В современном мире, наполненном различными противоречиями и усиливающейся неопределенностью, постоянным воспроизводством привычных опасностей для жизни и появлением новых угроз жизненному благополучию человека, вопросы безопасности по праву занимают одно из ведущих мест в сфере общественных интересов [1]. Не случайно, они вызывают по отношении к себе устойчивый интерес уже на протяжении нескольких веков. Философы, политики, экономисты и юристы, – все они в той или иной мере обращались к рассмотрению вопросов безопасности и предлагали определенные подходы к ее обеспечению для государственных объединений, социальных групп, различных сфер практики [2]. Не могли обойти вниманием вопросы безопасности и представители такой гуманитарной области научного знания как психолого-педагогические дисциплины. Помещая в центр своих исследовательских интересов человека и задачи наиболее продуктивного его включения в общественное пространство, педагогика и психология рассматривают разные ракурсы проблематики. Однако, вне зависимости от исследовательского аппарата, выделяемого поля ключевых проблем и базовой методологии, безопасность органично входит в их предметное пространство, образуя возможность рассмотрения новых аспектов, казалось бы, уже хорошо изученной проблематики.
В дисциплинах психолого-педагогического цикла категория безопасности образует два основных вектора притяжения исследовательских интересов. Один из них создается изучением субъектов образования как основных носителей безопасности. В его рамках рассмотрению подвергаются особенности учащихся и педагогического коллектива учебных заведений разного уровня как предрасполагающие к сохранению или нарушению безопасности своей личности. Наиболее часто данный вектор исследований реализуется в психологической науке [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. Второй вектор разработки проблематики связан с изучением особенностей того пространства, в котором реализуется учебный процесс, с точки зрения влияния, оказываемого им на качество решения в его рамках образовательных, воспитательных и развивающих задач. Данный вектор в настоящее время осуществится на основе разработки психолого-педагогических условий создания безопасной образовательной среды и безопасной реализации образовательных практик [12, 13, 14]. Прерогатива в данном случае принадлежит педагогической науке, занимающейся разработкой методов, средств, подходов и т.д. повышения эффективности решения задач по обучению, воспитанию и развитию нового поколения [15]. Нас этой связи больше интересует рассмотрение образовательных практик с точки зрения обеспечения (достижения, сохранения, восстановления, развития) безопасности их субъектов.
Уточним, что на сегодняшний день безопасность человека рассматривается во всем многообразии своих проявлений – безопасность физическая, психическая, психологическая и духовная, безопасность социальная и личная безопасность, безопасность информационно-психологическая, лингвистическая, криминальная и т.д. [16, 17]. Однако, понимание того, что в центре любых реализуемых социальных событий и процессов находится человек, обладающий уникальностью и неповторимостью своей психической организации, комплексом внутренних ресурсов [18], позволяет придать базовый статус психологической безопасности личности.
Под психологической безопасностью личности понимается особая проекция окружающей реальности на психическую структуру личности, создающую новообразования психики (чувство безопасности, ощущение безопасности, потребность безопасности, представления о безопасности и др.), ответственные за единство защищенности и сохранение неснижающейся во времени способности субъекта к развитию в направлении жизненно значимой личностной цели [19]. Психологическая безопасность, будучи образованная принципиально несовместимыми феноменами, – защищенностью и воспроизводящейся во времени способностью к развитию, – является нестабильным субъектным образованием [20]. Основной для нее психологический механизм, представленный подконтрольностью субъекту внешних и внутренних факторов, значимых для его защищенности и способности к развитию, в каждый момент времени призван решать задачу поддержания оптимального баланса между ними. Особенно актуально это в нестандартных, экстремальных ситуациях, обостряющих потребность в безопасности [21]. Реагируя на опасность по-разному, человек реализует индивидуальные траектории безопасности [22, 23]. Задача социализации любого субъекта, соответственно, может быть сведена к вооружению его технологиями сохранения подконтрольности себе всего многообразия внешних и внутренних факторов, значимых для собственной защищенности и сохранения способности к развитию [24]. Занимаясь решением задач социализации, образовательные практики должны приоритетное внимание обращать на сферу безопасности своих субъектов.
Включение в образовательные практики выступает необходимым условием социализации любого члена общества [25]. Соответственно, образовательные учреждения, в которых реализуются данные практики, являются необъемлемым компонентом любого государственного образования. В силу того, что обучение, воспитание и развитие членов общества осуществляется в рамках образовательных практик, насущной задачей управляющей социальной системы является обеспечение безопасность реализации данных практик, а также субъектов, вовлеченных в процесс их реализации.
Безопасность реализации образовательных практик осуществляется на основе созидания в каждом образовательном учреждении вне зависимости от места, которое оно занимает в образовательной системе, безопасной образовательной среды. В качестве такой среды нами понимается среда, позволяющая ее субъектам чувствовать свою защищенность в единстве с возможностью непрерывно развиваться в направлении личностно значимой цели жизни. Только такая образовательная среда благотворно действует на физическое и психическое благополучие своих субъектов, создает оптимальные условия для их личностного и профессионального самоопределения, позволяет достигать успеха в значимых для них сферах самореализации.
Признавая важность безопасной среды в учреждениях любого уровня образовательной системы, мы, тем не менее, отстаиваем приоритетность такой среды в общеобразовательных учебных заведениях. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия.
Психологическое неблагополучие как наиболее очевидное следствие нарушения психологической безопасности личности имеет тесную связь с психологическим насилием. Под психологическим насилием понимается форма насилия, приводящая к психологической травме, порождающая тревожность и депрессии. Нарушение психологической безопасности личности субъектов школьных образовательных практик может осуществляться в разных формах: терроризирование, изоляция, отвержение, игнорирование. Все они могут получить реализацию в школьной образовательной среде. При этом терроризирование как угроза причинения ребенку физического вреда вплоть до угрозы его жизни может осуществляться не только со стороны взрослого окружения ребенка, но, и достаточно часто, со стороны сверстников [26]. Широко распространена в современной школьной среде и изоляция ребенка, как форма психологического наличия проявляющаяся в совершении в отношении ребенка ряда действий, направленных на лишение его возможности находиться в коллективе класса или какой-либо его отдельной группе. Как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов в отношении ребенка в настоящее время реализуется практика отвержения, представляющая собой вербальные и/или невербальные действия, направленные на преуменьшение или даже полное принижение достоинства ребенка. Его игнорирование может обнаруживаться в насилии, связанном с нежелание взрослого или сверстников как-либо взаимодействовать с ребенком. В качестве взрослого в данном случае может выступать не только педагог, но и родитель, отказывающий ребенку в проявлении в отношении него чувства привязанности и заботы.
Проведение в рамках образовательных практик эффективных действий по предотвращению психологического насилия в отношении ребенка предполагает фиксацию его факта. Вместе с тем, не все признаки психологического насилия легко визуализируются. Неблагополучие, переживаемое ребенком, включает внешние и внутренние аспекты.
К внешним аспектам относят социальный и педагогический фактор. К ключевым педагогическим факторам учения относятся познавательные и личностные факторы. Под познавательными факторами, в данном случае, понимаются первичные знания и навыки, степень прогресса мышления, памяти, внимания, уровень развития индивидуальных познавательных стилей. В состав личностных факторов включается оценка самого себя, ценности, мотивация и, конечно же, эмоциональные характеристики. К внутренним аспектам благополучия обучения индивида принято относить психологические аспекты. Отметим среди психологических факторов две подгруппы: личностную и познавательную. К подгруппе познавательных факторов относят: мышление, восприятие, воображение, память и т.д. В подгруппе личностных факторов рассматривают мотивационные, эмоциональные факторы и факторы самосознания.
Поддержание некого баланса между выносливостью человека и отрицательными воздействиями на него окружающего мира необходимо для психологической безопасности. Очевиден и тот факт, что психологическая безопасность среды и индивида неразрывны друг от друга, ведь они, безусловно, представляют собой пример правильного функционирования и устойчивого прогресса человека с его взаимодействием с окружающей средой. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды возможно через использование проектов и технологий, которые будут являться эффективным средством для устранения психологического насилия участников учебно-воспитательного процесса.
К снижению уровня безопасности образовательных практик можно отнести ее неспособность удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей. Такой потребностью, особенно в подростковые годы обучения в школе, может быть названа потребность в доверительном личностном общении. Отсутствие возможности получить в межличностном взаимодействии «отраженное Я» приводит к различным деструктивным изменениям личности, а вслед за ними – становлению отрицательного образа учебного заведения, усиление акцентуаций характера и формирование психологического неблагополучия.
Психологическое неблагополучие- это внутреннее неудобство, которому свойственно состояние, когда индивид чувствует себя беспомощным и одиноким, также возможно отвержение человеком себя и своей сущности или даже всего мира. Стоит отметить, что уровень неблагополучия различен, и сложно объективно судить о данном явлении. Зачастую психологическое неблагополучие люди пытаются скрыть от общества, а если человек умеет совладать своими эмоциями, то заметить неблагополучное положение человека и вовсе невозможно. Каждый человек в определенные моменты своей жизни чувствует себя несчастным. Взрослый человек с определенным жизненным опытом зачастую может принять свои слабые стороны и не бороться с самим собой. Иногда для сформировавшихся личностей психологическое неблагополучие может проявиться как некий толчок к развитию и продуктивности, но ведь для подростка изучение своих сильных и слабых сторон – это непосильная ноша. Для этого необходим психолог, который поможет научить ребенка справляться с трудностями, раскрывая свои достоинства.
Снижению уровня психологического здоровья учащегося способствуют неимоверные нагрузки, явно не соответствующие способностям ученика, которые приводят к потере физического здоровья, также проявляется психологические невзгоды: повышенные тревожность и агрессивность, трудность в обучении и т.д.
Для того чтобы образовательная среда была безопасной необходимо психологическое благосостояние, которое в свою очередь обеспечивает здоровое развитие индивида. Негативная обстановка и невысокий уровень безопасности формируют неблагополучное положение, которое способствует развитию неврозов и депрессий, а также возможно проявление девиантного поведения.
Безусловно, психологическое благосостояние – неотъемлемая часть безопасной образовательной среды, но не стоит забывать об интеллектуальном комфорте. Обнаружить интеллектуальный комфорт можно в том случае, когда при удовлетворении показателей, степень сложности решения определенных проблем возрастает, в соотношении их интересам, а также возрасту и желаемого итога. Как же достигнуть интеллектуального комфорта? Для получения интеллектуального комфорта необходимо изменять виды своей деятельности и темп, немаловажным пунктом является поддержка педагога.
Таким образом, сделаем вывод о том, что довольно-таки много программ и методик, с помощью которых необходимо решать психологические проблемы безопасности в образовательной среде. Также следует учитывать важность выстраивания профилактической работы, исходя из индивидуальных особенностей, еще немаловажна работа психолога по обучению некоторым социальным умениям всех членов образовательного процесса.
Это, безусловно, действительно положительно влияет на конечный результат, убирая психологическое напряжение и способствуя решению проблемы психологического неблагополучия.
Библиографический список
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // В сборнике: Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). Ставрополь, 2016. С.277-279.
- Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. 2004. № 7. С. 29-37.
- Lyakhov A.V., Tukova Zh.V. The problem of loneliness students with different priorities subektnosti protect // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 75-80.
- Lyakhov A.V., Sushkova V.V. The inclusion of subjective security priorities of students in the regulatory mechanisms of the individual resilience // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 67-74.
- Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some features of the subjective priorities of students` safety with different levels of internet addiction // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 58-66.
- Mantorova I.V., Djevathanova D.A. Features of Safety Values of Students with Different Type of Time Perspective // European Journal of Psychological Studies, 2016, Vol.(7), Is. 1. С. 22-28. DOI: 10.13187/ejps.2016.7.22.
- Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 68-75. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6475
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Ритмы психологической безопасности личности // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. С.70-73.
- Лозовая Г.В. Модель формирования продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа // Education Sciences and Psychology. 2015. No.3 (35). Pp. 42-52. URL: http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2526.pdf
- Саввичева Д.Д. Уверенность в себе студентов вуза как личностная детерминанта готовности к рискам нарушения безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 (52). С. 76-83. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6258
- Тишкова Е.С. Субъективное атрибутирование суицидальных намерений студентами с разными приоритетами личной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 (44). С. 57-63.URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4953
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Компетентностный ресурс психологической безопасности субъектов медиативного урегулирования конфликта // Актуальні проблеми психології: зб. наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. Т. І: Організаційна психологія. Соціальна психологія. Економічна психологія / За ред. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. 2013. Вип. 38. Київ – Алчевськ: ЛАДО, 2013. С.392-396.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59.
- Lyakhov A.V., Gadgiahmedova S.G. Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students’ Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 5 (3). С. 116-122.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2015.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь, 2015. С. 54-59.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. №2. С.31-36.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64. URL: http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2109.pdf
- Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.
- Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 252-258.
- Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25-33.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă Socială. 2015. №4. С. 61-68.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск – Москва, 2015. С. 56-61.
- Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2015. С. 221-225.
- Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 192-194.