В медицинском образовании большую роль играют современные информационные методы обучения (далее ИМО). Электронное, интерактивное, компьютерное моделирование, «виртуальные больные» «виртуальная реальность») – это те современные методы обучения, которые имеют практикоориентированную направленность и играют важную роль в формировании профессиональных компетенций. Они помогают в обучении студентов, будущих врачей, формируют мотивацию, расширяют интерес и улучшают практические навыки[1].
Личная заинтересованность педагога, соответствующий уровень образованности в этом вопросе и стремление к самообразованию, т.к. данные технологии постоянно обновляются и совершенствуются. Заинтересованность администрации учебного заведения в применении новых технологий, а соответственно пополнении технической и программной базы вуза. Творческий подход к использованию ИМО. При использовании готовых программных продуктов по предметам должен быть свободный компьютерный класс и соответствующая минимальная подготовка обучающихся использования персонального компьютера (далее ПК).
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при внедрении ИМО- затраты, психологические барьеры, отсутствие навыков, организация и структура, законодательные аспекты, язык, рыночные проблемы, тарифы, объемы передачи знаний, стандарты, традиционное мышление, слабый энтузиазм, бюрократия и игры власти[2].
Инновационные методы обучения с использованием электронных ресурсов
К инновационным методам с использованием электронных ресурсов относятся следующие виды методов: метод с избирательной интерактивностью, метод с полной интерактивностью, интеллектуальные обучающие системы, метод мультимедиа, «виртуальная реальность», метод интернет-образования, виртуальные клиники[3].
Таблица №1. Сравнительная таблица инновационных методов обучения в медицинском вузе.
Инновационные методы обучения | Использование ИМО |
Метод с избирательной интерактивностью | Используется не в полном объеме. |
Метод с полной интерактивностью | Используется не в полном объеме. |
Интеллектуальные обучающие системы | Используется не в полном объеме. |
Метод мультимедиа
|
Широко используется в обучении студентов. |
«Виртуальная реальность» | Используется частично. |
Метод интернет-образования
|
Не используется. |
Виртуальные клиники | Используется частично. |
Анализируя приведенные в таблице данные, можно с уверенностью сказать, что инновационные методы в обучении в медицинском вузе используются, не достаточно широко, а ведь считаются одними из прогрессивных и емких методов в овладении медицинской специальностью.
Применив ранжирование, можем расставить методы по частоте использования: 1-е место-метод мультимедиа, 2-е место виртуальная реальность, 3-е место- виртуальные клиники, 4-е метод с избирательной интерактивностью, 5-е место метод с полной интерактивностью, 6-е место интеллектуальные обучающие системы, и 7-е место интернет образования- практически не используется.
Таким образом, в современном медицинском вузе распределены электронные ресурсы по частоте использования.
Проведенный анализ позволяет сформулировать основную цель создания ИМО, заключающуюся в совокупности общепедагогических, психологических, дидактических, методических процедур взаимодействия педагогов и студентов.
Для функционирования ИМО необходимо наличие технических средств (компьютер, мультимедийный проектор и т.д.), программное обеспечение, предметная среда[4].
Основными направлениями в использовании ИМО в учебно-образовательном процессе является интеллектуальные обучающие системы, технологии мультимедиа, виртуальная реальность, Интернет-образование, дистанционное обучение и открытое образование[5].
Современные ИМО имеют определенные тенденции в развитии, которые заключаются в совершенствовании систем искусственного интеллекта, технологии коллективного разума, системы виртуальной реальности, Интернет – сообществ, методики многоагентных систем.
Библиографический список
- Боброва, И.И., Трофимов, Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов – М., 2014. – 205с.
- Применение Информационных технологий обучения, в преподавании спец. Дисциплин: метод.рекомендации / сост. С.Г. Воробьева. Коряжма, 2010. – 14 с.
- Образовательные информационные технологии: метод. пособие / И.А. Морев. Владивосток, ДВГУ, 2004.- 162 с.
- Информационные технологии: метод. пособие / П.Г. Рагулин. Владивосток, ДВГТУ, 2004.- 208 с.
- Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учеб.-метод. пособие/ сост. А.И. Артюхина, Н.А. Гетман, М.Г. Голубчикова, и др. М., 2014, 256с.