УДК 371; 373; 37.01

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шарипова Эльфира Юнусовна
МБОУ «Девятернинская средняя общеобразовательная школа имени Лябиба Айтуганова» Агрызского муниципального района Республики Татарстана
учитель математики и физики

Аннотация
Проведен критический анализ компетентностного подхода в школьном образовании. Показано необходимость творческого переосмысления российского педагогического опыта.

Ключевые слова: воспитание, ЗУН, компетентностный подход, мотивация, общество, поведение, социальность, этика


A CRITICAL ANALYSIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN SCHOOL EDUCATION

Sharipova Jel'fira Junusovna
MBOU "Devyatinsky secondary school name of Labiba Aytuganova" Agryz municipal district of the Republic of Tatarstan
teacher of mathematics and physics

Abstract
Critical analysis of the competence approach in school education. Shows the need for creative rethinking of Russian teaching experience.

Keywords: behaviour, competence approach, education, ethics, motivation., sociality, society


Библиографическая ссылка на статью:
Шарипова Э.Ю. Критический анализ компетентностного подхода в школьном образовании // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5414 (дата обращения: 14.07.2023).

Как указывают разработчики стратегии модернизации содержания общего образования  понятие компетентности включает в себя следующие составляющие (прим. автора – являющимися функциями школы):

1.  когнитивную;

2.  операционально-технологическую;

3.  мотивационную;

4.  этическую;

5. социальную;

6. поведенческую  [1, c.с. 16].

Имеющиеся на первый взгляд отличия компетентностного подхода от существовавшей модели ЗУН (знания-умения-навыки) в действительности отсутствуют, хотя авторы стратегии [1] предполагают, что компетентностный подход гораздо шире ЗУНовского  подхода, считая при этом, что ЗУН включает в себя только п.п. 1, 2. вышеуказанных составляющих, что следует из логического анализа данного фрагмента текста.

По нашему мнению п.п. 3,4,5,6. составляющих компетентности всегда присутствовали в ЗУНовской парадигме образования, т. к. основной целью школы, прежде всего, было воспитание, т. е. социализация индивидуума, которое являлось базисом ЗУновского подхода.

Разберем детально понятия указанные в п.п. 3, 4, 5, 6, используя при этом достаточно устоявшиеся словарные определения.

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека [2]. Следовательно, мотивационная функция школы заключается в создании у школьника внутренних побуждений действовать в определенном русле.

Этика (синоним мораль) – совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде; учение о морали, нравственности [3]. Таким образом, этическая функция школы заключается в научении школьника соблюдать определенные нормы поведения.

Социальность- общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни [4]. Т. е. социальная функция школы – это привитие школьнику умений жить в обществе.

Поведение – социально обусловленная форма взаимодействия человека с окружающей средой [5]. Поведенческая функция школы заключается в наработке у школьника навыков взаимодействия с окружающей средой, прежде всего с обществом.

Все эти функции взаимосвязаны и имеют общую цель и общий базис,  которые заключается в одном слове – воспитание.

Данный вывод коррелирует с определением понятия «воспитание» – «целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста или

воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»)» [6].

Таким образом, в компетентностном подходе произошло достаточно произвольное расщепление цельного процесса воспитания на раздельные сегменты.

Фактически школьные реформаторы поступают как пушкинский Сальери «музыку разъявшего как труп» [7] в ожидании, что разъятые элементы создадут гармонию воспитания. Но в данном случае получится кадавр воспитания, а не гармония, которая возможно только в цельности воспитания.

Компетентностный подход практически ничем не отличается от ЗУНовского, кроме явного облегчения (упрощения) школьной программы с оглядкой на запад и фактического изъятия воспитательной функции посредством ее дефрагментации при декларирование расширения воспитания.

При этом в западном школьном образование наблюдается тенденция пролонгации дошкольного образования в подростковый и юношеский периоды созревания человека, что порождает инфантильность западного общества, и, уже является его проблемой.

Россия имеет печальный опыт упрощения высшего образования, когда с трехступенчатого профессионального образования перешли к двухступенчатому Болонскому процессу [8, c. 81], что в условиях все усложняющего мира уже приводит к достаточно печальным последствиям для нашей страны.

Российское государство в очередной раз наступает на грабли, когда вместо продвижения национального школьного образования, бесспорное преимущество которого было общепризнано, заимствует не самые лучшие образцы западного школьного образовательного процесса. Фактически  мы выкидываем на свалку опыт величайших педагогов нашей Родины, таких как Ушинский, Макаренко и т. д. [9].

Мы наблюдаем окончательный слом воспитательного процесса, отлаженным нашими учителями с его естественной фильтрацией людей по способностям, когда неспособные к умственному и творческому труду после школы шли на неквалифицированные работы, более способные шли в ПТУ, еще более способные в техникумы, самые способные поступали в вузы, а самые талантливые уходили в науку, что порождало достаточно высокую конкурентоспособность СССР.

Взамен получаем бесконечные ЕГЭ – цель которых не прививание способности мыслить, ибо такая способность требует наличия значительного усвоенного информационного массива и умения ее творчески использовать, а простое воспроизводство заученной информации, которое в корне отличается от декларируемого компетентностным подходом – способности использовать полученные знания в жизни.

В настоящее время реформируемая школа в основном занята натаскиванием школьников по предметам, включенных в ЕГЭ, само же воспитание детей отошло на задний план.

Основная декларируемая задача школы с позиции компетентностного подхода -  выдать готовый продукт для общества – индивидуума, способного с ходу, со школьной скамьи, встроиться в социальные, экономические и иные общественные отношения, что само по себе достаточно спорно, хотя бы по причине того, что профессионализацией человека занимается профессиональное образование, а ни как школа.

По нашему мнению, основная причина всех этих бесконечных реформ заключается в том, что отказавшись от идеологии советского периода, российское общество не выработало новую идеологию. А идеология склеивает общество в единое целое и показывает куда идти, т. е. основная функция идеологии целеполагание.

Школа знает, как воспитывать детей.

Школе нужно знать, куда воспитывать детей?

Поэтому обществу и школе необходима идеология, служащая ориентиром воспитания членов российского общества.

И только когда будет идеология можно начинать реформировать школу.


Библиографический список
  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М.: ООО «Мир книги». 2001. 104 с.  URL: http://www.gouo.ru/pinskiy/books/strateg.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
  2. МОТИВАЦИЯ это: URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 2755/МОТИВАЦИЯ (дата обращения: 14.02.2016).
  3. ЭТИКА это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1436/ЭТИКА(дата обращения: 14.02.2016).
  4. СОЦИАЛЬНОСТЬ это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/357766(дата обращения: 14.02.2016).
  5. поведение это: URL: http://psychology.academic.ru/1651/поведение
  6. ВОСПИТАНИЕ это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc _philosophy/1976/ВОСПИТАНИЕ (дата обращения: 14.02.2016).
  7. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ.  http://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0839.htm
  8. Ямилов Р.М. Когнитивный потенциал экономического субъекта как фактор экономического развития и конкурентного преимущества // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. № 2-3. С. 78-85.
  9. Плеяда великих педагогов URL: http://www.best-pedagog.ru/pleyada-velikih-pedagogov/?page=16 (дата обращения: 14.02.2016).


Все статьи автора «Шарипова Эльфира Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: