УДК 37

УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков

Аннотация
Приводится краткое описание современных учебных комплексов, предназначенных для учебно-методического обеспечения (УИК, СУМИК, ДИК). Сформулировано рабочее определение дидактического информационного комплекса. Перечислены его основные функции, так же определены условия его внедрения в учебный процесс. Проанализированы основные отличия ДИК от традиционного УМК.

Ключевые слова: дидактический информационный комплекс, учебно-методическое обеспечение, учебные комплексы, учебный процесс


EDUCATIONAL COMPLEXES AS THE PRIMARY MEANS OF TRAINING

Shilyagina Alla Mikhailovna
Smolensk State University
Assistant of the Department of Foreign Languages

Abstract
A brief description of modern educational facilities serving for training and methodological support (EMC, NEMIC, DIC) is given in this article.
The determination of a didactic information complex (DIC) is formulated. The main functions of didactic information complexes are listed and the conditions of implementation in the educational process are defined. The principal differences between a didactic information complex (DIC) and a traditional educational and methodical complex (EMC) are revealed.

Библиографическая ссылка на статью:
Шилягина А.М. Учебные комплексы как основное средство обучения // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5418 (дата обращения: 19.07.2023).

Современные условия требуют пересмотра организации учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе меняет функции всех участников образовательного процесса. Взаимодействие учителя и ученика все больше приобретает характер сотрудничества.

Внедрение в педагогическую практику новых способов преподавания является одним из условий повышения качества обучения. В Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года и Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения внедрение в педагогическую практику инновационных форм и методов преподавания рассматривается как значимый фактор оптимизации образовательного процесса.

Открытие микропроцессорных, коммуникационных, облачных и нанотехнологий привело к появлению совершенно новых учебно-методических комплексов. Сегодня в сфере образования существует целый ряд учебных комплексов, служащих для учебно-методического обеспечения: электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), учебно-информационный комплекс (УИК), сетевой учебно-методический информационный комплекс (СУМИК) и др.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины. ЭУМК является актуальным средством в познавательном процессе и позволяет сообщать учебную информацию, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, использовать информацию и коммуникационные технологии, обеспечивать объективный контроль. ЭУМК предназначен, в основном, для обучающихся [1, с. 15–25].

Учебно-информационный комплекс (УИК) – это информационный комплекс, который представляет собой систему учебных материалов, компьютерных программ и электронных ресурсов, отражающих модель учебного процесса и обеспечивающих практическую деятельность учителя и ученика. УИК предназначен как для учащегося, так и для преподавателя [2, с. 207–211].

Сетевой учебно-методический информационный комплекс (СУМИК) – это дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения, преимущественно, в среде Internet/Intranet. СУМИК является программно-дидактической системой, обеспечивающей непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего представление теоретического материала и обеспечивающего тренировочную учебную деятельность и контроль усвоения знаний [3, с. 47–52]. СУМИК предназначен как для учащегося, так и для преподавателя.

Таким образом, любой учебно-методический комплекс (традиционный или инновационный) представляет собой сложную многокомпонентную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Основой любого современного электронного учебно-методического комплекса (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только при помощи компьютера с его программным приложением. В этом случае, компьютер с его программным приложением – это основное техническое средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер рассматривается как важный компонент образовательной системы, который коренным образом модифицирует само понятие “средство” применительно к образовательному процессу, т.к. становится универсальным средством.

В начале XXI века информационно-образовательная среда трансформировалась в интерактивно-образовательную среду, а универсальный, традиционный учебно-методический комплекс (УМК) трансформировался в новый современный информационный дидактический комплекс, который мы называем дидактическим информационным комплексом (ДИК).

Дидактический информационный комплекс, в первую очередь, предназначен для учителя. В состав дидактического информационного комплекса (ДИК) входит учебно-информационный комплекс (УИК), предназначенный, в большей степени, для учащихся.

Трансформация информационно-образовательной среды в интерактивную образовательную среду стала возможна при активном внедрении в образовательный процесс компьютерных, информационных, коммуникационных и других видов технологий. Центром такой среды станет дидактический информационный комплекс.

Мы определили дидактический информационный комплекс как педагогический комплекс (дидактическая система), синтезирующий в себе учебную информацию, традиционные и инновационные средства обучения, педагогические, информационные и коммуникационные технологии, позволяющий учителю обеспечить процесс преподавания той или иной дисциплины в условиях интерактивной образовательной среды [4, с. 452–460].

Важным условием функционирования дидактического информационного комплекса является помещение его в интерактивную образовательную среду, которая менятся под влиянием комплекса. Сам информационный дидиактический комплекс, находясь под воздействием интерактивной образовательной среды, тоже меняется.

Любой учебно-методический комплекс выполняет в учебном процессе определенные функции. Универсальные функции дидактического информационного комплекса перекликаются с функциями традиционного учебно-методического комплекса, но так как дидактический информационный комплекс – это система, в состав которой входит больше элементов, чем в состав учебно-методического комплекса, то функции дидактического информационного комплекса изменяются, расширяются и дополняются. Дидактический информационный комплекс, по сравнению с учебно-методическим комплексом, выполняет гораздо больше функций. Перечислим основные функции дидактического информационного комплекса:

1) развивающая;

2) воспитывающая;

3) обучающая;

4) контролирующая;

5) диагностирующая;

6) корректирующая;

7) ориентирующая;

8) адаптационная и т. д.

Дидактический информационный комплекс выполняет практически все функции педагогического процесса, но при этом, не подменяя учителя, а помогая ему. Благодаря тому, что дидактический информационный комплекс состоит не только из традиционных средств обучения (в его состав входят также и инновационные средства обучения, работа которых основана на информационных, коммуникационных и мультимедиа технологиях), он имеет принципиальные отличия от традиционного учебно-методического комплекса. Основными отличиями дидактического информационного комплекса от традиционного учебно-методического комплекса являются:

1) интерактивность: способность реагировать на запросы учителя и ученика, создавая возможность ведения диалога с обучающей системой;

2) активизация: возможность своевременного изменения, обновления и пополнения учебно-методического материала;

3) интеграция: возможность включения в состав дидактического информационного комплекса сносок на другие электронные источники информации;

4) адаптация: возможность дидактического информационного комплекса «подстраиваться» под индивидуальные способности, возможности и потребности учеников благодаря предоставлению различных траекторий обучения;

5) визуализация: возможность использования в учебном процессе анимации, аудио и видеофрагментов, цветового оформления учебного материала и т.д.

Вариантов моделей дидактического информационного комплекса может быть много. Наполнение каждого дидактического информационного комплекса будем зависить от тех средств обучения, которыми располагает преподаватель, а так же от специфики преподаваемого предмета, объекта изучения, дидактических целей и задач урока и т. д.

Осуществляя проектную деятельность, каждый учитель должен осознавать, что проектирование дидактического информационного комплекса является наукой, с одной стороны, поэтому при проектировании необходимо соблюдать определенные принципы, методы и приемы. С другой стороны, проектирование дидактического информационного комплекса – это определенный вид творчества, что требует от учителя активности, изобретательности, креативного мышления и профессионального совершенствования. Научившись подобному виду педагогической деятельности, учитель сможет проектировать свои собственные авторские дидактические информационные комплексы, что значительно повысит качество обучения.


Библиографический список
  1. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения / А.В. Осин // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». М.: Просвещение, 2003. №2. С. 15–25.
  2. Грушевский С.П. Учебно-информационные комплексы как новое средство обучения математике на современном этапе развития образования / Под ред. А.И. Архиповой. СПб.: изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. С. 207–211.
  3. Батищев А.В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций / А.В. Батищев. Орел: ОрёлГТУ, 2008. 69с.
  4. Шилягина А.М. Проектирование дидактического информационного комплекса (ДИК): подходы, сущность понятий / А.М.Шилягина // Известия СмолГУ, 2013. №3 (23). С. 452–460.


Все статьи автора «Шилягина Алла Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: