Задача сохранения, укрепления и развития здоровья нации, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему – одна из главных в современном мире. Одно из основных условий успешного решения обозначенной задачи – формирование среди студентов здоровьесберегающей компетентности студенческой молодежи. К обязательным профессиональным компетенциям относится здоровьесберегающая зона ответственности и выполняет функцию обеспечения успешности в области спорта и физической культуры в вопросах сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.Для здоровьесберегающей компетентности сотрудников в области физической культуры мы будем рассматривать интегральное качество личности, обеспечивающее её влечение и готовность воплотить в жизнь личный когнитивный потенциал при возникновении сложных задач, требующих профессиональных навыков, связанных со здоровьесберегающей деятельностью, все это мы станем рассматривать как когнитивный компонент. Интеллектуальные способности и качества, познания в области, когнитивные умения, уже сформировавшиеся процессы познавания и, в первую очередь, мышление, возможность рефлексии и самосовершенствования, выполнение будущим специалистом систематического анализа здоровьесберегающей деятельности, который он проводит, готовность к увеличению образовательного уровня в сфере здоровьесбережения, интерес к новым знаниям, главная структура когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности специалиста в области физической культуры и спорта.
Компетенции формируются с помощью образовательных технологий. Понятие «педагогическая технология» имеет длительную эволюцию. На технологичность педагогических процессов еще в 20е годы ХХ века указывали А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко. В 70е годы первыми публикации по проблемам педагогической технологии стали работы Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, Н.Д. Никандрова. К числу ученых, имеющих серьезные публикации по проблемам педагогической технологии, относятся В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов. В результате разработки теоретических и практических основ проблемы образовательных технологий появилось много аспектов понимания и множество понятий, связанных с термином «педагогическая технология». Проведенный анализ данной дефиниции в научной литературе позволяет определить образовательную технологию как систему элементов педагогической деятельности и дидактических средств гарантированного достижения поставленных педагогических целей. В нашем образовании технологический подход представлен весьма сильно. Но, совершенно очевидно, что технологический инструментарий, обеспечивающий реализацию более компетентного подхода в рамках многоуровневого высшего профессионального образования, должен измениться: лекции от функции прямой передачи информации должны перейти к формированию инструментальных компетенций (когнитивные способности, методологические способности, способность решать проблемы, способность оценить качество исследований в данной предметной области и т.д.); содержание учебных заданий на семинарских и практических занятиях должно ориентироваться на развитие мыслительных операций: синтез, сравнение, классификацию, анализ, обобщение и конкретизацию, оценивание позиции. Задачам формирования среди студентов когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности лиц в области физической культуры и спорта, как показало наше исследование, в большей степени отвечают когнитивная образовательная технология (М.Е. Бершадский), технология ТРИЗ, технология полного усвоения знаний (различные модификации), технология развития критического мышления, ситуационный анализ, игровая деятельность. Проанализируем их возможности. Когнитивная технология, по мнению ее автора М.Е. Бершадского [2], обеспечивает понимание учебной информации, что и является основной целью обучения. Она основывается на исследовании когнитивных возможностей учащихся, а ее приоритетными целями считаются: когнитивное развитие учащихся, присвоение знаний и составление методик работы, формирование информационной компетентности и критического мышления. По алгоритмическому характеру когнитивной технологии также следует её внутренняя структура. Для проектирования учебного процесса выполняется диагностика исходного состояния учащихся, используя разного вида аспекты, применяя различного рода критерии выбора модели, определяется система обучающих воздействий (выбираются формы, методы, приёмы, средства обучения), подбирается и структурируется содержание обучения. В результате после применения выбранной системы воздействий, учащиеся переходят в промежуточное состояние, фиксирующие достижения учащихся и где обнаруживаются затруднения обучающихся при усвоении новой информации, применяя средства анализа и диагностики. На базе полученных данных, педагог совершенствует модель обучения, изменяет подходы, формы, а также приёмы и средства донесения информации и модифицируя модель в соответствии с изменившимся состоянием обучаемых. Результаты применения измененной модели вновь анализируются, что в очередной раз приводит к совершенствованию модели и т.д. Цикл повторяется снова и снова, пока не будет получен изначальный итог [2]. В последнее несколько десятков лет для формирования когнитивной сферы будущего специалиста в вузе стала применяться такая развивающая интеллект технология как теория решения изобретательских задач – ТРИЗ (автор Г.С. Альтшуллер) [1]. Данная теория в своей основе опирается на научное обобщение творческого опыта многих поколений изобретателей мира. Очень точно описал идею ТРИЗ М.Е. Бершадский: «технические системы возникают и развиваются по объективным законам, которые можно использовать для решения сложных творческих изобретательских задач, сознательного целенаправленного генерирования нетривиальных идей (в отличие от используемых для этой цели случайных методов проб и ошибок): мозгового штурма, синектики, фокальных объектов, гирлянд ассоциаций, метода контрольных вопросов, морфологического ящика и др.» [3, с.34]. Если первоначально ТРИЗ создавалась как инженерная дисциплина, направленная на решение конкретных технических, в том числе производственных задач, то сегодня эти возможности значительно расширились. Со временем инженерная область использования ТРИЗ распространилась и начала использоваться в других сферах, и, в частности, в психологии и педагогике – для формирования из студентов творческой личности, для развития «сильного» мышления. Арсенал методов, приемов и средств развития мышления, предлагаемых данной технологией, весьма широк. Так, М.М. Зинкина, с целью формирования у студентов познавательных интересов и профессиональных потребностей в знаниях и умениях, в каждой учебной группе формировала малые творческие студенческие коллективы. Создавались соответствующие условия, требующие проявления интеллектуальной активности и определенных личностных качеств, которые раскрепощали мышление студентов. Студенческие творческие группы позволили не только включить каждого в активную познавательную деятельность, но и на этой базе активизировать дискуссионные формы профессионального общения, как на занятиях, так и во внеаудиторные часы [3, с.194-195]. Достаточно целесообразно для благоприятных условий формирования знаний, как составляющего когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности преподавателя по физической культуре и спорту, применить технологию совершенного усвоения знаний (Дж. Кэрролл, Б. Блум, М.В. Кларин). Авторы технологии высказали свои предположения, что на способности обучения влияют не средних, а оптимально подобранных индивидуально условиях, что доказывает необходимость в адаптивной системе обучения, которая позволит каждому учащемуся в полной мере усваивать преподаваемый материал. Постоянным параметром обучения должен стать результат обучения, а условия обучения – изменяемыми параметрами, подстраиваемыми для достижения каждым обучаемым поставленного результата [4; 5].
Когда мы говорим о возможности технологии для повышения развития критического мышления, следует отметить, что ограничиваясь только базой модели обучения – “ВызовОсмыслениеРазмышление” имеют все шансы быть применены различные стратегии изучения, довольно знакомые и апробированные в педагогике на практике: стратегии совместного изучения, стратегии проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии. Поэтому, технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей [6, с. 37]. Проанализируем перечень авторских технологий по формированию у студентов здоровьесберегающей компетентности, ее когнитивного компонента специалистов в области физической культуры и спорта. В.Н.Трофимов обосновывает эффективность модульной технологии обучения, в основе которой стоит, что обучение проходит частично самостоятельно или полностью самостоятельно с подобранной формой обучения, которая содержит в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Принцип модульного подхода реализовывался при изучении комплекса учебных дисциплин, изучаемых в теории и методике физической культуры и спорта с установлением взаимосвязей учебных элементов интегрируемых дисциплин [7].
В качестве технологических приемов исследователем использовалось решение аналитик рефлексивных задач, которые направлены на выявление и развитие умений анализировать и осуществлять рефлексию конкретной ситуации, связанной с культурой здоровья, умений анализировать результаты различных видов здоровой жизнедеятельности, способы и процесс достижения результата здоровьесберегающей деятельности и др. [7, с.156].
Околелова В.А. предлагает рефлексивно деятельностную технологию формирования ЗОЖ студентов, которая предполагает следующую последовательность работы: овладение студентами информацией о ЗОЖ и ее переход в знание через наделение информации смыслом; переход от информации к мысли; выражение личностного отношения к знанию о ЗОЖ, о здоровье; оценка знания; переход от знания к действию; выбор действий и поступков и их выполнение; оценка действия и поступков и личностная самооценка [8]. В.В. Лобачев технологию формирования когнитивного компонента будущих педагогов физической культуры считает частью здоровьесберегающих технологий обучения. Из всей совокупности здоровьесберегающих технологий наиболее эффективными для формирования здоровьесберегающей компетенции являются интегрирующие медико-биологические, психолого-педагогические и физкультурные основы сбережения. «Технология здоровьесберегающей компетенции – это активная технология, которая способствует формированию культуры здоровья в целом» [9, с. 71]. Ее осуществление предполагает «использование всевозможных форм (традиционных: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия; инновационных: профессиональные игры, видео анализ, демонстрации, тренинги), методов (теоретических: дискуссия, беседа; наглядных: показ, рассматривание моделей, схем; практических: упражнения, ситуативные задачи) и средств (дидактических:учебно-методические комплексы; инструментальных: тренажеры, гимнастические снаряды; мультимедийных: презентации, видеофильмы, электронные учебники, электронные альбомы схем, проекции) проведения занятий» [9, с. 72].
Игровые технологии и, в частности, дидактическая игра при подготовке студентов во время занятий физической культурой и спортом в вузе имеют большие возможности. С.А. Хазова определяет дидактическую игру как специально организованную учебную деятельность учащихся, основанную на имитации и моделировании идеальной и реальной действительности и сочетающая в себе как учебные, так и игровые элементы. Автором выделены три типа дидактических игр: фрагментарные (в их основе лежит одна педагогическая задача – формирование у студентов одного или нескольких профессионально педагогических умений); целостно тематические (моделирование имитации деятельности учителя физической культуры по изучению, анализу основных элементов дидактической системы, а также педагогического опыта); комплексные (сочетание двух вышеназванных типов игр, в них происходит целостное, системное моделирование педагогической деятельности учителя физической культуры по организации процесса обучения). Для наполнения игры содержанием подбираются проблемные ситуации, соответствующие конкретной профессионально педагогической функции или ситуации социального взаимодействия, социальной роли [10].
Осуществляя технологический подход в обучении будущих специалистов физической культуры и спорта, принципиально действенно, эффективно структурировать очередность образовательных методов и приемов. Их применение должно способствовать постепенному возрастанию здоровьесберегающей компетентности. Важно опираться на закономерности становления когнитивной сферы личности, постепенно повышая требования к уровню самостоятельности и продуктивности умственной деятельности, к степени обобщения знаний и умений, а также их осознанности и интерпретации в соответствии с определенными ситуациями обще-социального или профессионального взаимодействия. Компетентный подход к созданию образовательных программ нового поколения должен строиться с учетом снижения значимости высшего образования. Узкопрофессиональный метод для образования в современных реалиях недостаточен, и высшее учебное заведение, наряду с подготовкой к трудовой деятельности профессионалов нового поколения, должно формировать образованного гражданина, которому присущи нормы культуры, в том числе и культура здоровья, демократические ценности, этические взгляды, умение оценивать последствия при моральных значениях и при выполнении тех или иных действий. Работодатели, наряду с профессиональными знаниями и умениями, сегодня ценят новые способности, касающиеся общения и умения работать в команде, творческого подхода, способности предвидеть и помещать события в более широкий контекст, находчивости, умения постоянно учиться и адаптироваться переменам, деловитости, ответственности и организованности.
Библиографический список
- Альшуллер, Г.С. Найти идею / Г.С. Альшуллер. – Новосибирск: Наука, 1986. – 209 с.
- [Электронный ресурс] / М.Е. Бершадский. – URL: http://yandex.ru/yandsearch?text=+Бершадский+М.Е.&lr=195
- Бершадский, М.Е. Технология когнитивного обучения: структура и процедуры
- Хазова, С.А. Игровые технологии обучения в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: монография / С.А.Хазова, Н.В.Карягина // Подобщ.ред. Н.Х. Хакунова. – Майкоп, 2008. – 270 с.
- Bloom, B. Human Characteristics and School Learning / B. Bloom. – New York, 1976. – P. 2545.
- Зиновкина, М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные 265 педагогические технологии): монография / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 1996.– 283 с.
- Околелова, В.А. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе обучения в педагогическом университете: дис.канд.пед.наук / В.А. Околелова. – Самара, 2004. – 207 с.
- Лобачев, В.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры: дис.канд.пед.наук: 13.00.08. /В.В. Лобачев. – Воронеж, 2006. – 207 с.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. – № 4. –С.3640.
- Трофимов, В.Н. Педагогическая технология формирования основ здоровой жизнедеятельности студентов технических вузов: дис.канд. пед.наук / В.Н. Трофимов. – Самара, 2006. – 228 с.