Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [1,2].
В последние годы сформирован пакет нормативных документов, определяющих направление их реализации в области здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющих обязательный характер для всех образовательных учреждений. К таким документам в первую очередь относятся Федеральные государственные образовательные стандарты, предписывающие каждому учреждению образования иметь отдельную программу по организации здоровьесберегающей деятельности. В новых Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. 2821-10) регламентированы условия и организация сохранения и укрепления здоровья обучаемых и воспитанников, которые также актуализируют активацию здоровьесберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. В приказе Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 представлены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, в которые разъясняются направления и содержание здоровьесберегающей деятельности. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в действие с 01.09.2013, ориентирует образовательные организации на внедрение инновационных форм и методов здоровьесбережения, в частности предлагается организация сетевого взаимодействия в образовательной среде в целях скорейшей реализации идей модернизации образования.
Одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века является формирование системы поддержки и сопровождения одаренных детей, что указывается в многочисленных нормативно-правовых документах.
Согласно гл.1. ст.5. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорт».
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи».
Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 01.06.2012 г. № 761) в качестве одной из основных задач названо «Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей».
В указанных нормативных документах устанавливаются важнейшие стратегические приоритеты развития современной образовательной политики, базирующиеся на представлении о школе как одном из наиболее мощных инструментов социализации личности. В школе создаются все необходимые условия, обеспечивающие успешную адаптацию подрастающего поколения в обществе. В таком случае наиболее важной оказывается проблема создания эффективного управленческого механизма реализации здоровьесберегающей деятельности, т.к. конечным итогом ее непосредственной реализации будет позитивная динамика уровня здоровья обучающихся и принципиальное изменение их мировоззрения, ориентированного на ценностное отношение к здоровью. В перспективе новые установки на здоровый образ жизни будут колоссальный социальный эффект не только в повышении уровня физиологического здоровья школьников, но и существенного обновления социального климата в образовательных учреждениях, выражающегося прежде всего в снижении показателей употребления школьниками психоактивных веществ [3,4].
В Нижегородской области ведется регулярное слежение за физическим развитием и здоровьем детей и подростков. Результаты многих исследований подтверждают снижение качества здоровья и отличие уровня физического развития сельских школьников от городских, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных, бытовых и физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др. [5,6,7].
Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа – территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Предлагается новая технология – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников.
Целью деятельности Ресурсного центра является выявление и систематизация опыта реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях города Арзамаса и района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности. Деятельность Ресурсного центра направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения здоровья учащихся через проведение педагогических конференций, мастер-классов и других видов деятельности, организацию сетевого взаимодействия педагогических работников, направленного на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку по вопросам здоровьесбережения в образовании, организацию смотров, конкурсов, акций по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и формирования навыков здорового образа жизни участников образовательного процесса [4,8].
На базе МБОУ СОШ № 16 проводятся круглые столы для заместителей директоров и учителей предметников; семинары для работников образования по направлению «Здоровьесберегающая деятельность»; обучающие семинары для студентов; методические объединения учителей; городские квест-игры для школьников; спортивные праздники, фестивали, акции и школьные конкурсы. Главная цель мероприятий – выявление и обобщение позитивного опыта работы по здоровьесбережению, формирование мотивации педагогов на эффективную работу по здоровьесбережению, формирование педагогического сообщества заинтересованных педагогов, готовых к взаимодействию в рамках сетевого сообщества, повышение мотивации школьников к ведению ЗОЖ.
Задача создания здоровьесохранной среды в школе решалась в ходе реализации проекта «Экодом». При принятии решений рассматривались варианты, которые бы наилучшим образом способствовали сохранению здоровья детей. За время реализации проекта в начальных классах школы установлены конторки для организации учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы, в кабинете химии установлена эргономическая новая мебель (стулья регулируются в трех плоскостях), на занятиях реализуются БОС-технологии, ведется работа по профилактике плоскостопия.
В школе ведется целенаправленная работа по созданию необходимых условий для развития одаренности детей и подростков с условием сохранения и укрепления здоровья.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, физические, музыкальные, литературные и другие способности и дарования; имеют активную познавательную потребность, высокие стремления к совершенствованию и развитию способностей и талантов; испытывают радость от добывания знаний, умственного, интеллектуального, творческого, физического труда.
Условно выделяют следующие категории одаренности:
1) с необыкновенно высокими интеллектуальными, музыкальными, художественными и прочими способностями;
2) с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки;
3) дети с ярко выраженными творческими способностями к искусству, спорту, лидерству и др.
4) не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий, в которую включены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном процессе (индивидуальные и групповые занятия, факультативы, клубы, предметные кружки, конкурсы;
участие в олимпиадах и др. [9].
На обеспечение процессов развития образовательного учреждения направлена инновационная и опытно-экспериментальная работа педагогов. В МБОУ СОШ № 16 в инновационной деятельности на 2-х экспериментальных площадках ГОУ ДПО «НИРО» участвует 15 учителей, 2 заместителя директора, педагог дополнительного образования (54 % педагогического состава учреждения).
Важной характеристикой состояния здоровья являются показатели и темп физического развития. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание [5,10,11,12].
Гармоничное сочетание показателей физического развития (длины, массы тела и окружности грудной клетки) характеризует его нормальное формирование. Процессы роста и развития являются наиболее информативными критериями здоровья детского населения и требуют систематического наблюдения, в т.ч. в сфере социально-гигиенического мониторинга [2,13,14].
Используя центильный метод для оценки тотальных показателей физического развития (длины и массы тела, окружности грудной клетки) можно охарактеризовать физическое развитие как гармоничное (при разнице между показателями не более одного центильного интервала), как умеренно-дисгармоничное
(при разнице в два центильных интервала), как дисгармоничное
(при разнице в три центильных интервала)
[6,7,15].
С 2011 г по 2015 г 939 школьников СОШ № 16 (508 мальчиков и 431 девочек) прошли обследование в Центре Здоровья для детей г.Арзамас. Итоговые результаты оценки физического развития представлены в табл.1.
Таблица 1. Распределение школьников по гармоничности физического развития, %
Группы физического развития |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2011/15 гг. |
гармоничное развитие |
45,5 |
51,7 |
51,0 |
47,7 |
50,3 |
53,4 |
умеренно-дисгармоничное |
22,0 |
22,6 |
28,8 |
30,3 |
25,7 |
25,1 |
дисгармоничное развитие: | ||||||
недостаточная масса тела |
0,8 |
1,9 |
1,4 |
1,5 |
1,9 |
1,6 |
избыточная масса тела |
14,4 |
9,4 |
8,2 |
6,8 |
10,7 |
9,3 |
высокая длина тела и
недостаточная масса тела |
6,8 |
6,9 |
5,2 |
9,2 |
8,2 |
5,0 |
узкая грудная клетка |
3,0 |
5,0 |
0,5 |
- |
0,5 |
1,6 |
высокая длина тела |
3,0 |
- |
1,9 |
1,5 |
2,7 |
2,2 |
низкая длина тела |
2,8 |
1,9 |
1,5 |
1,5 |
- |
1,3 |
широкая грудная клетка |
1,7 |
0,6 |
1,5 |
1,5 |
- |
0,5 |
В результате внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы за исследуемый период произошло увеличение численности школьников с гармоничным и умеренно-дисгармоничным физическим развитием и, соответственно, уменьшилась доля детей с дисгармоничным развитием, что характеризует деятельность Ресурсного центра с положительной стороны.
Для изучения темпа физического развития провели оценку показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки по методу Р.Н.Дороховой и И.И.Бахрах. Сумма баллов центильных интервалов оценивалась: до 10 баллов – микросоматический тип, до 15 баллов – мезосоматический тип, 16-21 балл – макросоматический тип. В результате расчетов были получены следующие результаты (рис.1):
- среди группы обследованных 66,7% школьников (61,6% мальчиков и 71,1% девочек) относятся к мезосоматическому соматотипу, т.е. их темп физического развития соответствует возрастно-половым нормативам;
- детей-микросоматиков, т.е. с низкими показателями основных антропометрических величин и замедлением физического развития выявлено 7,8% (8,7% мальчиков и 6,9% девочек);
- 25,9% детей составляют группу с ускорением физического развития (29,7% мальчиков и 22,1% девочек).
Рис.1. Распределение школьников по темпу физического развития
В группах детей с крайними вариантами физического развития (с опережением и с отставанием) большинство составляют мальчики.
При изучении динамики заболеваемости школьников выявили, что за время функционирования Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности увеличилось количество детей, не имеющих хронических заболеваний (табл.2). Самыми распространенными в течение этого периода оказались болезни опорно-двигательного аппарата, глаз и сердца с тенденцией ежегодного снижения численности школьников с указанными заболеваниями. Отмечается незначительное увеличение распространенности эндокринных заболеваний, стоматологических и болезней дыхательной системы (простудных заболеваний).
Таблица 2. Динамика заболеваемости школьников, %
группа заболеваемости |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Офтальмология |
38,9 |
45,3 |
54,6 |
36,0 |
44,4 |
Ортопедия |
65,5 |
58,6 |
56,3 |
50,8 |
38,2 |
Кардиология |
29,3 |
30,6 |
43,1 |
28,0 |
23,6 |
Физ.развитие |
14,8 |
14,0 |
10,3 |
9,8 |
10,6 |
Эндокринология |
14,4 |
16,6 |
11,8 |
17,4 |
16,9 |
Психиатрия |
3,3 |
2,8 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
Стоматология |
24,4 |
35,4 |
14,4 |
21,1 |
29,6 |
Аллергология |
3,6 |
2,2 |
3,0 |
3,6 |
3,0 |
Невропатология |
14,2 |
24,4 |
15,0 |
8,8 |
13,4 |
Гастроэнтерология |
6,3 |
1,8 |
8,1 |
2,1 |
2,1 |
Пульмонология |
3,5 |
6,2 |
5,1 |
3,7 |
4,5 |
Не выявлено |
21,2 |
30,4 |
28,7 |
30,4 |
31,7 |
По сравнению с динамикой заболеваемости за период 2011/15 гг. среди учащихся других школ г.Арзамаса среди школьников СОШ № 16 отмечается снижение болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но по-прежнему остаются распространенными нарушения зрения, что актуализирует усиление профилактической работы в этом направлении здоровьесберегающей деятельности (табл.3).
Таблица 3. Сравнительная характеристика динамики заболеваемости учащихся школ г.Арзамаса
Офталь-мология |
Ортопедия |
Кардио-логия |
Гастро-энтерология |
||
2011 год
|
СОШ № 1 |
41,9 |
61,1 |
45,8 |
19,1 |
СОШ № 2 |
35,7 |
54,3 |
45,7 |
10,8 |
|
СОШ № 3 |
40,2 |
60,4 |
37,1 |
11,3 |
|
СОШ № 6 |
34,9 |
42,6 |
44,9 |
13,5 |
|
СОШ № 7 |
34,9 |
80,1 |
37,9 |
13,8 |
|
СОШ № 10 |
26,8 |
76,8 |
35,8 |
7,5 |
|
СОШ № 12 |
43,6 |
55,7 |
40,2 |
11,2 |
|
СОШ № 14 |
41,7 |
67,7 |
32,4 |
14,8 |
|
СОШ № 16 |
38,9 |
65,5 (5 место) |
29,3 (11 место) |
6,3 (11 место) |
|
лицей |
44,3 |
73,0 |
47,8 |
19,1 |
|
гимназия |
44,8 |
43,5 |
34,0 |
14,9 |
|
2013 год |
СОШ № 1 |
62,8 |
51,8 |
42,0 |
13,5 |
СОШ № 2 |
37,3 |
46,8 |
42,4 |
8,5 |
|
СОШ № 3 |
54,4 |
53,3 |
50,0 |
15,1 |
|
СОШ № 6 |
35,4 |
48,3 |
37,8 |
9,5 |
|
СОШ № 7 |
53,4 |
72,4 |
43,1 |
8,6 |
|
СОШ № 10 |
42,9 |
53,7 |
38,3 |
5,1 |
|
СОШ № 12 |
44,9 |
50,0 |
46,6 |
8,5 |
|
СОШ № 14 |
40,6 |
33,3 |
30,6 |
11,1 |
|
СОШ № 16 |
54,6 (3 место) |
56,3 (2 место) |
43,1 (6 место) |
8,1 (10 место) |
|
лицей |
64,5 |
56,6 |
53,1 |
8,6 |
|
гимназия |
57,4 |
50,5 |
62,9 |
14,4 |
|
2015 год |
СОШ № 1 |
54,6 |
50,3 |
37,3 |
12,6 |
СОШ № 2 |
45,8 |
46,8 |
32,6 |
11,1 |
|
СОШ № 3 |
41,4 |
38,9 |
50,5 |
1,3 |
|
СОШ № 6 |
33,6 |
34,5 |
30,5 |
3,8 |
|
СОШ № 7 |
41,9 |
49,5 |
33,6 |
4,0 |
|
СОШ № 10 |
31,1 |
34,1 |
20,5 |
3,1 |
|
СОШ № 12 |
44,7 |
49,0 |
35,4 |
10,7 |
|
СОШ № 14 |
46,5 |
39,1 |
21,1 |
5,2 |
|
СОШ № 16 |
44,4 (5 место) |
38,2 (7 место) |
23,6 (9 место) |
2,1 (10 место) |
|
лицей |
30,3 |
38,7 |
34,2 |
8,3 |
|
гимназия |
48,4 |
46,6 |
43,1 |
12,8 |
Влияние внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на здоровье школьников проанализировали с учетом распределения учащихся на две группы: 1 группа – школьники, обучающиеся в классах с применением технологий здоровьесбережения; 2 группа – школьники из обычных классов (табл.4).
В 1 группе школьников выявлено на 9,6% больше детей с гармоничным и умеренно-дисгармоничным развитием и, соответственно, меньше мальчиков и девочек с дисгармоничным развитием. Анализ распространенности заболеваемости среди школьников свидетельствует о некотором преобладании численности детей в обычных классах, но, тем не менее, среди обучающихся с использованием инновационных технологий здоровьесбережения отмечается несколько большая доля детей с нарушением зрения (на 4,2%), болезнями сердца (на 0,8%), зубов (на 3,2%) и обмена веществ (на 3,7%).
Таблица 4. Распределение школьников по гармоничности физического развития и распространенности заболеваемости в зависимости от условий обучения, %
группа физического развития |
все школьники |
1 группа |
2 группа |
гармоничное развитие |
50,3 |
29,1 |
21,2 |
умеренно-дисгармоничное |
37,7 |
19,7 |
18,0 |
дисгармоничное развитие: | |||
недостаточная масса тела |
1,9 |
1,5 |
0,4 |
избыточная масса тела |
8,7 |
3,1 |
5,6 |
высокая длина тела и
недостаточная масса тела |
8,2 |
4,1 |
4,1 |
узкая грудная клетка |
0,5 |
0,5 |
- |
высокая длина тела |
2,7 |
0,7 |
2,0 |
группа заболеваемости |
все школьники |
1 группа |
2 группа |
Офтальмология |
44,4 |
24,3 |
20,1 |
Ортопедия |
38,2 |
9,1 |
29,1 |
Кардиология |
23,6 |
12,2 |
11,4 |
Физ.развитие |
10,6 |
1,7 |
8,9 |
Эндокринология |
16,9 |
9,8 |
7,1 |
Психиатрия |
3,0 |
- |
3,0 |
Стоматология |
29,6 |
16,4 |
13,2 |
Аллергология |
3,0 |
0,4 |
2,6 |
Невропатология |
13,4 |
3,1 |
10,3 |
Гастроэнтерология |
2,1 |
0,4 |
1,7 |
Пульмонология |
4,5 |
0,4 |
4,1 |
Не выявлено |
31,7 |
20,7 |
11,0 |
Выводы
Изучение антропометрических показателей физического развития и распространенности заболеваемости учащихся школы, на базе которой расположен Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности показало, что большинство школьников имеют морфологический статус, соответствующий возрастно-половым нормативам, а условия обучения школьников, в том числе одаренных детей, соответствуют их возможностям и потребностям, способствуя тем самым гармоничному развитию, сохранению и укреплению их здоровья.
Полученные результаты исследования могут являться основой для разработки практических рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению оздоровительных программ, направленных на повышение адаптационного потенциала одаренных детей к учебным нагрузкам и неблагоприятным факторам окружающей среды.
Выявленные при профилактических медицинских осмотрах отклонения в уровне физического развития могут скрывать в себе различного рода заболевания, поэтому своевременное выявление отклонений в физическом развитии и их коррекция повышают уровень здоровья детей.
Ресурсный центр – образовательное учреждение, достигшее позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования, обладающее ресурсами (интеллектуальными, информационно-методическими, кадровыми и др.), в деятельности которого накоплен качественный опыт в области здоровьесбережения для его диссеминации в практику других образовательных учреждений г.Арзамаса и района.
Библиографический список
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
- Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 220 с.
- Любова Е.В., Шестерина И.Е., Завьялова И.Н. Инновационная деятельность по здоровьесбережению в условиях современного образовательного процесса // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред.И.В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.742-747.
- Леонов А.В., Матвеев Н.А., Кузмичев Ю.Г. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода // Российский педиатрический журнал. 2005. № 3. С. 10.
- Михайлова С.В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. … кандидата биологических наук : 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014.
- Кузмичев Ю.Г. Комплексная оценка физического развития школьников. Арзамас, 2012.
- Положение о Ресурсном центре здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности МБОУ СОШ № 16. – Арзамас, 2015.
- Любова Е.В., Михайлова С.В., Опарина С.А. Принципы здоровьесберегающей работы с одаренными детьми //Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1. – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.208-210.
- Якубова И.Ш., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1. № 4. С. 5-8.
- Аникина Т.А., Крылова А.В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3(1). – С.76-80.
- Зайнеев М.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2009.
- Матвеева Н.А., Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников // Нижегородский медицинский журнал. 2005. № 1. С. 136.
- Зайнеев М.М., Зиятдинова Н.И., Мартьянов О.П., Зефиров Т.Л. Особенности влияния динамической и статической физической нагрузки на дыхательную систему младших школьниц. Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93. № 6. С. 870-874.
- Матвеева И.А., Кузьмичев Ю.Г., Усанова Е.Н. Оценка длины и массы тела школьников с помощью центильных шкал и номограмм // Гигиена и санитария. 1983. № 10. С. 70.