Развитие новой модели образования, целью которой является воспитание свободных личностей с развитыми интеллектуальными способностями, созидательным отношением к миру, осознанием личной ответственности и морали, способных к преобразовательной, плодотворной деятельности, становиться актуальной задачей государства и общества. В связи с этим особое место среди важнейших направлений и принципов развития образования занимает его гуманизация, направленная на эффективное взаимодействие личности и социума.
Гуманистически направленная парадигма образования основывается на следующем положении: «Обучение есть не только и не столько сообщение и организация усвоения студентом нового корпуса знаний, сколько организация и управление учебной деятельностью студента, который выступает в качестве ее активного субъекта. Он характеризуется целеполаганием, высоким уровнем учебной мотивации и направленного на освоение предмета и обобщенного способа действия, средств, способов решения учебных задач» [1, с. 26].
Принцип гуманитарности в инновационных общественных отношениях – противовес принудительности. Ввести с помощью современного механизма властных решений гуманитарные нормы в российском обществе относительно просто, но далеко не эффективно. Гораздо сложнее спрогнозировать и осуществить на практике действия индивидов в реальном жизненном пространстве в контексте их предметной общественной деятельности. Легко понять, что с этой задачей справиться сможет только рационально организованная и результативно работающая в плане гуманитарного самоопределения и самореализации личности система образования. Знание того, что “можно”, а что “нельзя” становится источником не столько нравственной доминанты личности, сколько её подлинной моральностью.
Сегодня в России функционирует Национальная доктрина образования, положения которой опираются на гуманистические, общечеловеческие ценности и национальную идею. На основании данного государственного документа созданы главные направления и цели образовательной подготовки юношей и девушек; спрогнозированы результаты развития системы воспитания и обучения подрастающего поколения до 2025 года; спланированы меры по получению желающими второго высшего образования – всё это тесно увязано с вопросами стабилизации и развития российского общества [2].
Разработать и принять к действию документ – это ещё не значит, что найден выход из кризисного положения. Поэтому поиск различного рода резервов представляет насущную необходимость как для власти, стремящейся легитимизировать свои действия по поводу развития общества в аспекте образования молодежи, так и для юношей и девушек, пытающихся, хотя и с серьезными издержками, осознать нужность личностного развития.
Разрешить данную проблему должна и способна только власть за счёт приведения в соответствие содержания образования с современными представлениями о функциональной грамотности и интеллектуальном потенциале личности; осознания индивидом своих личностных качеств и, в связи с этим, целей и задач самоопределения; освоения субъектом базовых основ социокультуры в качестве предпосылки для личностно-ориентированного образования.
Национальная доктрина образования, являющаяся основополагающим государственным документом Российской Федерации, может через систему реализуемых правительством мер укрепить в общественном сознании представление об образовании и науке как предопределяющих факторах развития общества и механизмах осуществления карьерных притязаний молодежи. В этом контексте осуществятся намерения власти примирить и адаптировать задачи государства и общества к целям образования для того, чтобы гармонизировать личностно-профессиональный и профессионально-личностный потенциал российского гражданина как социального человека.
Практически это уже отражено в стандартах образовательных услуг, учебных программах и пособиях, в методологии обучения и воспитания. Результаты проверяются анализом успеха, возможностью личностной самореализации, удовлетворением профессиональных и иных коммуникативных интересов и потребностей [3, с. 93].
Педагогика как наука, выступая гарантом развития личности независимо от возраста и профессиональной деятельности обучающихся, ориентируется на запросы и интересы потребителя в качестве основы своего собственного осуществления, ставит перед собой задачи вопреки запросам и требованиям государства. Всё это актуализирует проблемы образования и подготовки кадров. Необходимо отметить смешение этих двух процессов. Подтверждением вывода может быть стратегия национальных систем образования в субъектах РФ, которые, как правило, ориентированы на подготовку специалистов для конкретных форм деятельности. В связи с этим рефлексия и понимание общепринятых способов мышления и деятельности заменяются догматизмом. И как результат – наличие системы педагогической профессиональной деятельности, порождающей формальные знания, способности и мышление в реальных социокультурных условиях.
Таким путём образование как интеллектуальное развитие личности превращается в сугубо специализированную подготовку кадров. Именно в таком направлении идет сегодня реформа высшей школы России, её подразделений и учебных заведений. Установка на педагогику материального образования породила ряд трудностей и противоречий: во-первых, произошло рассогласование целей социокультурных процессов и образования; во-вторых, приоритет отдан кратковременной подготовке молодежи к выполнению простейшей деятельности, а овладение профессиональным мастерством выделено в самостоятельную проблему; в-третьих, допущен “разрыв” в самой системе обучения, что стало источником противоречия в методологии формирования новых форм мышления и инновационной деятельности; в-четвертых, стратегия и практика повышения квалификации из-за отсутствия идеологии кадровой политики малоэффективна и не превращена в одно из направлений развития личности и общества; в-пятых, спад качества производства и индивидуальной деятельности обострил проблему специализации-универсализации, породил маргинализацию, усилил рост целого комплекса проблем, связанных с отклоняющимся типом поведения.
Сама человеческая деятельность сегодня в России коренным образом изменилась, как и претерпели существенные изменения принципы и функции формирования организаций. Однако вопросы содержания обучения, подготовки молодежи к деятельности, профессионального потенциала и личностных качеств преподавателей высшей школы не получают принципиального, научно обоснованного решения. Несмотря на то, что нет однозначной зависимости между содержанием образования и его результатами в реальной практике людей, его оправдано рассматривать в качестве сферы воспроизводства социальных отношений, ведущих профессий и типов технологической деятельности; допустимых целей и форм организации; универсального механизма передачи культурных норм и нравственно-этических ценностей.
Реформа образования под видом усиления специализации и избавления от нефункциональных знаний и навыков делает россиян соучастниками реализации этой программы и внедрения элементов инновационного общественного развития, а педагогика, в свою очередь, перенастраивает преподавателей на подготовку “профессионалов” с выполнением ими сугубо конкретных частичных функций. Происходящее воспринимается общественностью и педагогами как необходимое и неизбежное. “Бархатная революция” сначала косвенно, а теперь открыто кардинально меняет сущность образования, критерии оценки и способы деятельности педагогических коллективов, в целом всей системы образовательных институтов. Особенно это ощутимо в деятельности высших учебных заведений, специализирующихся в области переподготовки и повышения квалификации работающих. Приоритетным в образовательном процессе становится преодоление тех знаний и способов профессиональной деятельности, которые были приобретены ранее. Наблюдаются попытки эту методологию и складывающийся опыт перенести в практику работы всех типов учебных заведений, следствием чего может быть разрушение идентификации (возрастной, национальной, профессиональной, половой, конфессиональной и т.д.).
Задача власти в области образования состоит не в том, чтобы стереть из памяти молодежи формы смысложизнедеятельности их родителей, а в том, чтобы на её основе сформировать те способы и механизмы действий и поведения, которые позволят продолжить и усовершенствовать лучшее, имеющее место вчера, сегодня, и перенести в завтра. Следует иметь в виду, что данный естественно-необходимый процесс сознательно и целенаправленно принимает форму самоопределения личности, а вместе с этим и способов её развития. Развивающееся сознание, переорганизуясь, будет способно трансформировать образ поведения и деятельности индивидов, и, таким образом, адаптировать их к складывающейся инновационной реальности и интегрировать в неё. В противном случае мы окажемся в парадоксальной ситуации: будем иметь дело не с системой формирования личности, а с неоднородными фрагментами её конструирования, что, безусловно, негативно скажется на детерминационных процессах, происходящих в обществе и государстве.
Всё это в значительной степени определяет цели и задачи современного российского образования в будущем. Модернизация системы образования должна базироваться на осознании перспектив и тенденций мирового и отечественного развития, на научном анализе потребностей общества и личности, точном выборе и последовательности действий в формировании государственной образовательной политики.
Библиографический список
- Зимняя И. А. Гуманизация образования – императив 21 века Вып. 1. Набережные Челны, 1996.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – М., 2000.
- Титова Е.В. Образовательный контекст политической социализации личности / Молодёжь и XXI / Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. 2016. С. 91-95.