Произошедшие изменения в последние годы приводят к стремительному пробуждению национального самосознания и развитию патриотизма. Все чаще в научных работах по педагогике, социологии, психологии, политологии поднимается вопрос о стремлении современной молодежи к духовным истокам культуры, национальным традициям, отмечается рост потребности к развитию этнокультурным ценностям.
Патриотизм (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотическое воспитание всегда служило средством воспитания гражданского общества и укрепления государственности. А на встрече с лидерами парламентский фракций Д.А. Медведев подчеркнул, что «мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре и это нормально. Нужно развивать самые лучшие черты русского характера. Мы должны создавать нашу современную российскую культуру. Нужно поддерживать русский фольклор и музыку» [1].
Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Научный анализ позволяет определить противоречия между наличием практического опыта работы фольклорных ансамблей и отсутствием исследований, посвященный изучению эффективности проводимой работы и развитию патриотических чувств [2-6]. Кроме того существуют различные проблемы формирования у современных детей, подростков, молодежи патриотических чувств, среди которых СМИ, интернет и поворот на запад [7]. В тоже время одним из способов формирования патриотизма ряд авторов видит посредством использования фольклорных традиций [8-10], а также используя современные технологии, игры ит.д. [11, 12], которые помогают увлечь детей и подростков историей своего края, региона, страны, показать что история это не скучный предмет, а интересно и увлекательно.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях воспитание патриотизма у подростков и молодежи будет эффективным?
Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие воспитанию патриотических чувств у подростков и молодежи.
Объект исследования: процесс развития патриотических чувств подростков и молодежи средством донского фольклора.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания патриотических чувств у подростков и молодежи посредством донского фольклора.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули следующее предположение: воспитание патриотических чувств будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:
- обеспечение преемственности между различными возрастными группами (годами обучения);
- проведение научно-исследовательской работы воспитанниками по изучению истории Донского края, истории песен ит.д.;
- участие в лекциях-концертах, фестивалях, конкурсах на различном уровне.
-проведение экспедиционной работы, общение с подлинными носителями культуры.
Экспериментальная база исследования: детский фольклорный ансамбль «Феникс» (при МБУ ДО города Ростова-на-Дону Дворец творчества детей и молодежи).
Так как фольклор является тем компонентом, который повествует об истории, традициях, быте своего народа, обучает и воспитывает чувство гордости за свою малую родину, страну, нами была разработана общеобразовательная программа «У истоков народного творчества».
Программа рассчитана на 5 лет, и в рамках занятий ребята не только обучаются вокалу, но учатся играть на народных инструментах, но и изучают историю России и Донского края, изучают особенности пошива костюмов, ведения быта, учатся записывать и расшифровывать экспедиционные записи. Невозможно выучить историческую песню, не зная истории, особенностей той эпохи, не понимая, о чем или о ком в ней поется. Многие исторические, походные песни о конкретных героях: атамане Платове, генерале Краснощекове, императрице Екатерине, Петре I. Кроме того в программу включены мини мастер-классы по изготовлению детских игрушек (которые делаются из ткани без использования иголок). Организуются посещение фольклорных праздников, гуляний, концертов вместе с семьями воспитанников, и как отмечают воспитанники ансамбля, это меняет отношение в семье, формирует более тесные семейные связи.
В ходе реализации данной программы за 5 лет (2011-2016г.) определились особенности, которые состоят в поэтапной реализации всех методов. На протяжении существования ансамбля (25лет) нами осуществляется пропаганда народной песни и воспитание чувств патриотизма. Пробуждение творчества в коллективе носит практический характер – участники ансамбля осваивают музыкальные инструменты блок-флейта, балалайка, барабан самостоятельно, с помощью педагога – руководителя ансамбля, а также с помощью интернета, самоучителя, чтобы использовать вновь приобретенные навыки на концертах, для обогащения звучания исполняемых песен. Кроме традиционных уроков – репетиций, проводятся экскурсии в Азов, Старочеркасск, Новочеркасск, Танаис и т.д. Изучение истории и быта казачества осуществляются не только на уроках, но и самостоятельно, по рекомендованной литературой и в общении с подлинными носителями казачьей культуры.
Так, в июле 2005 и 2012 годах, в Старочеркасске, с казаками – некрасовцами, потомками изгнанников, говорили, слушали и записывали песни, сохраненные и привезенные на историческую родину. В 2009, 2010, 2013 принимали участие в казачьем фольклорном фестивале в республике Адыгея, где встретили две ветви казачьей песенной культуры: донской и кубанской.
В 2014 принимали участие в Вешенской, на Шолоховском фестивале посетили шолоховский музей, места, описанные Шолоховым в романе Тихий Дон.
В 2014, 2015, 2016 организовывались встречи с фольклористами из Санкт-Петербурга, Москвы, Новороссийска, как в рамках концертов, так и встречи в рамках репетиционных занятий.
Посещение и участие в фольклорных праздниках, встречи с донскими художниками и народными умельцами, с керамистами Л. Бычковой, В. Шкандыбиным и О. Захаровым – изготовителем музыкальных керамических инструментов не только расширяют кругозор но они увлекательны и поучительны.
Так по инициативе воспитанников и их родителей, ансамбль посетил традиционные казачьи соревнования «Шермиции» в х. Пухляковский, на фестивале донской культуры «Нет вольнее Дона тихого» в ст. Старочеркасская, воспитанники провели запись этнографических ансамблей: «Казаки» ст. Гниловская, ансамбля хутора Ёлкино Багаевского района, ансамбля «Красно солнце» (Санкт-Петербург). В ст. Даховской записали песни переселенцев с Дона.
Активная научно-исследовательская деятельность, воспитание на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций способствует формированию высокого уровня интереса к истории своего края.
Нужно отметить, что у воспитанников ,проходящих обучение по программе У ИСТОКОВ Донского творчества повышается интерес к истории и традициям своего края. Дети самостоятельно находят в интернете новые для них песни, просят разучить соло.
Также исследование проводили сотрудники психологической службы ДТДМ. Было выявлено, что школьники д/о «Феникс» показали высокий уровень воспитанности -4,7 балла, что свидетельствует о устойчиво-позитивном отношении обучающихся к категориям воспитанности и на 12,4% превышает среднее значение по данной возрастной категории воспитанников ДТДМ.
Сотрудники психологической службы отмечают, что уровень средних значений по категориям и по показателям, наиболее гармонично уровень воспитанности проявляется в категории отечество (знания, отношения, деятельность). У обучающихся сформировано позитивное отношение (4,5 ср.б., 90%) к Отечеству. Они чувствуют свою личную ответственность за судьбу страны; Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собирается жить, которой они гордятся – их отличают развитые чувства гражданственности и патриотизма. По отношению к Отечеству у старшеклассников сформирована активная позиция в деятельности (4,8 ср. балл, развита на 96%): многие готовы защищать Родину в случае серьезной опасности; они интересуются историей и культурой родного края, народов, населяющих его; при необходимости воспитанники не откажутся помочь ветеранам.
Исходя из опыта реализации программы «У истоков народного творчества» мы можем говорить о том, что, разработанная программа направлена как на развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников, так и на формирование патриотических чувств. Показателем этого могут являться творческие достижения воспитанников и результаты педагогического наблюдения, а также психологических исследований. Так, психологическое исследование подтверждает, что в рамках реализации программы «У истоков народного творчества» у воспитанников всех возрастов показатели отношения к отечеству значимо выше, чем у воспитанников других объединений Дворца творчества детей и молодежи.
Показателем результативности также может являться активное участие и победа воспитанников в различных научно-исследовательских конференциях, а также пропаганда фольклора в рамках различных мероприятий. Так в рамках студенческого фестиваля «Мир Кавказу» ансамбль принял участие с мастер-классом, в 2010 – ансамбль был награжден дипломом художественного руководителя Кубанского казачьего хора Захарченко В.Г. «За сохранение пропаганду народных казачьих традиций»; а в 2011 – Дипломом Госсовета – Хасэ Республики Адыгея (специальный приз «За сохранение культуры и развитие патриотизма» в рамках регионального фестиваля казачьей культуры в республике Адыгея); в 2012 – Дипломом Кубанского казачьего хора (спец-приз «за пропагаду фольклора» в рамках регионального фестиваля казачьей культуры в республике Адыгея). В разные годы ансамбль принимал участие в региональной научной конференции ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор», «Жизнь и творчество М.А. Шолохова» «Искусствоведение»); в «Славянских чтениях» (2013), в городском этноархеологическом фестивале «Этническая культура народов Дона и Приазовья», В 2016 году, впервые была проведена детская конференция «Через тернии к звездам», в котором приняли воспитанники 10 и 11 лет (Томилина Надежда и Плетнев Михаил) и были отмечены дипломами 2 и 3 степени. Важно отметить, что научно-исследовательские работы, подготовленные на конференции, являются инициативой воспитанников и отражают уровень самостоятельности, активности и заинтересованности в изучении истории и культуры Дона, и также являются косвенным показателем развитости патриотических чувств.
Библиографический список
- Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «Госпатриотпрограмма.рф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gospatriotprogramma.ru
- Бржезинская, Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 02.04.2016).
- Бржезинская, Н.А., Погонцева, Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
- Власова, Т.И. Духовно-патриотическое воспитание современной молодежи: вызовы и риски [Текст] / Т.И.Власова, Б.Ч. Месхи, В.В. Абраухова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 4-10.
- Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. [Текст] /Н.А. Ивашкина. Автореф. дис. … канд. педагог. наук. – М., 2008.
- Летучева, С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования [Текст] / С.К. Летучева// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3782 (дата обращения: 13.04.2016).
- Погонцева, Д.В. Самопрезентация в киберпространстве [Текст] / Д.В. Погонцева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
- Тронь, К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] / К.М.Тронь // Вестник науки и образования. 2015. № 3 (5). С. 158-162.
- Целикова, А. Д. Быть или не быть патриотом. Взгляд будущего учителя начальных классов [Текст] / А.Д. Целикова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 17.04.2016).
- Ярцев, А.А. Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся [Текст] / А.А. Ярцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 2 (49). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. С. 110-117.
- Погонцева Д.В. К опыту разработки квест-викторины «Мой край» // Современная педагогика. 2015. № 12 (37). С. 112-113.
- Погонцева Д.В. Фольклорные детские игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 1241-1244.