Информатизация системы образования предусматривает активное использование коммуникаций, технологий и сетевых форм обучения для повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающегося. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], «образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».
Рассмотрим более детально подходы современных ученых-педагогов к трактовке нового для российского образования термина «сетевое обучение». Рассмотрим некоторые подходы к определению данного термина.
А.Н. Богомолов рассматривает сетевое обучение в контексте дистанционного обучения и считает, что информационно- коммуникационные технологии раскрывают свой потенциал в дистанционном обучении (ДО). Под дистанционным обучением в данной концепции понимается «целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий» [2].
А.Н. Богомолов выделяет следующие составляющие дистанционной формы обучения [2].
1. Технологическая составляющая. Основывается на материально-технической базе: аппаратные средства, программное обеспечение, техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания.
2. Содержательная составляющая. Представляет собой структурированный учебный контент, в котором предусмотрены различные типы электронных обучающих ресурсов.
3. Организационная составляющая. Отвечает за организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей дистанционного обучения.
Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя образовательный процесс, его информационное содержание, управление этим процессом и современные педагогические технологии.
А.Н. Богомолов приводит следующую классификацию моделей дистанционного обучения, при которой каждая модель имеет свою структурную организацию и специфические способы взаимодействия участников образовательного процесса между собой и средой обучения [2].
Модель 1 «Сетевое обучение» представлена в виде автономного курса или курсов дистанционного обучения, программное обеспечение которых размещено в сети Интернет, и в виде виртуального центра. Для его функционирования необходимо создать структурированную информационно-образовательную среду, в которой будут содержаться все курсы дистанционного обучения, предусмотренные учебным и храниться все работы обучающихся. Также эта среда должна иметь информационно-дидактическое обеспечение и предоставлять возможность диалогового обмена информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Отдельные научные исследования в области педагогики отождествляют данную модель дистанционного обучения с очной формой обучения и полагают, что ее достаточно для получения качественного образования.
Модель 2 «Интегрированное/комбинированное обучение» представляет собой сочетание дистанционной и очной формы обучения, т.е. при очном занятии с обучающими преподаватель использует учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий. В первом случае используются размешенные в сети учебные материалы. Во втором случае в образовательном процессе используются уже изданных учебники или учебные пособия, размещенные в сети. Это самая распространенная модель, и, по мнению некоторых ученых-педагогов, наиболее перспективная.
Модель 3 «Распределенный класс» строится на организации образовательного процесса в режиме реального времени или отсроченного доступа на базе видеоконференций, интерактивного телевидения или специально созданной программы в форуме. Главным преимуществом этой модели является то, что преподаватель может заниматься с обучающимися в аудитории одновременно с «удаленными» студентами при помощи интерактивных технологий. Все это делает данную модель доступной для большинства вузов.
Сетевое обучение, по мнению А.Н. Богомолова, «протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса».
Структура информационно-образовательной среды курса, построенного на модели сетевого обучения, представлена следующими инвариантными компонентами [2].
- База данных учебной информации, которая должна содержать в себе сетевую обучающую программу курса, регистрационную форму для пользователей курса, рекомендации для обучающихся, форум, службу технической поддержки курса, ссылки на рекомендуемые печатные учебники и образовательные порталы, анкеты и рекомендации для преподавателей по работе с материалами курса.
- Административный блок, с помощью которого можно просматривать и изменять базы данных обучающихся и преподавателей: распределять обучающихся по группам, назначать преподавателей, мониторинг процесса обучения, просматривать выполненные работы и вести документацию образовательного процесса.
- База данных преподавателей, с помощью которой тьюторы могут просматривать информацию о своих студентах, осуществлять с ними обмен информацией, вести журнал.
- База данных разработчиков позволяет управлять образовательным процессом.
А.Н. Богомолов выделил три формы организации сетевого обучения [2].
- Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует только со средой обучения, которая позволяет студенту самостоятельно организовать образовательную деятельность без помощи преподавателя. Система осуществляет контроль правильности выполнения заданий, показывает контекстные подсказки и рекомендации виртуального преподавателя.
- Самостоятельная индивидуальная работа с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения и с преподавателем. В курсах этой среды представлены интерактивные типы заданий и возможность обратной связи между обучающимися и преподавателем, поэтому образовательный процесс можно организовать не только из самостоятельной работы обучающихся, но и диалогового обмена информацией с преподавателем, который использует различные роли: консультант, координатор образовательной деятельности.
- Самостоятельная работа в мини-группе с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения, с преподавателем и другими обучающимися этого курса. Образовательный процесс проходит в виртуальной аудитории, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, а преподаватель становится координатором.
Немного другая точка зрения отражена в работах И.А. Нагаевой [3], которая считает, что «основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение». Обучение представляет процесс трансформации знаний в смысл и взаимодействия его участников друг с другом.
По мнению И.А. Нагаевой [3], сетевое обучение реализует два подхода к обучению: индивидуальное и персональное.
Индивидуальное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучаемым, учитывая его личностные особенности, создавая психолого-педагогические условия для его развития. При таком обучении преподаватель выступает в роли наличие наставника, который направляет студента, помогает ему обработать большой массив информации, находящейся в сети. Преимуществом такого обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающегося, который в свою очередь может контролировать затраченные силы и время работы.
Персональное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой обучающийся осознает необходимость в освоении какой-либо дисциплины для получения важной для себя информации.
Преимущества такой модели для обучающегося:
- управление процессом обучения происходит самостоятельно;
- постановка необходимых целей в образовательном процессе;
- выбор собственного темпа работы;
- выбор обучающимся только необходимых дисциплин (составление собственного учебного плана);
- индивидуальное общение с преподавателем;
- проверка полученных знаний, умений и самоконтроль.
И.А. Нагаева формулирует основные принципы сетевого обучения через дистанционное обучеие.
1. «Коллективный контекст в движении» – при этом принципе раскрываются способы пополнения и изменения контента обучаемыми, способствующие их самообразованию.
2. «Мета-учение как источник знания» – при этом принципе полученная информации используется для прогнозирования успеваемости обучающихся и их достижений.
3. «Все равны, но при этом все разные» – при этом принципе в образовательный опыт включается осмысление противоположных точек зрения, т.е. объединение мнений обучающихся и преподавателей.
4. «Учебная деятельность распределена и не линейна» – при этом принципе определяется собственная траектория обучения в образовательной среде.
5. «Осуществление мотивации и переход к следующей цели» – при этом принципе рассматривается измерение информации после совместной деятельности.
На основе рассмотренных выше принципов было создано сетевое сообщество для изучения небольших курсов уровня вуза. Обучающиеся, работая в группах, вместе занимаются поиском и изучением информации, выполняют задания. Для оценки результатов деятельности обучающихся приглашают эксперта, который предлагает итоговые задания и оценивает их выполнение. В данном сетевом сообществе выделяют три вида курсов: собственно курс, учебная группа и испытание. На курсе типа испытание обучающемуся предлагают создать индивидуальный проект. После обсуждения общих для всех обучающихся заданий и обмена результатами разрабатывается совместный продукт.
Эти инновационные образовательные технологии используются при индивидуальном обучении. При персональном обучении применяется ризоматическое обучение, при котором студент/слушатель изучает только то, что для него интересно или важно в данное время.
Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий происходит в открытом доступе, из-за чего появляются дополнительные возможности для анализа результатов образовательной деятельности.
А.С. Соколова [4] в своих работах рассматривает сетевое или так называемое взаимное обучение, которое основывается «на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников».
В данном контексте сетевое обучение представляется как индивидуальный процесс обучения, который основан на самодисциплине обучающихся. При построении сетевого обучения идея децентрализованной образовательной деятельности является основополагающей. Таким образом, сетевое взаимное обучение, по мнению автора, представляет собой модель «равный к равному» [4].
Отличительной чертой взаимного обучения является то, что функции педагога выполняются учебным сообществом. При этом участники взаимного обучения осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» [4].
А.С. Соколова считает, что модель сетевого (взаимного) обучения постепенно вводится в практику образовательного процесса, так как получения новых знаний без отрыва от работы является актуальным. Особенно такой подход востребован в непрерывном образовании.
Тогда подходы и принципы сетевого обучения можно реализовать в неформальной образовательной среде, в которой обучающие дополняют ее контингент для научно-исследовательских целей.
По мнению А.С. Соколовой, в сетевом обучении процесс взаимодействия происходит по следующим шаблонам [4]:
- «учащийся – учащийся»,
- «учащийся – преподаватель»,
- «учебное сообщество – учебные ресурсы».
А.С. Соколова дает определение совместного сетевого обучения. «Совместное сетевое обучение – это совместная учебная деятельность автономных участников посредством электронного диалога» [4].
Сетевое обучение состоит из нескольких стадий: обновление информации до актуального состояния в настоящий момент времени; непосредственное использование данной информации; обмен информацией с другими обучающимися.
Сетевое обучение помогает обрабатывать постоянно растущее объемы информации, приводить потоки информации в упорядоченный вид, накапливать знания.
М.В. Озерова в своих работах рассматривает сетевое обучение как одну из форм реализации профильного образования. Сетевая форма профильного обучения (СФПО) представляет собой образовательную среду, созданную за счет объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений. В ходе исследования автором делается вывод, что «сетевая форма профильного обучения создает условия для формирования образовательных потребностей старшеклассников и позволяет удовлетворить их в рамках школы» [5].
М.В. Озерова выделяет ряд преимуществ сетевой формы профильного обучения [5]:
- развитие склонностей и способностей обучающихся;
- сотрудничество нескольких школ и вуза в рамках одной образовательной программы;
- облегчение перехода обучающихся к следующим уровням образования.
На основе рассмотренных подходов выполним построение модели сетевого обучения (рис. 1). При данной модели обучающийся сам выбирает временя и место своего обучения. Она представляет собой самостоятельную работу студентов по изучению теоретического материала и выполнению практических заданий, нацеленных на формирование компетенций. Обязательным элементом этой модели является система тестов, которая позволяет контролировать процесс обучения (текущий и промежуточный контроль) и производить оценивание уровня знаний, имений и навыков обучающихся. Главным условием данного обучения являются сетевые взаимодействия: форумы, чаты, общение по электронной почте и др.
Рис. 1 Модель сетевого обучения
Рассмотрим основные требования к модели сетевого обучения.
1. Дидактические:
- образовательный объект определяется как информационный ресурс, предназначенный для многократного использования в целом или отдельными компонентами;
- компактность и четкость изложения материала;
- оптимальное, с точки зрения педагога, разбиение учебного материала на модули/ блоки;
- возможность формирование и редактирование контента с сохранением предыдущих вариантов изложения;
- центральным компонентом образовательного процесса является инструментальная среда;
- оптимальное сочетание средств мультимедиа для представления информации;
- возможность сочетания онлайн и оффлайн обучения;
- возможность проведения промежуточного и итогового контроля с использованием образовательной среды;
- хранение данных о результатах обучения и возможность формирования аналитических отчетов в разрезе нескольких параметров.
2. Коммуникационные:
- взаимодействие участников процесса обучения осуществляется посредством инструментальной среды;
- основным каналом передачи данных контента является глобальная или локальная сеть;
- увеличение скорости взаимодействия осуществляется за счет технических возможностей (например, архивации данных, установка определенных параметров для передаваемых файлов, использование облачных хранилищ);
- использование различных форм коммуникаций (например, форумы, чаты, беседы, видеоконференции, вебинары, электронная почта);
- обеспечение определенного уровня безопасности при работе с контентом и базой персональных данных.
В современном образовании происходят процессы, стирающие четкие грани между традиционными и инновационными формами и технологиями обучения. При этом только грамотное и оптимальное сочетание различных подходов и концепций, традиций и инноваций, моделей и форм обучения позволит осуществить переход от принципа «обучение на всю жизнь» к принципу «обучение на протяжении всей жизни».
Библиографический список
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 18.11.2016).
- Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. – 2006. – № 1. – С. 36–44.
- Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2013. – № 3. – С. 31–37.
- Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы //Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – № 7 (07). – С. 7.
- Озерова М.В. Сетевое профильное обучение: социологический анализ результатов внедрения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – Т. 1, № 4. – С. 82–86.