Начиная с 90-х гг. XX в. в Республике Казахстан вследствие общественно-политических перемен, реформ специального образования, ратификации ряда международных конвенций и деклараций в области прав человека, создания собственной законодательной базы в соответствующей области, произошли большие изменения в системе социальной помощи лицам с тяжелой степенью нарушения интеллекта. Первоочередной задачей социальной политики государства становится не просто поддержание их существования, а интеграция в общество, создание таких коррекционно-образовательных условий, при которых ребенок с тяжелой степенью нарушения интеллекта в наиболее полной мере смог реализовать свой потенциал, в том числе интеллектуальный.
Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта являются одной из самых сложных в коррекционном отношении группой учащихся вследствие тяжелого психофизического дефекта и наблюдающихся в большинстве случаев выраженных органических нарушений. [1, с. 7] При тяжелых нарушениях интеллекта у ребенка происходит неравномерное изменение всех сторон психической деятельности: в наибольшей степени страдает познавательная сфера, а в наименьшей – эмоциональная. Практически всегда наблюдаются дефекты двигательной сферы. Нарушения познавательной сферы проявляются в слабости ориентировочной реакции, поверхностности и недифференцированности восприятия, малоустойчивости и нецеленаправленности внимания, тугоподвижности и узкой конкретности мышления, чрезвычайной затрудненности обобщений, трудностях в установлении смысловых связей и др.
Одной из самых характерных особенностей психического развития данной категории детей является грубое недоразвитие речи. Появление речи у детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта, как правило, значительно запаздывает и отмечается лишь к 6-7 годам. У 20-25% детей речь не возникает и практически не развивается на протяжении нескольких лет (так называемые «безречевые дети»). Отсутствие речи они компенсируют жестами, отдельными звуками, звукосочетаниями, в которые вкладывают определенный смысл и т.д.
Дети младшего возраста плохо понимают чужую речь, улавливая интонации, жесты, мимику и отдельные слова, как правило, связанные с их непосредственными потребностями. Их словарный запас ограничен, экспрессивная речь состоит из отдельных слов и коротких предложений, наблюдаются дефекты произношения, аграмматизмы.
На основе анализа научной литературы мы выделили следующие факторы, негативно влияющие на развитие речи у детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта.
- Особенности психофизического развития. Многие исследователи отмечают, что почти у всех детей с тяжелыми нарушениями интеллекта наблюдаются недостатки звукопроизношения вследствие аномалий периферического артикуляционного аппарата, недостаточности дыхания и т.д. [2, с. 152; 3, с. 30; 4, с. 102]
- Особенности познавательной сферы. По мнению большинства авторов, степень нарушения речи у данной категории детей обычно соответствует степени нарушения интеллекта. [3, с. 30, 4, с. 99] А.Р. Маллер, Г.В. Цикото выявили, что понимание слов детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта ограничено конкретной ситуацией, предметом или даже группой предметов и без целенаправленной коррекционной работы понимание более общего смысла слова остается недоступным. [3, с. 30] Л.М. Шипицына выделяла такую причину недостатков произношения таких детей, как несформированность звукового образа слова вследствие недостатков слухового восприятия, ограничения формирования смыслового компонента выразительных средств устной речи. [4, с. 104]
- Нарушения коммуникативной сферы. С точки зрения Л.М. Шипициной, развитию речи таких детей препятствуют пассивность, сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему [4, с. 103]. По мнению, Г.Г. Зак, дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, как правило, не уклоняются от контактов, но предъявлять те или иные способы коммуникации самостоятельно не могут. [5, с. 32] Диалог обычно возникает не по инициативе детей, как правило, его начинает взрослый. [3, с. 31] Поддержать беседу дети также не умеют, особенные трудности они испытывают с тем, чтоб задать вопрос. [4, с. 103]
- Социальная ситуация развития. Социальная изоляция является проблемой для всех инвалидов с детства, вне зависимости от того, в каких условиях они воспитываются. Но наиболее значимой она является воспитанников психоневрологических стационаров, в которых постоянно проживают большинство детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в Казахстане, по данным ЮНЕСКО [6, с. 20] Находясь в подобном учреждении, ребенок изолирован не только от нормально развивающихся сверстников, но и от семейного окружения, так как даже в тех случаях, когда у ребенка есть семья, редкие и нерегулярные свидания и поездки домой не решают данную проблему.
Таким образом, можно выделить следующие задачи развития речи у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью нарушения интеллекта:
коррекция нарушений звукопроизношения;
развитие познавательной сферы;
развитие коммуникативной сферы.
Как нам представляется, наиболее благоприятным периодом для развития речи детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта является дошкольное и младшее школьное детство, так как именно в этот период у большинства из них речь начинает формироваться.
Однако задачи развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта не могут сводиться просто к коррекции звукопроизношения, формированию определенных умений и навыков. Большое внимание требуется уделять коррекции эмоционально-волевой сферы, чего можно достичь посредством арт-терапии. В последнее время набирает популярность такой вид арт-терапии, как сказкотерапия, в основе которой лежит терапевтическое воздействие посредством сказки. В силу возрастных особенностей такой метод наиболее востребован при работе с детьми младшего школьного возраста. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с личностными и коммуникативными проблемами, психосоматическими заболеваниями. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, фантазировать, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности. [7, с. 178] Поэтому особенно значимую роль играет сказкотерапия для детей, развивающихся в условиях социальной депривации. Вместе с тем сказкотерапия является мощным инструментом развития речи: ее применение позволяет расширить словарный запас детей, повысить их речевую активность. Воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, сказкотерапия позволяет компенсировать многие коммуникативные нарушения.
На основе многолетнего педагогического опыта, мы сформулировали следующие рекомендации для более эффективного использования сказкотерапии как средства развития речи:
- Нарушения слухового восприятия, внимания и мышления значительно осложняют детям с тяжелой степенью нарушения интеллекта восприятия сказки. Поэтому педагогу не стоит ограничиваться просто рассказыванием. Следует применять такие приемы активизации слушателей, как частичная или полная театрализация сказки с помощью кукол би-ба-бо или бумажных кукол, демонстрация последовательных иллюстраций, сюрпризные моменты и др.
- При прослушивании сказок педагогу следует сначала проговорить цель прослушивания, так как в результате недостатков познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями интеллекта их восприятие носит неосмысленный, поверхностный и беспорядочный характер. Например: «Сейчас мы послушаем сказку про репку, где рассказывается, что получается, если взяться за дело всем вместе». После просмотра или прослушивания следует проводить групповое обсуждение мультфильма или сказки.
- После группового обсуждения сказки педагогу следует подвести итог с проговариванием правильного ответа или кратким резюмированием итогов обсуждения. Так как речь детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта развита на низком уровне, детям трудно выразить свою мысль, их ответы, как правило, фрагментарны и неточны, а вследствие нарушений восприятия и мышления им трудно выделить основную мысль самостоятельно.
Библиографический список
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2007.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб., 2003.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2005.
- Зак Г.Г. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности // Специальное образование. 2010. № 1. С. 30-35.
- Анализ положения детей с инвалидностью: развитие инклюзивного общества в Республике Казахстан / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан. Астана, 2014.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.