УДК 377.6

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бужинская Надежда Владимировна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)». Целью включения инновационных методов в процесс изучения проектирования является подготовка студентов, способных нестандартно мыслить, аргументировать точку зрения, выдвигать новые идеи и эффективно решать проблемы профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образование, студенты


THE USE OF INNOVATIVE METHODS IN LEARNING THE BASICS OF DESIGNING STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Buzhinskaya Nadezhda Vladimirovna
Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute branch of Russian State Vocational Pedagogical University
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the of Department of Information Technology

Abstract
The article deals with the training of graduates of secondary vocational education in the specialty "Applied Informatics (according to branches)." The purpose of the inclusion of innovative methods in the process of learning is to train students who can think outside the box, to argue a point of view, put forward new ideas and effectively solve the problem of professional activity.

Библиографическая ссылка на статью:
Бужинская Н.В. Применение инновационных методов в процессе изучения проектирования студентами среднего профессионального образования // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5733 (дата обращения: 12.09.2024).

В современных условиях особенностью Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) является  акцентирование внимания на подготовке работников, готовых эффективно решать производственные задачи. Областями деятельности специалистов среднего звена по специальности 09.02.05 – «Прикладная информатика (по отраслям)»  являются  обработка информации, разработка и внедрение программного обеспечения, наладка и обслуживание оборудования отраслевой направленности в различных структурах [1]. Специалисты в области прикладной информатики должны уметь разрабатывать различные программные продукты с учетом требований заказчика и эффективно внедрять их на предприятиях.

Одним из необходимых условий для формирования этих компетенций является включение в процесс подготовки студентов инновационных методов обучения. Инновационные методы обучения основаны на использовании новых методик преподавания и эффективных форм для обеспечения самореализации студентов. Инновационные методы предполагают применение информационных ресурсов, повышающих эффективность обучения,  специально разработанных средств и систем обучения [2]. Инновационные методы направлены на развитие творческих способностей личности, за счет взаимодействия студентов и преподавателей в виде сотрудничества и взаимопомощи   [3].  При этом  включение данных методов  в процесс подготовки требует от преподавателя внесения изменений в содержание дисциплины и разработки новых элементов методики преподавания.

Рассмотрим особенности включения инновационных методов в процесс изучения студентами проектирования. Результатом освоения дисциплины «Обеспечение проектной деятельности» является овладение профессиональными компетенциями в области содержания проектных операций, определения их сроков, стоимости и качества, ресурсов и анализе рисков проекта [1].

Одним из инновационных методов можно считать метод гирлянд, случайностей и ассоциаций, предложенный Г.Я. Бушем. Реализация данного метода осуществляется в несколько этапов:

– постановка проблемы;

– выбор случайных объектов;

– составление различных комбинаций;

– определение списка признаков случайных объектов;

– выдвижение идей;

– составление «гирлянд ассоциаций»;

– выбор рациональной идеи;

– формулирование итогового варианта [4].

В процессе изучения проектирования реализацию данного метода можно представить в виде последовательности взаимосвязанных этапов.

На первом этапе студентам предлагается проанализировать основные понятия в области проектирования: проект – план –  качество, определить с какими объектами они соотносят данные понятия, предположить возможную связь этих понятий.

Далее студентам предлагается поработать с гирляндой  «время – стоимость – объем» и выделить признаки случайных объектов. Например:

– время: в минутах, быстротечное, лишнее, позднее, ограниченное…

– стоимость: денежная, товарная, минимальная, рублевая, эквивалентная…

– объем: трехмерный, физический, максимальный и т.д.

Затем студенты должны генеририровать идеи с помощью поочередного присоединения к объекту и его синонимам различных признаков. Например, проект с  минимальной стоимостью, план с ограниченным временем, качество с максимальным объемом и т.д. Подобные цепочки направлены на изучение функций или признаков объектов.

На этом этапе приветствуется выдвижение новых идей, при этом и не совсем реальных. К элементам гирлянды синонимов поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: планирование проекта с минимальной стоимостью, обеспечение качества проекта в условиях ограниченного времени и т.д. При этом могут получаться сочетания, которые в реальной жизни применяться не могут.

На последнем этапе студенты оценивают гирлянды ассоциаций, отбирают рациональные или оригинальные варианты и формулируют оптимальные, например, обеспечение качества проекта в условиях минимальной стоимости, ограниченного во времени и с оптимальным объемом выполненной работы.

Вторым методом является фрирайтинг (от англ. freewriting – свободное письмо). Фрирайтинг считается одной из автотехник, применяемых в самоанализе [5]. На фрирайтинг обычно выделяется 10-15 минут от учебного времени. На первом этапе студентами или преподавателем определяется объект исследования. Например, студентам предлагается найти ответ на вопрос «Для разработки каких программных продуктов используется объектно-ориентированное проектирование?». Чтобы получить ответ, студентам необходимо определить факторы, влияющие на объект исследования и установить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно составить таблицу, в которой перечислить события и отмечать степень вероятности по определенной шкале (шкалу предлагают сами студенты). Например, если в качестве фактора в нашем примере выделить этапы разработки программных продуктов, то можно получить следующую связь: определение требований к продукту – определение функциональных возможностей продукта – применение объектно-ориентрованного проектирования – построение диаграммы деятельности – изучение основных процессов – расчет стоимости проекта и т.д. Сложность данного метода заключается в следующем – для возникновения подобных ассоциаций студентам необходимо знать содержание предметной области: методологии проектирования, жизненный цикл программного продукта, требования к программным продуктам и т.д.

«Синектика» – метод исследования, разработанный в 1950-1960 гг. американским психологом У. Гордоном на основе опыта применения «Мозгового штурма». «Синектика» представляет собой совместную поисковую деятельность людей по решению проблем с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных предложений [6].

В синектике выделяют аналогию и метафору. При этом аналогия может быть прямой, символической, фантастической или личной [6].

При прямой аналогии анализируются свойства объекта и, затем, он сопоставляется с другими объектами в других областях. Например, для выполнения задания по теме «Жизненный цикл программных продуктов» применение прямой аналогии заключается в изучении циклических процессов в природе, технике, экономике и т.д. (смена времен года, сигналы светофора, работа станков на заводе). Далее данные алгоритмы сопоставляются с жизненным процессом программного продукта.

Символическая аналогия предполагает выражение сути процесса одним предложением или фразой. В процессе проектирования интерфейса программы можно использовать синоним «эффективное взаимодействие объектов или субъектов» и определить какими параметрами можно оценить указанную эффективность.

При фантастической аналогии необходимо описать фантастические средства, которые способствуют пониманию условия задачи. Например, «Как спроектировать компьютер, который будет реагировать на наше настроение?». Для ответа на данный вопрос студенты должны определить процессы, которые важны в проектировании подобного компьютера, функции заказчика, разработчика, тестировщика, этапы деятельности каждого субъекта и т.д. Таким образом, студенты применяют знания практически всего курса проектирования.

Применяя подобные методы в процессе изучения курса «Обеспечение проектной деятельности» преподаватель не только стимулирует студентов к саморазвитию, но и формирует у будущих специалистов умения применять нестандартные методы в профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33795) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169474/
  2. Субочева А.Д., Субочева О.Н. Инновационные методы обучения как способ активизации мыслительной деятельности студентов. // Международный научно-исследовательсктй журнал. Социологические науки. 2014. Выпуск Сентябрь. URL http://research-journal.org/social/innovacionnye-metody-obucheniya-kak-sposoby-aktivizacii-myslitelnoj-deyatelnosti-studentov/ (дата обращения: 12.08.2016)
  3. Юлдашев. З.Ю., Бобохужаев З.И. Инновационные методы обучения: особенности дистанционного метода обучения и способы его применения: учеб. пособие. Ташкент. 2006. 180 с.
  4. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. 318 с.
  5. Коломиец, Е.Ф. Личность как фактор выбора стратегии самореализации личности: дис. … кан. психол. наук . Спб, 2010. 219 с.
  6.  (дата обращения: 15.03.2016)
  7. Гордон У. Синектика: Развитие творческой способности. – Нью-Йорк : 1961. 98 с.

 



Все статьи автора «Надежда Бужинская»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: