Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) cтудентов как задача государственной важности и национальной безопасности, актуализируется в подписанном В.В. Путиным Указе РФ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в котором правительству России дается поручение обеспечить к 2018 году «снижение смертности», в том числе за счет «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации» [1].
Важнейшими проблемами здоровья населения в России являются легкомысленное отношение граждан к спорту, прогрессирующая алкоголизация, курение и другие факторы повышения заболеваемости. Важным направлением профилактики болезней, поддержания и укрепления здоровья представляется мониторинг знаний о сущности и факторах здоровья, о собственном здоровье и возможностях его поддержания и укрепления; уровня двигательной активности, степени использования потенциала физической культуры и спорта в здоровьесберегающей цели и обусловливающих ее факторах; отношение и степень приверженности к вредным привычкам [2].
Важнейшим компонентом сохранения здоровья является образ жизни человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, модель здоровья обусловлена следующими факторами (в процентном выражении): наибольшее влияние оказывает образ жизни человека, что составляет 45-50%, состояние окружающей среды – 20-25%, наследственность – 15-20%, влияние структур здравоохранения составляет всего 10-15% [3].
Объем знаний, который необходимо получить студенту при обучении в медицинском университете, заставляет интенсифицировать учебный процесс, что требует от студентов увеличение затрат психофизических, духовных и физических сил. Для формирования ЗОЖ необходимо выяснить причины отсутствия желания вести здоровый образ жизни с одной стороны, а с другой – причины, способствующие здоровому образу жизни. Диагностический анализ состояния физического, социального и психического здоровья обучающихся подтверждает, что у всех студентов разные образы жизнедеятельности, разное здоровье, разные цель и задачи.
Студенческая молодежь является основным источником трудовых и интеллектуальных ресурсов общества, Именно поэтому необходимо рассматривать здоровье и ЗОЖ как одну из важных образовательных ценностей общества и личности студента [4]. В последнее время студенты много времени проводят за компьютером (в социальных сетях, играх, получает научную информацию и т.д.), что негативно влияет на их здоровье.
Цель настоящего исследования явилось изучение мнения студентов медицинского университета к формированию здорового образа жизни в зависимости от длительности работы за компьютером.
Для оценки взглядов студентов к принципам здорового образа жизни и факторов было проведено анонимное анкетирование студентов 6 курса педиатрического факультета Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко. В анкетировании приняли участие 116 студентов (78 девушек и 38 юношей) в возрасте от 21 до 24 года. Методом исследования было выбрано анкетирование, качественный анализ полученных результатов.
В разработанной авторами статьи анкете было сформулировано 30 вопросов, которые объединили в 7 категорий, отображающих отношение студентов к принципам здорового образа жизни: 1 – «информированность о ЗОЖ», 2 – «способ проведения досуга», 3 – «отношение к спорту», 4 – «вредные привычки», 5 – «продолжительность сна», 6 – «частота заболевания ОРВИ», 7 – «длительность работы за компьютером».
В зависимости от длительности работы за компьютером респонденты дифференцировались на 4 группы: 1 – девушки, проводящие свободное время за компьютером более 3 часов, 2 – менее 3 часов в день, 3 и 4 группы – юноши, разделенные по такому же принципу.
В результате проведенного исследования выяснена схожесть анкетируемых групп по продолжительности работы за компьютером (36,0 % девушек и 43,0 % юношей). Однако при изучении других критериев взгляды студентов на принципы ЗОЖ сильно отличались.
Анализ ответов респондентов первой категории показал, что здоровый образ жизни (по мнению анкетируемых) – это, прежде всего, здоровое питание (95,0 %); соблюдение режима дня, занятия спортом и музыкой по частоте встречаемости были на 2 месте (от 64,0% до 86,6%), причем, минимально оценили значимость соблюдения режима дня, молодые люди, проводящие за компьютером менее 3 часов, и именно эти респонденты (43,8%) отметили, что ведут здоровый образ жизни, что явилось наибольшим количеством среди испытуемых. Анкетируемые всех остальных групп придерживаются такого же мнения в значительно меньшей степени (от 22,4% до 29,3%). Курение, просмотр телевидения до позднего времени суток не сочли фактором ЗОЖ.
При изучении второго критерия – «способ проведения досуга» – выяснилось, что девушки (53,0 %) в свободное время чаще, чем юноши (19,0 %), интересуются литературой, а юноши (62,0 %) занимаются спортом чаще, чем девушки (23,0 %). Такой вариант проведения досуга как прослушивание или занятие музыкой во всех группах отмечен примерно одинаковым количеством респондентов (55,5 %).
Занятия спортом и физической культурой оказывают благоприятное влияние на состояние здоровья, по мнению опрашиваемых, в 76, 0% случаев, однако, более 3 раз в неделю этим видом деятельности занимаются менее всего анкетируемые 1-ой группы (11,7%), в то время как респонденты 4-ой группы – в 3,8 раза чаще (54, 0% опрашиваемых). С другой стороны, никогда спортом не занимаются 46,2% анкетируемых девушек, проводящих за компьютером более 3 часов.
Отношение к вредным привычкам, в частности к курению, как фактору, негативно влияющему на ЗОЖ, в основном отрицательное (от 56,0% до 89,0 % во всех изучаемых группах). В то же время, курящие юноши, работающие за компьютером более 3 часов в день, составили наибольшее количество – 24,6% – изучаемых обучающихся. Алкогольсодержащие напитки чаще употребляют (до 3-4 раз в неделю) анкетируемые 1-ой группы (68,9%), в то время как респонденты 4-ой группы – лишь в 38,0 % случаях.
При выяснении продолжительности сна выявлено, что менее 5-ти часов в сутки спят респонденты 1-ой и 3-ой групп (58,0 % и 66,0 % соответственно), и этот процент в 1,6 раза выше, чем у анкетируемых 2-ой и 4-ой групп (34,5 % и 33,2 % соответственно).
Обратим внимание и на результаты, полученные при исследовании частоты заболеваемости острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ). Чаще всего ОРЗ (более 3-х раз в год), болеют девушки, проводящие за компьютером более 3-х часов в сутки – 26,2 %, при этом девушки, проводящие менее 3-х часов в сутки – только в 9,8 % случаев, и у юношей 3-ей и 4-ой групп заболеваемость составила 12,0 % и 6,4 % соответственно.
В результате проведенного исследования можно сказать, что в группах юношей и девушек, более 3-х часов посвящающих работе за компьютером, прием алкогольных напитков (более 3 раз в неделю) в 1,4 раза чаще, чем в других группах, а продолжительность сна у них составляет менее 5 часов в сутки.
С другой стороны, юноши, менее 3 часов проводящих за компьютером, более чем в половине случаев занимаются спортом и физической культурой более 3 раз в неделю; употребление алкоголя у них значительно реже, чем во всех остальных группах. Различными респираторными заболеваниями они болеют только 1-2 раза в год (в отличие от остальных групп), проводят закаливание в 3 раза чаще, чем девушки и в 1,3 раза чаще, чем юноши, интенсивно работающие за компьютером.
Исходя из вышеизложенных результатов нашего исследования, можем заключить, что: придерживаться принципов здорового образа жизни в повседневной жизни большинство студентов считает для себя необходимым; студенты, проводящие за компьютером более 3-х часов, не только не соблюдают принципов здорового образа жизни, но и
- чаще употребляют спиртные напитки;
- меньше спят, тем самым больше наносят вред своему здоровью;
- чаще болеют острыми респираторными вирусными заболеваниями.
Студентам, работающим более 3-х часов за компьютером необходимо придерживаться правил работы за компьютером, чередуя эту работу с занятием физической культурой, спортом, что, в свою очередь, может сократить частоту заболеваемости ОРЗ.
Библиографический список
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». URL : http://base.garant.ru/70170948/ (дата обращения 23.09.2016).
- Бакулина Л.С. Формирование здорового образа жизни в высшей медицинской школе : проблемы и пути их решения / Л.С. Бакулина, И.Е. Плотникова, С.Ю. Берлева // В сборнике : Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под ред. Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой. – 2015. – С. 220-225.
- Всемирная организация здравоохранения. URL : http: //www.who.int/ru/ (дата обращения 23.09.2016).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года – М., 2012. – С. 4.