Современное социально-образовательное пространство реализует многомерную модель социализации и самореализации личности [1-11] в системном учете персонифицированных возможностей и требований, гарантирующих личности получения качественного образования, реализацию профессионально-трудовых функций и основ здоровьесберегающих отношений и гуманистических основ сотрудничества и самовыражения.
Комплекс упражнений как средство развития личности определяет в единстве цели и смыслов достижения высоких результатов не только в развитии личности и ее структур, но и качество социализации и самореализации обучающегося, включенного в систему социальных отношений и профессионального становления.
Корригирующая гимнастика – это вид физической культуры, определяющий комплекс физических упражнений для обучающихся, имеющих определенные предпочтения и типологические отклонения от нормы (длительное позирование, малоподвижный образ трудовой деятельности), предопределяющее появление отрицательного психологического и физического самочувствия, устраняемого средствами физической активности и определяемого явления.
Корригирующая гимнастика направлена на повышение качества и возможности труда благодаря грамотно подобранным упражнениям и персонифицированным условиям развитиям обучающимся.
Комплексы корригирующих упражнений:
- Комплекс упражнений, направленных на коррекцию индивидуального физического развития.
Упражнение № 1 (упражнения выполняются сидя на полу (гимнастическом коврике))
И.П. – опустить голову вниз, руки в замке за головой (слегка усиливаем давление на голову), спина прямая (не сутулиться).
1 – в этом положении находиться 2 минуты.
2 – И.П.
3 – поворачивая голову на 45 ᵒ вправо, опустить голову вниз. Правая рука находится на голове, слегка усиливая давление . Также в этом положении находиться 2 минуты.
4 И.П.
5 – 6 – то же, в другую сторону.
Упражнение № 2.
И.П. – то же.
1 – наклон головы назад, вытягивая подбородок вверх (спина прямая, ноги в коленях не сгибать, носки натянуты, руки в упоре сзади). Темп медленный. Длительность выполнения упражнений 10 – 15 раз.
2 – И.П.
3-4 – то же самое. 4-6 повторений.
Упражнение №3.
И.П. то же.
1 – поднять плечи вверх, втянуть шею вниз.
2 – И.П.
3-4 то же. 6-8 повторений. Темп средний.
Упражение №4.
И.П. – сед ноги вместе, носки натянуты, руки в упоре сзади.
1 – свести плечи за спиной, прогнувшись в грудном отделе.
2 – И.П.
3 – свести плечи вперед, округлить спину в грудном отделе.
4 – И.П. Темп средний. 6-8 повторений.
Упражение№4.
И.П. то же.
1 – 8 – круговые вращения плечами (плечевых суставов) назад (стараемся делать упражнения с большей амплитудой).
9 – 16 – то же, вперед. Темп средний. 1-2 повторения.
Упражнение №5.
И.П. – сед, правая согнута в колене.
1 – локтем левой руки, упираясь в правое колено, повернуть туловище и голову вправо (позвоночник в виде спирали). Задержаться в этом положении 10-15 секунд.
2 – И.П.
3-4 то же, в другую сторону. Темп медленный, 2-4 повторения.
Совокупность упражнений обеспечивает качественное решение поставленных задач коррекции.
Социализация личности определяется в нашей работе как трехуровневая структура (микро-, мезо-, макроуровневая модель организации социальных отношений и способа оценки их качества).
Социализация личности (широкий смысл, макроуровневая модель) – педагогический конструкт, реализующий формирование научного мировоззрения, опыта социальных отношений, опыта самооценки и взаимодействия в социальном пространстве.
Социализация личности (узкий смысл, мезоуровень) – процесс формирования опыта социальных отношений в модели реализуемой деятельности, гарантирующей личности успешное решение задач развития и самоутверждения, самосохранения и самореализации.
Социализация личности (локальный смысл, микроуровень) – процедура верификации качества решения задач включения личности в социальные отношения с последующей оценкой обществом качества деятельности личности.
Комплекс упражнений корригирующей гимнастики в нашей ситуации определяется средством социализации личности, обеспечивает повышение уровня здоровья, работоспособности, позитивного настроения. У студентов в процессе занятий корригирующей гимнастикой улучшается умственное развитие, повышается эмоциональное самовыражение во время занятий. Формируется работоспособность, объективный уровень притязаний и позитивная адекватная самооценка.
Выделенные модели научно-педагогического поиска мы будем использовать в дальнейшей работе по разработке программно-педагогического обеспечения изучения основ физической культуры для студентов среднего профессионального образования.
Библиографический список
- Бокова Е. В. Особенности социализации и самореализации личности через регби // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 августа 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.116-118.
- Бородин А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Теория и практика детерминации категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7210
- Звонарёва Ю. А. Воспитание как средство самосохранения историко-культурных норм и моделей поведения // Символ науки. 2016. № 6-2. С.142-144.
- Звонарёва Ю. А. Здоровьесбережение как категория современной педагогики // Научные открытия в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.132-134.
- Звонарёва Ю. А. Особенности уточнения понятия «воспитание» педагогом по физической культуре // Практическая педагогика и психология: методы и технологии : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 10 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.126-128.
- Звонарёва Ю. А. Педагогические условия как конструкт современной педагогической науки // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.206-208.
- Идиатуллина Е. А. Социализация в модели развития личности // Научные основы современного прогресса : проблемы внедрения результатов и направления развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 октября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.123-125.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Миллер В. И. Педагогическое моделирование в решении задач социализации личности // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 октября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.163-164.
- Сапегин И. И. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в конструктах педагогики развития и физической культуры // Информация как двигатель научного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 сентября 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.103-105.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.