Качественный отбор кандидатов, поступающих в учебный военный центр Дальневосточного федерального университета, позволяет подготовить высококлассных офицеров и тем самым способствовать выполнению государственного заказа.
Согласно требованиям руководящих документов, регламентирующих деятельность учебных военных центров (Постановление Правительства РФ № 152 от2008 г. и приказ МО РФ и МОН РФ № 666/249 от2009 г.), военно-профессиональная ориентация молодежи является одной из двух важнейших государственных задач, стоящих перед УВЦ.
В УВЦ ДВФУ приказом начальника утверждается перечень средних образовательных заведений г. Владивостока, Приморского края, а также некоторых других регионов нашей страны, в которых профессорско-преподавательским составом УВЦ проводится профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация – это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности – игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
В ходе бесед с потенциальными абитуриентами затрагиваются вопросы поступления в УВЦ, оформления в военном комиссариате личного дела кандидата, прохождения медицинской комиссии. Школьники задают вопросы по тем аспектам, как проводится обучение: где будут жить, какую стипендию будут получать.
Большая работа по военно-профессиональной ориентации молодежи и привлечению новых кандидатов проводится на днях открытых дверей, которые проводятся в университете и в учебном военном центре.
В Дальневосточном федеральном университете дни открытых дверей проводятся традиционно 2 раза в год: в конце января и в конце марта. Обычно для этих целей выделяется суббота (такой «полурабочий» день), чтобы кандидаты с родителями могли не в ущерб работе и учебе, и, в то же время, оставляя себе воскресенья для отдыха и домашних дел, узнать всю интересующую информацию об университете.
Обязательно, в ДВФУ дни открытых дверей превращаются в праздники: выступление ректора, высших лиц университета, яркие шоу, концерты, красочные мероприятия и т.д. Именно в ходе посещения дней открытых дверей, у будущих студентов формируется четкая цель: где они себя видят в структуре университета.
На этом фоне, выгодно выделяется профессорско-преподавательский состав учебного военного центра университета в военной форме: стройные, подтянутые, молодцеватые. Школьники, сравнивая офицеров с другими преподавателями, переносят себя на место офицеров, и хотят стать такими же. Что уж тут говорить, клиповое мышление у нынешнего молодого поколения никто не отменял.
Также, следует отметить, что помимо сотрудников учебного военного центра, военно-профессиональной ориентацией молодежи и агитацией абитуриентов для поступления в учебный военный центр занимаются сами студенты УВЦ, причем, начиная с 1 курса. В частности, в отделе подготовки инженерных войск, группа С-3107, успешно сдав свою первую сессию, получила благодарственные письма для директоров школ, которые особо отличившиеся студенты закончили. Пообщавшись с директорами школ, сообщив тем о своих успехах, школьники проводят беседы с выпускными классами, рассказываю о преимуществах обучения с позиций студентов. Информация, доводимая практически сверстниками, доходит до старшеклассников гораздо эффективнее, и понятнее, чем информация, спускаемая «сверху» преподавателями университета.
В частности, по ходу приемной кампании 2016/2017 учебного года, студент 1 курса Муравьев А.С. сагитировал несколько старшеклассников в п. Новошахтинский, которые уже к маю оформили личные дела кандидатов и предоставили их для рассмотрения в УВЦ.
Студент 1 курса специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» Хроменок Д.В. провел агитацию в своем родном городе Спасск-Дальний Приморского края. В результате, порядка 5-6 человек 11-классников изъявили желание поступать в УВЦ. И здесь уже действует цепная реакция, школьники из той школы, где был с визитом студент УВЦ Хроменок, общаются со старшеклассниками из других школ, в красках расписывают им преимущества обучения в учебном военном центре Дальневосточного федерального университета, и, таким образом, все 8 школ города оказываются охваченными информацией о преимуществах получения двух образований – гражданского и военного.
Здесь следует отметить, что еще совсем недавно об учебном военном центре никто не знал. Оно и понятно, структура новая, непонятная, многие путают с военной кафедрой, думают, что можно поступить на обычную гражданскую специальность, и уже на втором курсе (а если быть более точным, на втором семестре) поступить на военную кафедру (факультет военного обучения). Но это не так, и именно поэтому мы работаем еще со школьниками.
В отделе подготовки инженерных войск ведутся списки кандидатов еще с 9 класса, потом из года в год списки корректируются, и уже к моменту поступления, кандидаты владеют полнейшей информацией, а руководство отдела – количеством и качеством абитуриентов.
Библиографический список
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Вовлечение студентов военных специальностей в научную работу // Гуманитарные научные исследования. –2013. № 7 (23) [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2013/07/3590
- Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700
- Ветераны Великой Отечественной войны Дальневосточного федерального университета / сост. Бураков В.В., Мочалов А.В., Куличков С.В., Струлев М.А., Зюлькарнеев Д.А., Козлов П.Г., Чуб Л.И., Акуленко В.М., Федирко О.П., Федюк Р.С. – Владивосток: ДВФУ, 256 с.
- Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические аспекты изучения военной топографии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14674 (дата обращения: 08.05.2016).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Исследование психологических аспектов достижения военно-профессиональной готовности студентами военных специальностей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14894 (дата обращения: 01.05.2016).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Самостоятельная работа студентов (курсантов) в военных вузах // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5462 (дата обращения: 07.03.2016).
- Козлов П.Г., Федюк Р.С. Использование возможностей научно-исследовательской работы студентов для повышения качества подготовки специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13966(дата обращения: 26.01.2016).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Проведение опытно-экспериментальной работы в рамках производственной практики магистрантов психолого-педагогического направления // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4865 (дата обращения: 05.09.2015).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Проектирование военных автомобильных дорог студентами учебных военных центров в процессе обучения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5398 (дата обращения: 23.06.2015).
- Козлов П.Г., Макарова Ю.О., Мягких Л.М., Федюк Р.С. Необходимость проектирования и реализации школы физического развития //Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4610 (дата обращения: 12.06.2015).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Применение метода проблемного обучения на занятиях со студентами учебного военного центра // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. – Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. – С. 130-132.
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Специфические особенности процесса обучения и воспитания студентов в Учебных военных центрах // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4793 (дата обращения: 16.04.2015).
- Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Федюк Р.С. Изучение психологии личности студентами военных специальностей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4375 (дата обращения: 30.01.2015).
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А., Ильинский Ю.Ю. Роль учебных военных центров в системе военно-инженерного образования // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Сборник трудов Научно-методической конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 210-211.
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Мотивация студентов к военной деятельности // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Сборник трудов Научно-методической конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 342-343.
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю., Евдокимова Ю.Г. Исследование инкультурации (социализации) // Гуманитарные науки и проблемы современной комуникации: материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет–конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. 2013. С. 92.
- Федюк Р.С., Мочалов А.В., Евдокимова Ю.Г. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего офицера // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. №2. С. 5.