УДК 37.042

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ПОДРОСТКОВ

Молодченко Мария Сергеевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Аннотация
В статье представлено современное состояние психологических исследований прокрастинации и перфекционизма. Отмечена актуальность проведения специальных исследований в группах подростков. Охарактеризованы некоторые проблемы проявления прокрастинации в связи с перфекционизмом у подростков и задачи их учета в консультативной работе психолога.

Ключевые слова: перфекционизм, подростки, прокрастинация.


A THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE RELATION BETWEEN PROCRASTINATION AND PERFECTIONISM IN ADOLESCENTS

Molodchenko Maria Sergeevna
Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics

Abstract
The article presents the current state of psychological research of procrastination and perfectionism. There is marked the urgency of carrying out of specific studies in groups of adolescents. It is described in the article some of the problems of manifestation of procrastination due to perfectionism in adolescents and the tasks of their accounting in consultative work of the psychologist.

Библиографическая ссылка на статью:
Молодченко М.С. Теоретический анализ проблемы соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6300 (дата обращения: 12.07.2023).

Одной из актуальных проблем воспитания современных подростков является прокрастинация – феномен, который определяется в литературе [1 и др.] как откладывание выполнения намеченных дел при понимании негативных последствий отсрочки. В числе внешних факторов, определяющих прокрастинацию, выделяются навязывание заданий при противодействии субъекта, высокий уровень их сложности, монотонность и длительность предстоящей работы по их выполнению, наличие у субъекта более приятных для него или важных дел, удаленность сроков отчета, отсутствие или малозначимость поощрения за выполнение задания.

У многих прокрастинаторов имеют место отрицательные черты личности: нерешительность, безответственность, халатность, неорганизованность, лень [2], эти особенности явно заметны уже в подростковом возрасте [3]. Педагоги зачастую характеризуют прокрастинацию подростков исключительно как недобросовестность, недисциплинированность, безволие, упуская из внимания другие возможные личностные причины прокрастинации – перфекционизм, тревожность, несформированность мотивации некоторых видов деятельности [4]. Можно констатировать актуальность специального психологического просвещения и консультирования педагогов по проблемам психологической уязвимости и ранимости подростков и по вопросам тактики их психолого-педагогической поддержки, чему зачастую противодействуют стереотипы педагогического сознания, которые имеют место и у будущих педагогов-психологов [5, 6].

В ряде исследований [4, 7, 8, 9, 10, 11 и др.] показано, что значимым личностным фактором, определяющим прокрастинацию, выступает перфекционизм – стремление к совершенству, принятие высоких стандартов деятельности и высоких требований к себе. Так, по мнению М.А. Киселевой [9], прокрастинация у молодых людей часто детерминирована социально-психологическими факторами, действие которых опосредовано такими личностными особенностями, как перфекционизм и общая тревожность личности. Разработанная этим автором диагностическая методика «Степень выраженности прокрастинации (СВП)» включает шкалы общей прокрастинации, мотивационной недостаточности, перфекционизма и тревожности и использует соответствующие критерии оценки.

Исследователи [8, 9 и др.] дифференцируют два вида перфекционизма – «нормальный» и «невротический». Последний вследствие постоянного переживания индивидом стресса и последующего эмоционального выгорания субъекта ведет к прокрастинации. М.А. Киселева отмечает, что высокие показатели прокрастинации у молодых людей высоко коррелируют только с «невротическим» перфекционизмом. М.В. Ларских , С.В. Ларских и В.А.  Семенова [11] исследуют эти виды перфекционизма у студентов и используют для их обозначения термины «конструктивный перфекционизм (КП)» и «деструктивный перфекционизм (ДП)»; эти исследователи также связывают варианты перфекционизма с наличием или отсутствием эмоционального выгорания. Проявления «деструктивного перфекционизма» характеризуются следующими чертами (по компонентам):

избыточным напряжением, высокой тревогой, негативным эмоциональным фоном в учебном труде, сниженными показателями оптимизма (деятельностный компонент);

особой сензитивностью к информации об ошибках, промахах и неудачах, поляризованностью оценочных суждений и ориентацией на крайние оценки («все или ничего»), страхом перед началом новых дел, ориентацией на стереотипы деятельности, проверенные опытом (когнитивный компонент);

доминированием мотивации избегания неуспеха, потребностью в ограничительном поведении, в наличии четких норм и правил, регламентирующих свободу выбора, стремлением к получению подробной информации о значимых ситуациях, ориентацией на ожидания других людей (потребностно-мотивационный компонент);

выраженным пессимизмом, нереалистичностью уровня притязаний, самокритичностью, наличием чувства вины, заниженной самооценкой, депрессией, интровертированностью, отказом субъекта от самореализации (личностный компонент) [11].

В исследовании М.В. Зверевой при сравнении нормативной и клинической выборок молодых людей [7] было показано, что частота проявления прокрастинации значимо не отличается в этих выборках, что привело к выводу об отсутствии у данного явления патологической природы. Автор считает прокрастинацию дезадаптивным феноменом, свойственным молодежной возрастной группе. У подростков прокрастинация тем более не должна рассматриваться как проявление патологии, поскольку, как констатирует Х. Ремшмидт, «трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением в период взросления» [15, с. 243], и необходимо с максимальной полнотой учитывать ситуационную обусловленность поведения и деятельности подростка.

Следует отметить, что большая часть исследований, посвященных феномену прокрастинации и ее связи с перфекционизмом, проводилась на выборках студентов [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и др.]. О.О. Шемякина [12] отмечает, что в настоящее время актуально проведение специальных экспериментальных исследований прокрастинации на разных возрастных выборках, а также в разных условиях социального взаимодействия. Данное замечание весьма важно относительно исследования прокрастинации, ее проявлений и причин у подростков.

У многих интеллектуально одаренных подростков проявляется перфекционизм, причем, одаренные дети в школе чаще всего относятся к группе дезадаптированных [18]. П. Торренс приводит такие данные: около 30% детей, отчисляемых из школ за академическую неуспеваемость и даже – за низкий уровень интеллекта являются интеллектуально одаренными [цит. по: 19]. В 70-е –80-е годы прошлого века выделилась даже как область психологических исследований – психология талантливых, но не успевающих в школе детей [там же]. Учителя выходят на соперничество с одаренными детьми, иногда стремятся унизить их [18]. Многие талантливые подростки часто пребывают в состоянии депрессии и вынуждены маскировать свою одаренность [20]. По-видимому, одной из форм маскировки интеллектуального превосходства над сверстниками может выступать прокрастинация как демонстрация безразличия к учебным делам. Другой причиной прокрастинации может быть перфекционизм – черта, как было отмечено, часто проявляющаяся у интеллектуально одаренных подростков.

Приведенные факты подтверждает исследование психологических проблем подростков-отличников, проведенное М.А. Сомовым [21]. Было выявлено, что отличники зачастую испытывают дискомфорт в классном коллективе, одноклассники порой относятся к ним предвзято, считают эгоистами и выскочками. Такое отношение к отличникам обусловлено спецификой организации учебной деятельности, исключающей групповые формы работы, где достоинства отличника стали бы очевидными и социально значимыми для его сверстников. Автор [21, с. 119] приводит данные о том, что учащиеся седьмых-девятых классов с успеваемостью 4,0–4,5 балла легко ставят себя на место слабоуспевающих, идентифицируясь с ними. По-видимому, такие ученики могут проявлять демонстративную прокрастинацию, проявляя подростковый конформизм и показывая сверстникам, что они не являются, как говорят подростки, «ботаниками», «заучками». Подростки с успеваемостью 4,6-4,9 балла склонны, как отмечает автор [там же], к идентификации с отличниками. У них прокрастинация может быть связана с деструктивным перфекционизмом, если учащиеся избегают посредственных результатов и стремятся к достижению только максимальных отметок. В исследовании было показано, что негативное отношение одноклассников к отличникам исчезает при использовании учителями групповых форм организации учебной деятельности на уроках, что можно учесть в практике психологического консультирования по проблемам подростковой прокрастинации и устранения ее возможных причин.

И.С. Кон [22] подчеркивает необходимость учета в работе с подростками такой возрастной особенности отрочества, как выраженную избирательность, характеризующую отношение к разным видам деятельности, и стремление к выбору только значимых и интересных занятий, позволяющих подросткам раскрыть свои способности и продемонстрировать их сверстникам. Эта возрастная черта, усиленная подростковым максимализмом, может проявляться в откладывании незначимых дел и в игнорировании тех занятий, которые не ценятся в кругу сверстников и неинтересны для подростка. Прокрастинация может проявляться относительно скучных, монотонных, репродуктивных видов деятельности, поскольку, как отмечает И.С. Кон, подростки и юноши тяготеют к творческим занятиям.

Девиантное поведение подростков характеризуется, в частности, такими ситуационно-личностными реакциями, как отчуждение, дезорганизация, оппозиция, отказ, протест, имитация, компенсация, эмансипация [23]. Эти реакции могут сопровождаться прокрастинацией – затягиванием выполнения поручений, а потом – и отлыниванием от них. Реакция отказа может проявляться в избегании привычных дел, молчании в ответ на вопросы, стремлении к уединению, симуляции плохого самочувствия. Отчуждение проявляется в противопоставлении своей бездеятельности по отношению к активности сверстников. Активная оппозиция выражается в нарочитой грубости подростка, непослушании, вызывающем поведении, невыполнении поручений, может сопровождаться также ложью, плачем, бранью. Показателями пассивной оппозиции могут выступать проявления обиды, недовольства, капризности, замаскированной враждебности, затягивании выполнения требований и поручений. У подростков реакции оппозиции зачастую сопряжены с демонстративностью. Реакции имитации проявляются как подражание референтному лицу, при этом могут копироваться не только положительные, но и негативные аспекты поведения эталона, например, сквернословие, грубость, прокрастинация или невыполнение поручений старших. Реакции компенсации проявляются в стремлении подростка скрыть свою несостоятельность в какой-либо области и восполнить ее успехом в другой сфере. Компенсация является механизмом психологической защиты личности, помогающим ей избавиться от переживания своей неполноценности. Компенсация неудач в получении одобрения сверстников может проявляться в демонстративной небрежности по отношению к поручениям педагогов, которая выступает как попытка завоевать одобрение товарищей. Реакции эмансипации связаны со стремлением подростков освободиться от контроля взрослых и отражают противодействие устанавливаемым ими правилам и порядкам. Одной из форм демонстрации независимости подростка может быть намеренная прокрастинация. Во всех описанных случаях прокрастинация не только является приемом демонстрации и протеста, но также выполняет функцию разрядки, отдыха, что определяется несформированностью у многих подростков волевых регуляторов поведения и инфантильным стремлением к удовольствиям, отдыху и бездеятельности. В каждом из вариантов поведения может иметь место личностный аспект, связанный с перфекционизмом подростка, неудовлетворенного средними оценками его личностных качеств и его поведения со стороны окружающих и стремящегося вызывать неподдельное восхищение и иметь максимально высокий рейтинг в группе.

Другим аспектом, связанным с перфекционизмом, может быть высокая тревога подростка по поводу возможного неуспеха (а неуспехом перфекционист считает любой результат деятельности, отличный от наиболее высокого). Затягивание выполнения порученных дел может быть обусловлено избеганием посредственных (по оценке перфекциониста) достижений. В.В. Барабанщикова, М.В. Останина, О.А. Климова [17], изучая проявления прокрастинации у юных спортсменов пришли, казалось бы, к парадоксальному выводу, что причиной прокрастинации у спортсменов может быть боязнь успеха. Этот мотив, однако, фактически сводится к избеганию последующих неуспехов, которые не будут соответствовать достигнутому рекорду, что повлечет за собой снижение самооценки на фоне высокого уровня притязаний, а вследствие этого – прокрастинацию.

Другой интересный вывод данного исследования: у спортсменов, представляющих командные виды спорта, прокрастинация выше, чем у представителей индивидуальных видов спорта. Это связано, по мнению авторов [17], с необходимостью в командном спорте постоянно согласовывать темп деятельности, планы и их реализацию с членами команды, что влияет на повышение уровня прокрастинации и избегание ответственности в ситуациях принятия решений. Данный вывод, на наш взгляд, может представлять интерес для анализа проблем прокрастинации у подростков, для которых группирование со сверстниками и идентификация с референтной группой, выступающей своеобразной «командой», является значимой сферой жизнедеятельности. Возможно, у подростков одним из факторов прокрастинации может быть избегание ответственных шагов, которые с некоторой вероятностью будут негативно оценены референтной группой сверстников.

Итак, анализ исследований по проблемам соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков показывает необходимость проведения специальных исследований на подростковых выборках. Важно выявлять причины прокрастинации у подростков, связанные с мотивами избегания неудач и боязни несоответствия высоким стандартам, принимаемым подростками-максималистами. В консультативной практике целесообразно рекомендовать подросткам, а также их педагогам и родителям формы работы, выявленные в исследованиях прокрастинации [12 и др.], например, такие, как проведение специальной диагностики мотивов, ведущих к прокрастинации, планирование совладания, активный копинг, волевая саморегуляция, принятие ответственности, юмор, эмоциональная поддержка, коррекция взаимоотношений подростка с педагогами. Подготовка педагогов-психологов к такой работе предполагает использование социально-психологического тренинга и других активных методов обучения будущих профессионалов [24]. У подростков же необходимо формировать направленность на способы учебной деятельности и соответствующие эмоциональные компоненты учебно-познавательной мотивации [25], что выступит противовесом болезненной фиксации на результатах учебного труда и явится одним из факторов предупреждения прокрастинации, проявляющейся в учении.


Библиографический список
  1. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 121-130.
  2. Ефименко О. Особенности личности прокрастинатора. URL: http:// psiwings.ru/2012/07/osobennosti-lichnosti-prokrastinatora.php (дата обращения:15.03.2016).
  3. Молодченко М. Причины проявления прокрастинации у подростков // Наука и образование: открытия, перспективы, имена: Электронный научный журнал. Таганрог: ТИ имени А.П.Чехова. – 2016. – №3. – С. 63-64. . URL: http://nauobraz.estrae.ru/ (дата обращения 7.09.2016).
  4. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дис. … канд.психол. наук. – М.: ИП РАН, 2006. – 24 с.
  5. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. №S5. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2013/13546.htm (дата обращения: 12.10.2016).
  6. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2012. – №1. – С. 146-151.
  7. Зверева М.В. Прокрастинация и психическое здоровье // Психиатрия. 2014. №4. С. 43-50.
  8. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 35-летию Омского гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского /Под ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – С. 127-130.
  9. Киселева М.А. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2015/87/teoreticheskoe_obosnovanie_oprosnika_stepen_vyrazhennosti_prokrastinacii_svp/ (дата обращения: 17.09.2016).
  10. Ларских М.В., Матюхина Н.Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 7(17). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370 (дата обращения: 23.11.2016)
  11. Ларских М.В., Ларских С.В., Семенова Е.А. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студента медицинской академии // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов VIII-й Международной научной конференции (Липецк, 24 декабря 2011 г.) / Отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. – С. 225-232.
  12. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / Психология и право. – 2013. – №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения: 28.02.2014).
  13. Solomon L.J., Rothblum E. D. Academic Procrastination: Frequency and Cognitive-Behavioral Correlates //Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. № 4. P. 503-509.
  14. Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук.- Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 25 с.
  15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
  16. Зарипова Т.В., Данилова М.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. – 2015. – 34 (141). С. 122-126.
  17. Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91-104.
  18. Одаренные дети: Пер. с англ./Общ.ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  19. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети// Вопросы психологии, 1988, № 4. С.88-97.
  20. Ефремова О.И. Реализация принципа контекстного обучения при организации работы студентов педвуза с психологическим текстом // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Вып. 4. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. – С.266-276.
  21. Сомов М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений класса // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – С. 112-126.
  22. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  23. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.
  24. Павлюк О.И. Активные методы психологической подготовки студентов (из опыта работы) // Педагогика. – 1990. – №2. – С. 76-83.
  25. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.


Все статьи автора «Молодченко Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: