Ягненок

Грубый, наглый                                      Добрый, беззащитный

Пользуется правом сильного                       В споре с сильным побеждает

Дал делу законный вид и толк                Правда на стороне ягненка

Несправедливая власть                                 Народ

Прием «Кластер». Составление кластера к словам «Басня», «Крылов»

Басня (жанр, мораль, рассказ, аллегория, животные, нравоучение).

И.А. Крылов (писатель, баснописец, старший сын, драматург, издатель журнала).

Урок, проведенный  по  басне  «Волк и Ягненок» с использованием    методов и приемов критического мышления, показал эффективность их применения, способствовал более глубокому восприятию  художественных образов,  пониманию  морали и идейного содержания произведения, а также помог ребятам почувствовать  красоту и выразительность  русского  слова.

Сегодняшнему учителю дается право выбора методов и приемов обучения, возможность работать творчески для успешного решения любой педагогической задачи, а именно по формированию и развитию активной, творчески  мыслящей  личности.


Библиографический список
  1. Валькова И.П. Как сегодня учить и учиться? / Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – № 1. – 2001. – С. 69.
  2. Шейман Л.А. в кн.: Низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. – Бишкек: ОФЦИР. – 2003. – С. 5.


Все статьи автора «Уркумбаева Рахат Аваскановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: