На сегодняшний день общепринятая подготовка будущих специалистов ориентируется на формирование умений, знаний и навыков в предметной сфере и нередко отстает от существующих требований работодателей и рынка [1]. Но сегодня, важно, чтобы основой современной системы образования были не столько стандартные учебные дисциплины, но и различные методы познания и деятельности учащихся.
Задачей любого образовательного учреждения является, в первую очередь, включение учащихся уже в процессе получения образования в разработку новейших технологий, их приспособление к реальным существующим условиям рабочей среды [2, 3 и др.]. Наряду с этим, важным является развитие таких способностей, как: умение анализировать и оценивать, умение творчески мыслить, искать нестандартные решения, уметь быстро приспособиться к изменчивым обстоятельствам внешней среды. Любой учащийся будь он школьник или студент, должен понимать, как он сможет использовать полученные профессиональные навыки в практической деятельности. В решении этой проблемы смогут помочь инновационные методы в системе образования.
Инновации в системе образования – это применение «новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью» [4].
На современном этапе уже ведется поиск, разработка и внедрение новейших методов и форм обучения. В связи с этим, отметим, что основными целями современного преподавания является повышение интереса студента к изучаемому предмету и приближение процесса обучения к практике для повседневной жизни и будущей профессии, то есть развитие коммуникационных навыков, социализация, стрессоустойчивость, креативное мышление и др.
Таким образом, в совокупности инновационные методы в образовательной системе сводятся к достижению высокого интереса студентов в процессе изучения дисциплины, и что очень важно, к самообразованию на протяжении всего периода обучения. С целью качественной подготовки специалистов применяют в работе инновационные методы с интерактивными формами обучения, что является одним из направлений усовершенствования системы подготовки студентов в современном образовательном учреждении.
Основная цель интерактивных методов в образовании заключается в создании удобных условий процесса обучения, при которых студент ощущает свою интеллектуальную состоятельность и успешность. Иными словами, под интерактивным обучением понимают диалоговое обучение, при котором осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими студентами [4].
На основе обобщения научной и учебной литературы [5-11 и др.], обозначим цели интерактивных методов обучения:
– повышение интереса к дисциплине и самообразованию;
– эффективное понимание изучаемого материала;
– формирование собственного мнения, умение отстаивать личные позиции;
– формирование профессиональных и социальных навыков и знаний;
– самостоятельный поиск студентами решений различных задач и умение аргументированно обосновать принятое решение;
– установление диалога, взаимодействия между студентами, обучение как успешно работать в команде.
Отметим, что в настоящее время признаны эффективными такие инновационные методы обучения, как творческие задания, самостоятельные исследования, игровые ситуации, а также диспуты, тренинги, то есть интерактивные методы. Но при этом сегодня в большинстве случаев студентам читают лекции-монологи и проводят занятия общепринятые, где учащийся выполняет пассивную роль. Приблизительно только лишь половина преподавателей применяет метод дискуссии, треть – занятия инновационного типа и менее 10% проводит по-настоящему интересные занятия, такие как конкурсы работ, деловые игры, тренинги и др.
Таким образом, инновационные методы для сегодняшнего современного поколения являются самыми эффективными и действительно побуждают студентов к обучению. Например, при деловых играх и обсуждениях превалирует продуктивно-преобразовательная деятельность студентов и их применение особенно эффективно на старших курсах при изучении особенно тех дисциплин, которые связаны с организацией и управлением, экономикой, правоведением, бухгалтерским учетом. А исследовательский метод проектов стимулирует развитие познавательных и творческих навыков, умений самостоятельно ориентироваться в информации, развивать свое мышление. Этот инновационный метод предполагает решение проблемы, которая с одной стороны, предусматривает применение инструментов и средств обучения, а с другой, объединение своих знаний из различных областей науки, технологии и других отраслей.
Следовательно, в основе инновационных методов образования лежат активные методы, способствующие созданию творческого подхода к пониманию профессиональной направленности, развитию мышления, умению принимать грамотные решения в различных ситуациях.
Таким образом, применение инновационных методов в процессе обучения представляется необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов, мотивирует к получению знаний и, наряду с этим, решает многоплановые учебные, воспитательные и развивающие задачи [12].
В заключении отметим, что проведенный анализ сегодняшней социально-экономической ситуации в современной системе образования выявил необходимость изменения методов процесса обучения, в связи с чем, мы пришли к выводу, что рассмотренные инновационные методы будут самые эффективные для обучения современного поколения, поскольку они способствуют:
– эффективному усвоению знаний;
– стимулированию развития творческих способностей;
– формированию навыков практических исследований;
– принятие эффективных профессиональных решений в будущей деятельности;
– формированию ценностных ориентаций личности;
– приближению процесса обучения к практике в повседневной жизни и будущей профессии и др.
Библиографический список
- Затолкина М.А. Информационные технологии – инструменты повышения качества образования // Качество. Инновации. Образование, 2011. №1. С. 23-26.
- Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование, 2005. № 7. С. 6.
- Соколова Н.Ф. Подходы к определению понятия «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогика, 2012. № 5. С. 89.
- Григорьев, О.В. Современные технологии обучения // Инновации в образовании. 2011. №7. С. 17-25.
- Баулина О.А. Современные методы обучения студентов экономических специальностей // Территория науки, 2015. № 2. С. 47-52.
- Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
- Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования // Территория науки, 2015. № 3. С. 10-13.
- Першина Т.А., Провоторова Е.Ю. Системы дистанционного обучения в образовательной деятельности // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции, 2014. С. 142-144.
- Попов В.П., Соколова Н.Ф. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме // Среднее профессиональное образование, 2000. № 2. С. 38.
- Соколова С.А. Новые возможности подготовки студентов экономических специальностей с применением объективно-ориентированной учебной среды MOODLE // Волжский: история, культура, образование: сборник статей общегородской научно-практической конференции. Волжский, 2014. С. 129-131.
- Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика, 2014. № 11 (24). С. 56-60.
- Азарова Р.Н. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования // Экономика, статистика и информатика. 2011. №2. С. 3-8.