Востребованность профессии «социальный педагог» возрастает с каждым днем, что обусловлено социальными процессами, происходящими в обществе: экономическим кризисом, разрушением института семьи и брака, ростом социального сиротства, миграционными процессами и др. Как результат, на социального педагога возлагаются большие надежды в сфере решения проблем защиты наиболее уязвимой части общества. Также социальный педагог должен быть готов к постоянному саморазвитию, что обусловлено подвижностью социальных процессов и изменением требований к профессиональной компетентности специалиста.
Следовательно, актуальность данной проблемы заключается в том, что постоянно развивающееся, модернизирующееся поле социально-педагогической деятельности требует постоянного развития и от специалиста. Современные условия задают определенный уровень компетенции и культуры социального педагога. Но вопрос о создании единых требований и рекомендаций по проблеме создания четкой и точной модели формирования профессиональной культуры и компетентности у будущих социальных педагогов остается открытым. Так в чем же сущность профессиональной культуры и компетентности социального педагога?
Целью нашего исследования является выявление характеристик, служащих параметрами сформированной профессиональной компетентности и культуры социального педагога.
Деятельность педагога имеет высокий уровень значимости для общества, это связанно с тем, что он является наставником подрастающего поколения, посредником между личностью и институтам социализации, помощником в решении проблем, возникающих в процессе личностного развития подопечного и др. Именно поэтому педагог должен быть компетентным в вопросах своей профессиональной деятельности.
Так в чем же сущность профессиональной компетентности?
ВУЗы, дающие педагогическое образование, должны стремиться развивать у студентов знания и умения в профессиональной области, готовность к продуктивной творческой деятельности и эмоциональное принятие себя как профессионала.
В процессе обучения будущие педагоги получают широкий спектр теоретических знаний, которые являются важным компонентом профессионального становления, но не являются показателем компетентности. Но одним из показателей является умение использовать на практике полученные знания и постоянно совершенствовать и преобразовывать их в процессе деятельности.
Еще одним крайне важными показателем компетентности является поведение педагога, умение управлять своими эмоциями, чувствами, стрессоустойчивость, коммуникативные умения. Это обусловлено тем, что педагог в своей деятельности нацелен на контакт с людьми, в работе с которыми необходим благоприятный климат в процессе взаимодействия.
Т.Д.Скуднова раскрывает понятие «профессиональная компетентность» как « категорию, в общем виде представляющую собой когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сферу его профессионального ведения». [3, с.153-154]
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, которыми педагог в совершенстве владеет и использует их в профессиональной деятельности, преобразует их в соответствии с требованиями педагогической действительности, а так же личностные качества профессионала.
Раскрывая сущность понятия «профессиональная культура», мы обратимся к работам таким авторам, как В.А. Сластенин, Р.В. Овчарова.
В.А. Сластенин характеризует профессионально-педагогическую культуру как универсальную характеристику педагогической реальности; как часть общей культуры, непосредственно влияющей на педагогический процесс; развивающееся системное знание; как творческое начало в профессиональной деятельности; непосредственный опыт, обусловленный индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными особенностями педагога [4,с.37-38].
Ученый утверждает, что специалист становится профессионалом и развивает свою профессионально-педагогическую культуру, по большей мере, в педагогической деятельности, в процессе которой происходит усвоение, оценка, переосмысление ценностей, анализ опыта других педагогов и адаптация его к конкретным педагогическим условиям[4].
Р.В. Овчарова [2] говорит о таком понятии, как «культура профессионального поведения учителя», которая проявляется в виде определенного поведения, сознательной, коллективной или личностной деятельности, в самостоятельном и ответственном принятии решений, выборе целей и задач деятельности. Она говорит о том, что культура обуславливается наличием определенных жизненных установок, правил, принципов у педагога, которым он неукоснительно следует.
Таким образом, можно сказать, что профессиональная культура педагога – это определенная степень мастерства в использовании уже существующих, а также в создании собственных приемов и методов решения педагогических проблем. Это интегративное качество личности, обуславливающее эффективную педагогическую деятельность; его способность и стремление к развитию и совершенствованию творческих возможностей в решении задач, возникающих в процессе педагогического взаимодействия.
Специфика и содержание минимальных необходимых знаний для педагога прописаны в Федеральных Государственных образовательных стандартах. Рассмотрим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» от 14.12.2015 года, раздел 5: «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата».
В данном документе прописано, что выпускник должен, в процессе обучения, усвоить компетенции двух видов [5]: общекультурные и профессиональные.
К общекультурным компетенциям относятся:
-способность к критическому мышлению, общению, владение методом анализа, способность к целеполаганию, умение выбора способов достижения целей и задач; владение и активное использование знаний, а так же их преумножение;
- в процессе деятельности основываться на культурные ценности, принципы толерантности, уважения, сотрудничества;
-владение культурой письменной и устной речи;
- владение одним из иностранных языков, для работы с зарубежными источниками информации в профессиональной сфере;
Профессиональные компетенции включают в себя:
-принятие себя в профессии и осознание ее важности, готовность принять ответственность за профессиональную деятельность, за своих подопечных;
- способность применять полученную в процессе профессиональной подготовки систему знаний, умений и навыков, использовать современные методики и технологии, а также готовность к инновационной деятельности;
- умение планировать и разрабатывать структуру процесса взаимодействия с подопечными;
-способность к духовно- нравственному развитию учащихся через влияние воспитательной среды, через микросоциумом учащегося; способность активизировать личностные резервы учеников и др.
Требования к профессиональной компетентности педагога, прописанные в Государственных образовательных стандартах, в свою очередь описывают специфику и содержание минимальных необходимых знаний для выпускника педагогического ВУЗа.
Таким образом, мы приходим к выводу, что профессиональная культура педагога – это определенная степень мастерства в использовании уже существующих, а также в создании собственных приемов и методов решения педагогических проблем. Это интегративное качество личности, обуславливающее эффективную педагогическую деятельность; его способность и стремление к развитию и совершенствованию творческих возможностей в решении задач, возникающих в процессе педагогического взаимодействия. К профессиональной культуре предъявляются высокие требования. Это связано с тем, что на специалиста налагается груз ответственности за психологическое здоровье подопечного.
Профессиональная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, которыми педагог в совершенстве владеет и использует их в профессиональной деятельности, преобразует их в соответствии с требованиями педагогической действительности, а так же личностные качества профессионала.
Библиографический список
- Латыпова Р.И. Характеристики компетенций педагога дополнительного образования как условие формирования конкурентоспособной личности.
- Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учеб. пособие. – М., 2007
- Скуднова Т.Д. Становление профессиональной субъектности в психолого- педагогическом образовании.- Ростов-на-Дону:Антей, 2015г.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» от 14.12.2015 года.