Современное производство нефтегазодобывающей отрасли выдвигает высокие требования перед средним профессиональным образованием к подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно решать производственные задачи.
В настоящее время быстро развивается наука, изменяются техника и технологии, способы управления производством. Поэтому задачей преподавателя является формирование у обучающихся способностей к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи сложно достичь только традиционными методами обучения, т.е. путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся, когда обучающийся является пассивным потребителем знаний. «Творческая личность», «креативный подход», «неординарное мышление»… Эти понятия в современном обществе являются показателями высокой квалификации специалиста. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности. Креативный специалист непременно должен регулярно решать неординарные задачи и создавать продукты творчества. Самостоятельная работа в сочетании с активными методами обучения дисциплинам призвана активизировать созидательную деятельность обучающихся, которые должны уметь сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения и найти оптимальное, доказав его правильность. Самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Цель самостоятельной работы – привить обучающемуся навыки самообразования и осмысленной работы сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, и заложить фундамент для формирования самоорганизации и самовоспитания [2]. Именно эти качества будущего специалиста позволят ему в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
При изучении любой дисциплины организация самостоятельной работы должна состоять из следующих видов:
- Внеаудиторная.
- Аудиторная, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
- Творческая, в том числе научно-исследовательская.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы. Обучающемуся желательно предоставить право выбора темы. Подготовка к ролевым и деловым играм, когда обучающиеся изучают свои роли, исследуют предложенные проблемы. Перед началом занятия студентам дается задание: подготовить выступление в соответствии с выбранной ролью, продумать, почему ваша точка зрения может быть отвергнута или поддержана оппонентами.
Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Деловая игра создает модель реальной профессиональной деятельности, что позволяет студентам экспериментировать и совершать ошибки, которые в реальных производственных условиях недопустимы.
Цель деловой игры – в имитационных условиях дать обучающемуся возможность разрабатывать и принимать решения, работать в команде, нести ответственность за принятые решения.
Особое значение имеет подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах, так как требует глубокого самостоятельного изучения материала обучающимися.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся [3].
Использование ИКТ на занятиях можно представить так:
- видеофрагменты научного характера;
- создание презентаций, при выборе тем презентаций необходимо учитывать ее актуальность и личную заинтересованность обучающихся. Как правило, работа над темой приводит к желанию узнать больше, и в дальнейшем дает толчок к проведению исследований и более глубокому изучению вопроса.
- контроль (тестирование), подтверждение положительных результатов учебной деятельности невозможно без педагогических измерений. Наиболее объективным способом среди современных педагогических измерений является тестирование. Контрольно-измерительные материалы на основе информационных компьютерных технологий представляются актуальными для повышения эффективности образовательного процесса. Их эффективность заключается в оперативном проведении контроля и обработки результатов.
Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли, а в сочетании с самостоятельной работой способствует эффективному и качественному формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа способствует решению задач всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [4]. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует не только совокупность умений и навыков, но и черты характера, играющие существенную роль в структуре личности современного специалиста для достижения им высшей квалификации.
Библиографический список
- Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: дисс. … канд. пед. наук / Г.Н. Юшко. – Ростов-н/Д, 2000.- 164 с.
- Бурмакин Г.С. Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. – Педагогическое образование, 2011.
- Бушуев, В.Д., Шелобаев, С.И. Инновационный и интегративный подходы к организации самостоятельной работы студента // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8 – С. 141-143.
- Зарукина Е. В, Логинова Н. А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.метод. пособие / М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.