Формирование надлежащего отношения студентов к своему собственному здоровью – это и есть основная цель физического воспитания. Физическая активность, комплексное развитие физических и психических качеств, способствует развитию и творческому использованию средств физической культуры в организации повседневной деятельности.
Роль преподавателя заключает в себе важную социальную функцию, а именно помощь в духовном, умственном, физическом развитии и воспитании личности. В его задачи входит не только организация учебно-познавательного процесса, но организация внеаудиторной, оздоровительной деятельности студентов, систематическое решение задач по формированию активной жизненной позиции. Именно такая деятельность в физическом воспитании является определяющей в решении задач и достижении цели. Хоть и студенты отдают себе отчет в полезности занятий физической деятельностью, но не стараются реализовать свой потенциал на сто процентов.
Одним из существенных недостатков современной системы образования в физическом воспитании студентов является отсутствие таких рычагов стимулирования к занятиям физическими упражнениями, которые способствуют формированию в них стремления к саморазвитию, приобретению знаний и умений в сфере физической культуры, что превратило бы их активных субъектов деятельности.
Педагогический опыт и практика физического воспитания в высших учебных заведениях свидетельствует, существует ряд проблем методологического и практического характера в вопросе привлечения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Теоретическое и реальное отношение студентов к такой деятельности несколько отличается, тем самым отражаясь на состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студентов, их ценностных ориентациях, отношении к собственному физическому и психическому благополучию [3, с.270].
Ведущие специалисты в области физического воспитания и спорта в ходе анализа последних исследований считают, что существующая система физического воспитания не решает в полном объеме проблему физического совершенствования студенческой молодежи в условиях обновления общества в Украине и нуждается в коррекции. Это мнение разделяют такие специалисты как А. Домашенко, Ю. Канишевский, А. Иванов, С. Канишевский, Р. Раевский, Е. Иванов. Также данное умозаключение подтверждают результаты опроса более трех тысяч преподавателей высших учебных заведений по всей Украине.
Обеспечение развития общей культуры личности и снятие напряжения после тяжелых умственных нагрузок реализуется благодаря занятиям физическими упражнениями и является необходимым звеном при формировании знания по теории и методике физического воспитания для возможности его дальнейшего использования, развития мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. На сегодняшний день все педагогические исследования ведущих специалистов этой области направлены на изучение и совершенствование физического воспитания студентов в высших учебных заведениях [4, с.200].
Для оптимизации физкультурно-спортивного процесса воспитания студентов в данной статье рассмотрен ряд вопросов, непосредственно относящихся к улучшению состояния здоровья каждого студента.
Среди учебных дисциплин в высшей школе только физическое воспитание содержит в своем названии термин “воспитание”. Цель предмета не ограничивается развитием физических кондиций и укреплением здоровья. Суть данного вопроса предусматривает формирование физической культуры студентов, способствует заинтересованности в систематических занятиях физическими упражнениями и использовании в течение всей жизни средств и методов развития физической культуры.
Обязательным условием воспитательного процесса является взаимодействие педагога и воспитанника. В физическом воспитании есть лучшие условия для такого взаимодействия и абсолютная конкретность обучения физических упражнений. Доступность двигательной функции для педагогических воздействий создает уникальные возможности для воспитательного воздействия.
Ретроспективный анализ анкетных данных, характеризующий стиль поведения преподавателя физического воспитания, свидетельствует, что с увеличением стажа преподавания количество “демократических” педагогов уменьшается, а количество педагогов “авторитарного” типа растет. У педагогов со стажем работы до пяти лет “авторитарный” стиль используют 14,5% преподавателей, а со стажем работы более 10 лет – 40,8%. Растет недовольство студентов. В первом семестре это отмечают 11,4% студентов, а в четвертом – 42, 5% (но это не говорит о том, что 57,5% довольны организацией физического воспитания, так как среди них 31,7% относятся к занятиям как к необходимости) [2, с.174].
Совокупность устарелых методов и средств воспитания в сфере физической культуры привела к разрыву образования и физической культуры, а именно студенты не всегда воспринимают физическую культуру как жизненно важную ценность. Таким образом, физическая культура как учебный предмет высших учебных заведений не выполняет в полной мере своей важной функции, а именно формирования правильного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, что, в свою очередь, характеризуется снижением интереса у большинства студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
К проблеме снижения эффективности занятий по физическому воспитанию можно отнести недостаточное количество часов в неделю, выделяемое во многих вузах. Двухчасовая активность в неделю является недостаточной и в результате укрепление здоровья, развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств значительно замедляется. Также учебная программа ограничена не только объемом, но и содержанием занятий. Следует заметить, что составление контрольных и зачетных нормативов, не способствует выработке у студентов стремления к самостоятельному совершенствованию, а нацеливает на воспитание послушного исполнителя, ориентированного на соблюдение требований. При таких условиях привлечение студентов к физкультурно-спортивной деятельности невозможно. Для этого нужно изменить методологический подход и целевые установки.
Результатом значительной нагрузки, связанной с интеллектуальной активностью студентов, является уменьшение времени, которое они готовы выделять на занятия физическими упражнениями, что в свою очередь влечет за собой ухудшение состояния здоровья, уменьшение общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов [5, с.98].
В странах Европейского Союза нет утилитарного предмета “Физическое воспитание”. Студенты по своему усмотрению выбирают вид двигательной активности, время и место ее получения. Необходимым условием таких занятий является достаточная спортивная база (стадионы, спортивные залы, площадки, корты, бассейны и т.д.). Однако те, кто хочет заниматься физическими упражнениями с оздоровительной целью, ограничен в возможностях общения и получения квалифицированной помощи со стороны преподавателя в пределах физического воспитания.
Обеспечить реализацию воспитательного процесса относительно самостоятельных занятий можно лишь при стимуляции личной инициативы студентов в процессе занятий физическим воспитанием. Таким образом, для стимуляции определенной деятельности человека необходимо использовать несколько значимых для объекта параллелей, что убедит его в потребности выполнения ряда задач, связанных с собственным укреплением здоровья. Но стоит помнить, что на формирование устойчивых привычек уходит достаточно большое количество времени, так как это постепенный процесс. Именно поэтому стимулы человеческой деятельности должны использоваться последовательно, то есть “заслуженно”, согласно ситуации в полном соответствии с действиями и поступками студента.
К базовым факторам формирования системы стимулирования является его периодичность и оптимальная насыщенность стимулами различных уровней и видов. К основным задачам такого процесса следует отнести активизацию физкультурного интереса, так как без психологического механизма не может осуществляться развитие мотивационной и эмоциональной сфер человека в физкультурной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо рассмотреть две задачи, связанные с подготовкой студентов к профессиональной деятельности и организации самостоятельной жизни:
1) всеми возможными методами способствовать раскрытию в сознании студентов значения физкультурной деятельности для их будущего;
2) побудить и поддержать соответствующее отношение ко всем структурным компонентам физкультурной деятельности, которые помогли бы свободно оперировать приобретенными физкультурными знаниями, реализовывать умения и навыки в реальной жизни.
Решение этих задач облегчит процесс реализации задуманного, а именно осознания студентами всей важности и необходимости физического развития.
Столь же важными в привлечении и управлении физкультурно-спортивной деятельностью являются эмоции. Для науки проблема эмоций до сих пор остается загадочной и непонятной, хотя их роль в управлении поведением человека очень значима. Эмоции, чувства выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непринужденный компонент, вмешиваясь в него, как на стадии осознания потребности оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления физкультурно-спортивной деятельностью требует понимания и эмоциональной, и чувственной сфер человека, его роли в этом управлении [1, с.376].
Преподаватель должен тщательно анализировать воспитательные методы, которые использовались ранее и которые он намерен использовать сегодня, для привлечения студентов к самостоятельной работе над своим физическим воспитанием и стимулировать у них желание активно развиваться и участвовать в образовательном процессе. Во время выполнения упражнений должен формироваться устойчивый положительный опыт, ведь именно этот опыт является действенным средством стимулирования самостоятельных занятий. Следует помнить, что негативное отношение студентов к занятиям физическими упражнениями – это не свойство личности, а результат действия факторов в прошлом. Очевидно, что фундаментализация путей оптимизации физкультурно-спортивной деятельности должна начинаться с учета вышеназванных аспектов.
Вывод. Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность является необходимым условием гармоничного развития студентов. На сегодняшний день взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе физического воспитания носит формальный характер, что не способствует выработке у последних стремления к самостоятельному совершенствованию. Существующие подходы нацеливают на воспитание послушного исполнителя, лишенного творческих начал, – человека, ориентированного на соблюдение требований и вовсе не способного самостоятельно инициировать и искать пути улучшения собственного здоровья. В результате это отражается на уровне жизни, развитии и формировании профессионально важных физических и психофизиологических качеств студентов, свидетельствуют результаты наших исследований. Поэтому существующая система физического воспитания требует фундаментализации.
К самым важным условиям оптимизации процесса физического воспитания, способствующим привлечению студентов заниматься физической деятельностью, относится актуализация системы значимых потребностей, мотивов, интересов и фундаментальный подход к дидактическому наполнению содержания занятий. Это возможно в случае тесного личного сотрудничества между преподавателем и студентом. Преподаватель должен детально анализировать методы воздействия, которые использовались ранее и которые он использует сегодня, во время привлечения студентов к физической деятельности и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. В процессе выполнения упражнений должен формироваться устойчивый положительный опыт, а это – действенное средство оптимизации и стимулирования самостоятельных занятий.
Важным аспектом оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в высших учебных заведениях является фундаментализация процесса физического воспитания.
Библиографический список
- Варий М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. / М. Варий, В. Ортынский. – Второй вид. – М.: Центр учб. лит-ры, 2009. – 376 с. – IBSN 978-966-364-819-4
- Галайтатий Г. В. Физиологические характеристики физической и умственной работоспособности с разным рейтингом успеваемости и физической подготовленности: дис. канд. биол. наук. 03.00.13 / Г. В. Галайтатий – Л., 1997. – 174 с.
- Канишевский С. М. Научно-методические и организационные основы физического совершенствования студенчества / С. М. Канишевский. – Изд. Второй, стереотип. – М.: [б. и.], 1999. – 270 с.
- Леко Б. А. Теоретико-методологические и психолого-валеологические измерения процесса физического воспитания в высших учебных заведениях / Б Леко // Молодая спортивная наука Украины: сб. наук. пр. в области физ.культуры и спорта – Л.: [б. и.], 2004. – Т. 3. – С. 198-205.
- Маланюк Л. Отношение мужчин 18-25 лет к занятиям двигательной активностью / Любомир Маланюк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – Х.: [б. и.], 2008. – № 12. – С. 97-100.