Точность воспроизводства уровня профессионально-педагогической деятельности определяет постановку задачи детерминации и оптимизации условий развития личности в модели непрерывного образования, гарантирующего своевременность выбора и решения задач и противоречий.
Включенность будущего педагога в систему научно-педагогического исследования [1] гарантирует личности и обществу своевременность постановки условий выбора и оптимизации развития, социализации и самоутверждении через социально регламентируемые нормы отношений и самовыражения.
В модели профессионально-педагогического образования [2-3] важно учитывать все факторы и ресурсы воспроизводства качественного продуктивного становления личности, включенной в иерархию смыслов и ценностей социального и образовательного пространства. Одной из таких задач является задача поиска формируемых ценностей и идеалов педагогикой деятельности [4-8]. Ресурсы, фасилитирующие качество решения заявленных задач определяются качественным использованием основ педагогического моделирования [9].
Определим решение задачи выявления трех ценностей, предопределяющих качественное профессиональное становление педагога в модели непрерывного образования XXI века.
1. Профессионализм как совокупность реализуемых категорий современной педагогической деятельности –креативность, компетентность, конкурентоспособность и т д., составляющих основу педагогического мастерства, которая в свою очередь необходима для высококачественного решения задач педагогической деятельности. Профессионализм включает в себя грамотное и вариативное использование педагогического опыта для индивидуального подхода к разным группам обучающихся, то есть умение к каждому ребенку как личности подобрать свой метод реализации передачи информации. Умение выполнять свою деятельность (обучение и воспитание) качественно в самых разнообразных условиях, решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных условиях не «теряя лицо».
2. Гуманизм – термин, обозначающий категорию педагога, который включает в себя демократическую жизненную позицию: ребенок как индивид имеет полное право и обязанность самостоятельно определять смысл и ценности своей жизни. Уважительное отношение к личности ребенка, к его индивидуальным особенностям развития, защита его достоинств, свободы и интересов. Гуманизм предполагает более лояльное, терпеливое отношение между педагогом и группой лиц обучающихся, что позволяет более качественно осуществить передачу социального опыта, который поможет группе обучающихся социализироваться в обществе.
3. Продуктивность – способность образовательной системы и ее элементов «производить» качественное решение задач педагогической деятельности, повышая в дальнейшем уровень решения этих задач. Педагог должен обладать целью повышения качества своей осуществляемой деятельности, применяя педагогическое мастерство и производя самоанализ своей выполненной той или иной задачи, чтобы в дальнейшей своей практике видеть и показывать более высокую результативность своей работы и высокое качество «произведённой продукции».
Выделенные ценности уникальны и представляют собой единое целое, без чего личность педагога не сможет быть в неподдельном смысле понятия личностью.
Качество педагогической деятельности – одно из актуальных направлений развития современной системе научно-педагогического поиска, гарантирующего в модели педагогического исследования своевременность определения и верификации качества решаемых задач развития личности и общества.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–457–5.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с. ISBN 978-5-906806-40-6.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.