Проблема формирования межкультурной компетенции является одной из важнейших в педагогике межкультурной коммуникации. Необходимо разработать системный подход к формированию межкультурной компетенции, начиная с раннего детского возраста и охватывая различные сферы деятельности ребёнка, а затем подростка и молодого человека [1]. В наших предыдущих работах [2,3] мы исследовали возможности, предоставляемые для формирования межкультурной компетенции личности такими образовательными ступенями как старшая школа и бакалавриат. Данное исследование ставит своей целью проанализировать возможности магистратуры с позиций формирования межкультурной компетенции.
Основные направления деятельности, для которых должны предназначаться выпускники магистратур, это:
1) исследовательская работа в научных институтах и научных подразделениях;
2) конструкторские и проектные разработки;
3) педагогическая работа в вузах;
4) международное научное сотрудничество [4, с. 16].
Последний пункт приобретает особую важность в свете рассматриваемой в данной работе проблемы. Успешное международное научное сотрудничество требует высокого уровня развития межкультурной компетенции.
В России традиционно формирование межкультурной компетенции связывают с обучением иностранным языкам. Данный подход освещён в работах многих известных учёных, таких как Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, В.Г. Костомаров, О.А. Леонтович, В.В. Сафонова и др. В магистратуре обучение иностранным языкам не просто профессионально ориентировано, оно должно быть профессионально «сконцентрировано» [5, с. 132]. Таким образом, профессиональная направленность обучения иностранному языку повышает мотивацию магистрантов к его изучению и является положительным фактором для формирования межкультурной компетенции.
Межкультурная компетенция включает в себя три группы компонентов: знания (когнитивные), отношения (аффективные) и умения (конативные) [3, c. 57]. Компоненты всех трёх групп, несомненно, развиваются на всех этапах формирования межкультурной компетенции, однако, по нашему мнению, ранний этап обучения является самым благоприятным для развития аффективных компонентов, бакалавриат – когнитивных, и магистратура – конативных. Это связано с тем, что именно магистратура создаёт прекрасные возможности для формирования умений, применения уже полученных знаний на практике.
Г.В. Елизарова описала методические принципы, необходимые для формирования межкультурной компетенции. К ним относятся:
1) Принцип познания и учёта ценностных культурных универсалий;
2) Принцип культурно-связанного соизучения иностранного (английского) и родного (русского) языков;
3) Принцип этнографического подхода к определению культурных компонентов значений явлений как лингвистического, так и нелингвистического характера;
4) Принцип речеповеденческих стратегий;
5) Принцип осознаваемости психологических процессов и состояний, связанных с межкультурным общением, который является итогом «переживаемости» культурных феноменов и связанных с ними способов познания;
6) Принцип управляемости
- собственным психологическим состоянием,
- состоянием неопределенности происходящего;
7) Принцип эмпатического отношения к участникам межкультурного общения [6, с. 194-195].
Магистратура предоставляет прекрасные возможности для реализации перечисленных выше принципов. Так, принцип познания и учёта ценностных культурных универсалий может быть реализован именно в магистратуре, где процесс обучения иностранному языку происходит на более высоком уровне за счёт подготовки студентов на ступени бакалавриата. здесь уже есть возможность ввести само понятие культурной универсалии, проанализировать роль культурных универсалий в понимании культур и, как результат, избежать появления стереотипов и расширить кругозор магистрантов.
Второй принцип, принцип культурно-связанного соизучения иностранного и родного языков, также может быть прежде всего реализован в магистратуре, так как именно на этой ступени обучения магистранты уже готовы к сопоставлению лингвистических феноменов в неразрывной связи с воплощёнными в них культурными ценностями: имеют необходимые знания – как языковые, так и знания о культурах и межкультурной коммуникации.
Принцип этнографического подхода к определению культурных компонентов значений явлений как лингвистического, так и нелингвистического характера – один из наиболее важных в процессе формирования межкультурной компетенции личности, так как именно соблюдение этого принципа позволяет формировать умения. способствующие успешному межкультурному общению с представителями различных культур, а не только одной конкретной культуры. Принцип этнографичности обеспечивает обучающихся таким набором инструментов познания и анализа, который можно использовать безотносительно к конкретной культуре. Такой уровень обобщения возможен именно в магистратуре, где всё обучение нацелено на развитие способностей к анализу на более высоком уровне, чем на предыдущих ступенях обучения.
Принцип речеповеденческих стратегий, обеспечивающий совокупное проведение всех принципов формирования межкультурной компетенции личности, отражается в учебном процессе путём последовательного изучения культурных универсалий и тех способов, которыми они отражаются в моделях речевого и неречевого поведения [6, с. 204]. Именно магистратура является той образовательной ступенью, которая способна обеспечить соблюдение данного принципа, за счёт используемых форм обучения.
Принцип осознаваемости и переживаемости, также как и принцип эмпатии, основаны на использовании уже сформированных качеств личности, которые к моменту обучения в магистратуре имеют больше возможностей быть сформированными, чем на более ранних ступенях обучения.
Принцип управляемости собственными эмоциями – это принцип, которому в магистратуре следует уделить особое внимание. Соблюдение данного принципа – одно из сложнейших условий формирования межкультурной компетенции личности. Магистратура позволяет создать условия для соблюдения данного принципа, организовать учебную деятельность по овладению иностранным языком с использованием ролевых игр и метода кейсов, способствующих развитию умения распознавать собственные чувства и эмоции и выражать их приемлемым для ситуации межкультурного общения образом.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что магистранты уже имеют достаточную подготовку, поэтому магистратура может стать завершающим этапом развития межкультурной компетенции, этапом достижения последнего, высокого уровня шкалы развития межкультурной компетенции личности.
Библиографический список
- Волкова Е.В. Клубное объединение как среда формирования межкультурной компетенции старшеклассников // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 69-71.
- Волкова Е.В. Формирование межкультурной компетенции средствами интерактивных технологий в клубной общности лингвокультурной направленности. Диссертация … кандидата педагогических наук 13.00.05. Санкт-Петербург, 2013. 167 c.
- Волкова Е.В. К вопросу о разработке системного подхода к формированию межкультурной компетенции // Гуманитарные научные исследования. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16177 (дата обращения: 10.10.2016).
- Пак Х.С., Давыдова А.А. Магистратура как ступень к научной деятельности в непрерывном образовании // Академия профессионального образования. 2015. № 6. С. 15-20.
- Ястребова Е.Б. Обеспечение преемственности в обучении иностранным языкам: бакалавриат – магистратура // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2015. № 14 (725). С. 128-138.
- Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. 291 с.