УДК 376.1

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ

Калашникова Елизавета Фатыховна1, Гусева Елена Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», студент магистрант
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Обучение информатике детей с ограниченными возможностями в коррекционных школах педагоги могут использовать не только для формирования новых знаний и умений в области информационных технологий, но и для социализации и адаптации таких учащихся. Новые технологии мотивируют познавательный интерес детей, позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, дифференцировать сложность заданий, тренировать и закреплять учебные навыки.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, коррекционные учреждения, методика обучения


PECULIARITIES OF METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE IN CORRECTIONAL CLASSES

Kalashnikova Elizaveta Fatykhovna1, Guseva Elena Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student undergraduate
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
A science teaching children with disabilities in special schools teachers can use not only to generate new knowledge and skills in the field of information technology, but also for socialization and adaptation of these students. New technologies motivate educational interest of the children, allow you to implement individual approach in teaching, to differentiate the difficulty of the tasks, to train and reinforce study skills.

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова Е.Ф., Гусева Е.Н. Особенности методики обучения информатике в коррекционных классах // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5548 (дата обращения: 16.07.2023).

В настоящее время российское образование переходит на Федеральные государственные стандарты нового поколения, выстроенные на основе компетентностного подхода. Главной  целью современного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а  формирование и  развитие  способностей учащегося  самостоятельно выделять учебную проблему, строить алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Основными факторами для построения личностного развития учащегося становятся умение ориентироваться в большом объеме информации и способностью принимать правильные решения на основании данных полученных раннее. В настоящее время перед системой образования  стоит задача: сформировать и развить мобильную личность, активно самореализующуюся в обществе и способную к обучению на протяжении всей жизни. Однако данный факт корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основе которого лежит идеи развития личности школьника.

Аналогичные задачи стоят и перед коррекционными образовательными организациями. Федеральные государственные стандарты для детей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья, были зарегистрированы в соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и №1599, которые вступят в силу  с 01 сентября 2016 года. Обучение будет направленно на адаптированный курс содержания образовательных программ. Каждая область образования согласно содержанию стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Также претерпевает изменения образовательная программа, которая делится на четыре блока: обучающиеся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями. Специализированное коррекционное образовательное учреждение должно сформировать специальную индивидуальную образовательную программу, где будут учитываться  специфические образовательные потребности детей [1].

Обратимся к понятийному аппарату нашей темы, рассмотрим, что понимается под  коррекционными  учреждениями.

Коррекционные  учреждения  – это специальные образовательные учреждения с учетом всех потребностей обучающихся с отклонениями в развитии, при котором воспитание, обучение, лечебные мероприятия способствуют адаптации личности в современном обществе [2].

Задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения в настоящее время является  через воспитание и обучение, а также профессионально-трудовую деятельность скорректировать дефекты личности ребенка, способствовать успешной адаптации и социализации в обществе.  Основное  направление специального обучения – это  работа по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии, для полноценного существования в современном мире.

Одним из наиболее благоприятствующих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе является «Информатика и ИКТ», который представлен основным разделом «Информационные технологии». Данный предмет, возможно ввести как модуль в следующие учебные предметы: «Трудовое обучение», «Профессионально-трудовое обучение», «Производственное обучение», или реализовать за счет часов, отведенных в школе для обязательных занятий по выбору, факультативных и кружковых занятий.

Основные  задачи  раздела «Информационные технологии» у учащихся с отклонениями в здоровье это:

-  формирование элементов компьютерной грамотности (умения рисовать, читать и  писать, используя  персональный компьютер);

-  развитие навыков информационной культуры (умения получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию, используя  информационные технологии);

-  повышение уровня общего развития их познавательной деятельности.

Следовательно, предмет «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) школах  обеспечивает как основную, так и дополнительную учебную мотивацию, активизируя  познавательную деятельность учащихся с отклонениями в здоровье.

Следует отметить средства, используемые для достижения поставленных целей.  В настоящее время создается большое количество развивающих игр.  Применение развивающих игр на уроках «Информатики и ИКТ» для детей с отклонениями в здоровье дает возможность выбирать  различные упражнения в зависимости от особенностей развития учеников, учитывая при этом их возрастные особенности. Подобные  компьютерные игры позволяют  детям учиться работать  с персональным компьютером, основными периферийными устройствами.  Использование подобных игр на занятиях в коррекционной школе также способствует развитию  пространственных представлений.  Дети довольно охотно и быстро осваивают работу на компьютере, а  специальные упражнения способствуют развитию детского внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, развивают творческое мышление [3]. Компьютерная игра также способствует:

  • повышению привлекательности учебного материала;
  • разделению материала по разделам (модулям), а также позволяет педагогам планировать занятия согласно особенностям  той программы, по которой ребенок с отклонениями в здоровье обучается;
  • у обучающихся повышается интерес к обучению, а также  активизируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Однозначно следует сказать, что компьютерные игры и тренажеры помогают педагогу на уроках информатики в работе с детьми речевого нарушения и недостаточного развития психических процессов, таких, как  внимание, память.

При изучении информационных технологий в специальном (коррекционном) образовательном учреждение расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения.

Освоение компьютер ребенком  с отклонениями в развитии может способствовать как инструмент решения самых трудных для него учебных и социальных задач, следовательно, компьютер для такого ребенка  должен быть не только развлечением, а наоборот предметом для самообразования.  Для активизации познавательной деятельность ребенка, выступают специализированные компьютерные программы, упражнения, цифровое оборудование и т.д.

Интеллектуальные проблемы учащихся возникают в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга и порождают вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка.

Умение правильно использовать информационные технологии в учебном процессе, позволяет применять новые приемы и методы в коррекционном обучении, а также повышает информационную культуру учащихся.  Владение  информационными технологиями не способно избавить детей с отклонения в развитии от недостатков и решить возникающие проблемы с обучением. Однако, усвоение ребенком ранее неизвестных ему знаний, умений и навыков с помощью информационных технологий, придает ему уверенность в своих силах и позволяет педагогу выявить и решить ряд задач возникающих в процессе обучения [4].

Для того чтобы способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных классов, следует организовать   работу с предлагаемыми заданиями в режиме онлайн. Учащиеся начинают знакомство с информационно-коммуникационными технологиями, выходя на просторы сети Интернет и способами работы в сети.

Внедрение в работу методики, при которых компьютер является объектом изучения, то есть работа  над освоением учениками  с умственной отсталостью самого компьютера в доступной для них форме. На уроках информатики дети занимаются всем классом, то есть происходит  интегрированное обучение. Так же дети  коррекционной школы посещают кружок информатики. Для учеников специальных (коррекционных) образовательных учреждений необходимо подготовить специальное тематическое планирование учебной дисциплины для качественного освоения информационных технологий в зависимости от индивидуальных особенностей детей [5].

Подробнее рассмотрим специфику урока информатики в коррекционном классе. Так как детям с различными отклонениями в развитии присущи проблемы нарушения высших психических функций (памяти, восприятия, логики и т.д.), педагогу следует обратить особое внимание на наглядность при изложении нового материала. Ведь именно на наглядно-образном мышлении  строится процесс усвоения знаний у детей в коррекционных классах. Например: карточки, таблицы, шпаргалки и т.д. Так при изучении темы «Блок-схемы алгоритмов» необходимо составить опорную карточку с алгоритмом построения блок-схем. Составление памяток с формулами, например для тем «Измерение информации», «Алгебра логики» и других для использования во время самостоятельной работы. Для организации самостоятельной работы учащихся коррекционных классов следует обратить внимание на предлагаемые задания. Нужно проработать тип заданий: соотнести, дописать недостающее, закончить фразу и т.д. Для полного восприятия изучаемой информации  необходимо применять принцип практичекой направленности учебного материала, связать новый учебный материал с примерами из жизненного опыта детей [6,7].

Ход урока должен быть четко спланирован учителем, где используются разные формы работы на всех этапах урока. Работа с мультимедийными приложениями, презентацией, карточками, компьютерами, физкультминутки и т.д. Используемый наглядный и информационный материал на уроках информатики не должен быть перенасыщен цветами. Цветовая гамма должна способствовать гармоничному усвоению материала, не должны быть перенасыщенной. Правильно и интересно организованная система оценивания, рефлексия. Создание благоприятного и доброжелательного климата в классе активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование на уроках «Информатики и ИКТ» описанной выше работы позволяет, повысить интерес к изучаемому предмету,  улучшить познавательные способности обучающихся, легче проходит социальная адаптация, лучше осваивают предметный материал [8,9].

В заключение хотелось бы сказать, в век информатизации общества, компьютер проник во все сферы человеческой деятельности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья освоение навыков работы с персональным компьютером является неотъемлемой частью социализации в обществе. Следовательно, перед специализированным (коррекционным) учреждением стоит одна из наиболее важных задач: научить детей использовать компьютерные технологии для формирования будущих профессиональных компетенций, а также для развития коммуникационных навыков, творческой деятельности, самореализации.


Библиографический список
  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» [Электронный ресурс] / 2013. – Режим доступа: http://xn--273–84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-7062013-no-ir-53507.
  2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М .: Академия, 2002. – 160 с.
  3. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.
  4. Первин Ю. А. Методика раннего обучения информатике: Учебное пособие / Ю. А. Первин – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 288 с.
  5. Ефимова И.Ю. Компьютерное моделирование / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – сборник практических работ. – 2-е изд., стереотип. –  М.: Флинта, 2014. – 67 с.
  6. Гусева Е.Н. Информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011.–260 с.– Режим доступа:  http://www.knigafund.ru/books/116085
  7. Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта, 2011.–400 с.–Режим доступа:  http://www.knigafund.ru/books/116084
  8. Гусева Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук.– Магнитогорск: МаГУ, 1999, – 168 с.
  9. Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип.–М.: Флинта, 2015– 400 с. –Режим доступа:  lf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Matematika/Matematika-i-informatika-148-103807


Все статьи автора «Калашникова Елизавета Фатыховна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: