Характерной чертой современности является стремительный научно-технический прогресс, что требует от всех значительного повышения ответственности за качество принятия решений. Умение целенаправленно использовать информацию, выделять суть фактов и проблем, структурировать и преобразовывать её в требуемые для представления формы является важнейшим фактором индивидуально-личностного становления. Решение этой задачи происходит на уроках компьютерного моделирования. Компьютерное моделирование включает в себя процесс реализации информационной модели на компьютере и исследование с помощью этой модели объекта моделирования. Создание моделей может осуществляться на любых уроках. В настоящее время, компьютерами пользуются и взрослые и дети, поэтому, даже в начальной школе можно осуществлять данную деятельность.
Издавна, люди в своей деятельности используют модели. Человеком создается упрощённый образ какого-либо предмета. Изначально, модель строится на уровне мысли, когда придумывается план действий по созданию предмета. Что же такое модель?
Модель-это искусственно созданный объект, который даёт представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Учащиеся третьих классов в рамках дисциплины информатики изучают тему компьютерного моделирования по программе А. В. Горячева. В учебнике А. В. Горячева существуют такие разделы:
- знакомство с компьютером;
- создание мультфильмов или живых картинок;
- создание компьютерных игр;
- создание рисунков.
Первый раздел «Знакомство с компьютером» содержит темы: материальные технологии, информационные технологии, компьютеры вокруг нас, до и после изобретения компьютера, компьютеры в школе, основные устройства компьютеров, компьютерные программы, операционная система, компьютерная мышь, клавиатура. Второй раздел «Создание мультфильмов или живых картинок» содержит такие темы как: компьютерная анимация, программы для создания анимации, конструирование и программирование анимации. Третий раздел «Создание компьютерных игр»: программы для создания игр, компьютерные игры и порядок действий по созданию игр. четвкртый раздел, который нас интересует, называется «Создание рисунков».
Темы данного модуля: компьютерная графика, графические редакторы, основные операции при рисовании, моделирование в графическом редакторе.
Учащимся на уроке предлагается работа с графическим редактором Paint. С помощью учебника, дети должны нарисовать модель любимой игрушки.
Цель урока по созданию модели: создание модели в графическом редакторе Paint; развитие умения анализировать полученные результаты, выявлять ошибки и корректировать модель; развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе;
- Учебная – развивать интерес к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы, добиться более глубокого и прочного освоения темы “Графический редактор”;
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.
- Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.
Графический редактор Paint прост в управлении и имеет очень широкий выбор инструментов. Для ребёнка любого возраста будет интересна работа по созданию модели в Paint. На уроке, каждый ребёнок может создать модель какого-либо объекта. Прежде чем начать работу, необходимо вместе с детьми решить, что же будете моделировать.
Я хочу представить работу, которую можно провести с детьми – это создание модели открытки. Данную творческую работу можно провести с детьми, при окончании изучения раздела «Создание рисунков». Для начала, нужно обсудить, к какому празднику будет создаваться открытка. В нашем случае, я представляю работу по созданию открытки на день рождения. Необходимо спросить у детей, кому они смогут её подарить, так же ученикам нужно представить пример готовой работы.
Подготовка к созданию модели:
1.Обсуждение с детьми инструментов и возможностей редактора Paint.
Редактор позволяет использовать карандаш, кисти, распылитель, маркер.
Инструменты, которыми можно пользоваться при создании открытки: заливка, ластик, палитра, текст. Очень важно, чётко проговорить с детьми, для чего предназначен каждый инструмент. Так же, нужно поговорить о копировании и выделении объектов.
2.Рассмотреть какие фигуры предлагаются в графическом редакторе.
В Paint представлены: линия, кривая, овал, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник, треугольник, ромб, пятиугольник, стрелки, звёзды, облако, сердце.
3. Следующий этап предполагает возможность детям попробовать создать какую-нибудь фигуру.
4. После того, как дети научились пользоваться фигурами, необходимо обсудить, как будет выглядеть открытка, что на ней будет изображено, и какими инструментами и фигурами можно будет пользоваться.
Этапы выполнения работы:
- Сделать фон с помощью заливки (каждый ученик может выбрать свой цвет).
- Вставка текста в изображение. Нужно поговорить с детьми, что можем написать в открытке, проза это будет или стихотворение. На данном этапе ученик сам определяет шрифт, размер и цвет надписи (очень важно проследить, что бы ученики, не допустили ошибок, когда делали надпись и напомнить, что текст должен легко читаться, поэтому фон и цвет надписи должны различаться).
- После того, как надпись сделана, можно приступать к украшению открытки. Украсить открытку можно фигурами или же нарисовать рисунок самостоятельно (цветы, торт, подарок). На данном этапе каждый ученик проявит свои творческие способности. Учителю важно следить за рабочим процессом и по необходимости помогать.
После создания открытки необходимо провести выставку работ. Каждый ученик должен представить свою работу, рассказать, что было для него интереснее всего и что вызывало трудности. Если есть необходимость, ещё раз проговорить и попробовать на практике возможности графического редактора Paint.
Итак, компьютерное моделирование важно включать в процесс образования, так как в настоящее время во многих школах есть компьютерное оснащение. Компьютерное моделирование помогает развивать творческие способности учеников, логическое мышление, познавательные процессы и воспитывать аккуратность. Каждому ребёнку будет интересно сделать самому модель открытки, игрушки или комнаты, о которой он мечтает.
Библиографический список
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: методич. пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. — 248 с.
- Гусева Е. Н. Информатика : учеб. пособие / Е.Н.Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, Е.Н. Мовчан, Л.А Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 216 с.
- Гусева Е.Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е.Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 100с.
- Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс] учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта, 2015– 400 с. –Режим доступа: lf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Matematika/Matematika-i-informatika-148-103807
- Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин, Л.А. Савельева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
- Гусева Е.Н. Моделирование макроэкономических процессов: учеб. пособ.: [электронный ресурс]/ Е. Н. Гусева. – М.: Флинта, 2014.–214с.– Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/28975354/
- Майер Р.В. Компьютерное моделирование: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов [Электронное учебное издание на компакт-диске]. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2015. – 24,3 Мб.
- Горячев А. В. Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 1 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.- Изд. 3-е, исп. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Горячев А. В. Методика преподавания информатики в начальной школе (1 – 4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах»: лекции 1- 4 / А.В.Горячев, А. А. Меньшакова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68 с.