Процесс социальной адаптации к новой среде может сопровождаться различными социально-психическими расстройствами, трансформацией поведения и другими социальными и личностными проблемами, которые употребляются ведущими учеными в области изучения, в том числе феномена адаптации и социализации личности в своих трудах как «стресс аккультурации» или «культурный шок» (Н.М. Лебедева, В.В. Гриценко, Т.Г. Стефаненко, Дж. Берри и др.).
Источники формирования проблемного поля социальной адаптации заложены еще в трудах М.Д.Калайкова, Л.В.Корель, Э.С.Маркаряна, И.А.Милославовой, Л.М.Растовой, Н.А.Свиридова, В.Н.Судакова, Н.Е.Шустовой, Юркиной М.С.
Поскольку иногородние студенты – особенная категория студентов, социальная группа, вынужденная адаптироваться в условиях новой для них социальной среде, постольку внимание к процессу их адаптации должен быть особенным [1].
Процесс вынужденной миграции, преследующей цель получения образования в чужом городе, может инициировать проблемы с приспособлением к новым факторам социальной среды, взаимодействием с различными социальными группами, особенно у иногородних студентов первого курса [2].
В данном взаимодействии особенно важно, чтобы иногородние студенты самостоятельно и инициативно включались в процесс усвоения знаний и осваивали способы их усвоения с начальных стадий обучения, понимали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся настоящим достижением личности.
Известно, что повышение личного социального статуса, молодежь воспринимает охотно, новый для них статус (студента) привлекателен, а социальные роли связаны с повышением самостоятельности, свободой в распределении личного времени и средств.
Авторы, специализирующиеся в области социологии личности, психологии студенчества указывают на следующий факт – статус студента привлекателен с той точки зрения, что окружающие, в особенности преподаватели вуза, начинают видеть во вчерашних школьниках не детей, а уже взрослую личность, с уважительным отношением «Вы» [3].
Первоначально положение «иногороднего» студента, создает достаточно сложное психологическое напряжения, эмоциональные проблемы: проблемы с соседями по общежитию в частности (разность курсов заселения, характеров/темпераментов и т.п.). Также к техническим факторам, формирующим определенные барьеры, препятствующие адаптации иногородних студентов, является
устаревшее материально-техническое оснащение, отсутствие капитального, косметического ремонта, отсутствие жестких правил поведения на общих кухнях, и т.п.
Таким образом, вслед за восторженным восприятием своего нового статуса, иногородние студенты сталкиваются с определенными социальными и личностными трудностями, которые можно по своей значимости и глубине влияния можно назвать «испытание свободой и характера» [1].
Соответственно, от отделов по воспитательной работе требуется выработка мер, которые направлены на плановое включение иногородних студентов-первокурсников в социальную сферу, в учебную деятельность, развивая их самостоятельность, познавательную активность [4]. Перечисленное может способствовать усвоению социальных норм и правил поведения, выработки личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной социализации и социальной адаптации.
Библиографический список
- Юркина М.С. Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.С. 68-71.
междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 68-71. - Юркина М.С., Смирнов А.А. Психологическая характеристика вузовской адаптации учебных мигрантов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С.1570.
- Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
- Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11(51). С.337-339.