УДК 37.08

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Боровикова Наталия Александровна
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье представлены особенности оценки профессиональной деятельности педагогических работников СПО, претендующих на первую (высшую) квалификационные категории и содержится анализ экспертного заключения аттестуемого педагога.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников на квалификационную категорию, оценка качества образования, эксперт, экспертное заключение


ASSESSMENT OF RESULTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER STRS TOMSK REGION

Borovikova Natalia Aleksandrovna
Tomsk State Pedagogical University

Abstract
Features of assessment of professional activity of pedagogical workers of SPO applying for the first (highest) qualification categories are presented in article and the analysis of the expert opinion of the certified teacher contains.

Keywords: assessment of the quality of education, certification of teachers in the qualifying category, expert, expert opinion


Библиографическая ссылка на статью:
Боровикова Н.А. Оценивание результатов профессиональной деятельности педагога СПО Томской области // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6180 (дата обращения: 14.07.2023).

В настоящее время  преподаватели работают в непростых условиях: во-первых – это изменения в системе образования, связанные с реализацией новых ФГОС, во- вторых – высокие требования к профессиональному и  личностному развитию преподавателя, связанные с введением  с 1 января 2017 года профессионального стандарта преподавателя. На основании этого большое внимание уделяется вопросу формирования высококвалифицированного кадрового потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения в системе СПО.

Основная роль методического и педагогического совершенствования преподавателя является процесс его подготовки к аттестации с целью установления квалификационной категории и непосредственно сама процедура аттестации.

Основными задачами проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы [1].

Процедура аттестации должна рассматриваться в двух направлениях: первое направление – аналитическая деятельность, которая позволяет изучить отдельные компоненты педагогической деятельности и личностные качества педагога, второе направление – деятельность, обеспечивающая целостное представление о педагогическом процессе с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

В основе процесса аттестации педагога с целью установления квалификационной категории лежит анализ результатов его профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Опыт работы руководителем экспертной группы говорит о необходимости выполнения подготовительной аналитической работы педагога к процедуре прохождения экспертизы, так как без предварительного анализа своей работы невозможно собрать в логической последовательности наработанные материалы результатов работы.

Общие критерии оценивания результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов содержатся в Экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника профессиональной образовательной организации, которые размещены в открытом доступе на сайте http://www.umc.tomsk.

Экспертные заключения разработаны на основе требования к первой и высшей квалификационной категории, содержащиеся в Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276).

Оценка профессиональной деятельности педагога осуществляется экспертной комиссией  на основе всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности, представленных портфолио и анализа посещённых экспертами учебных (внеучебных) занятий для последующей подготовки экспертного заключения. И здесь большая роль отводится экспертам – от профессионализма эксперта, от его понимания, принятия и глубокого изучения представленных материалов, напрямую зависит качество экспертизы. В процессе экспертизы эксперты заполняют экспертное заключение.

В качестве примера приведены разделы экспертного заключения на высшую квалификационную категорию:

Раздел 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов,  проводимых организацией

Показателем результативности данного раздела является анализ текущей качественной успеваемости студентов в соответствии с контрольными точками (не менее 60 %).

Раздел 2. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства от 5 августа 2013 г. № 662

В разделе предоставляются результаты освоения студентами образовательных программ по итогам внешнего  мониторинга и качественная успеваемость студентов должна быть не менее 60 %.

Раздел 3. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

В данном разделе преподаватель представляет результаты участия студентов в профессиональных конкурсах, конференциях, выставках, проектах, предметных олимпиадах, соревнованиях не менее чем на муниципальном уровне, а также материалы, подтверждающие участие в организации педагогическим работником для студентов мероприятий не менее чем на областном уровне.

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

Материал, представленный в данном разделе должны позволить  экспертной комиссии оценить использование современных образовательных технологий преподавателем в своей профессиональной деятельности. В этом же разделе преподаватель представляет материалы выступлений на конференциях, семинарах, публикации статьи в сборниках. Отдельно оценивается активность педагога в транслировании опыта своей профессиональной деятельности, т.е. исполнение функций наставника за молодыми специалистами. При оценивании продуктивности личного вклада педагога в повышение качества образования важная роль отводится наличию наград, поощрений за успехи в профессиональной деятельности не менее чем областного уровня. В соответствии  с ФГОС в части «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» преподаватели должны проходить  стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года и данном разделе предоставляется документация, позволяющая оценить выполнение данного требования.

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

В анализе данного раздела должны быть учтены следующие оцениваемые позиции: общественная активность педагога – участие в методических объединениях, творческих группах на уровне ПОО, участие в жюри, экспертных комиссиях, участие в профессиональных конкурсах не менее, чем областного уровня, участие и достижение целевых показателей в реализации мероприятий Программы Развития ПОО основании всестороннего анализа профессиональной деятельности.

Преподаватели системы СПО Томской области имеют возможность прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории в упрощенной форме на основании «Отраслевого соглашения между Департаментом профессионального образования Томской области и Томской территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на период 2016-2019 гг.»

На основании  заявления педагогического работника о проведении аттестации и экспертного заключения по итогам оценки профессиональной деятельности педагогического работника, претендующего на квалификационную категорию аттестационная, комиссия принимает решение об установлении или об отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Основываясь на собственном опыте работы, могу сказать,  что процесс подготовки к прохождению аттестации будет увлекать педагога только в том случае, если всё делается своевременно. И в результате такой работы педагог может сам себе разъяснил, как он работает, какие результаты, и, главное, что он будет делать дальше. В этом педагог не просто успешно прошел процедуру экспертизы, но при этом сумел посмотреть уже в завтрашний день и определиться с самообразованием на будущее. И самое  главное – процедура аттестации должна стать  мотивом для дальнейшего профессионального развития педагога.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]: КонсультантПлюсURL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/ (дата обращения: 19.02.2016).
  2. Официальный сайт ОГБОУ   ДО «Учебно- методический центр дополнительного профессионального образования»  г. Томск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umc.tomsk.ru/
  3. Долгоаршинных Н. В. Аттестация педагогических работников в условиях развития российского образования //Академический вестник. Научно-практический журнал. -2013. № 1(7). – с. 7-12.
  4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?/Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014 – с.-175.


Все статьи автора «Боровикова Наталия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: