УДК 37.013.77

СПЕЦИФИКА ПСИХОКОРРЕЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И ПОДРОСТКАМИ

Кобышева Лариса Илларионовна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Аннотация
Исследование направлено на изучение основных новообразований младших школьников и подростков, специфических особенностей психокоррекционной работы с детьми и подростками. В статье дан сравнительный анализ программ и планов работы школьных психологов с этими возрастными категориями детей. Выделены приоритетные направления психокоррекционой работы с младшими школьниками и подростками, предложены рекомендации по разработке и оформлению этих документов.

Ключевые слова: виды деятельности школьного педагога-психолога, младший школьный возраст, подростковый возраст, приоритетные направления психокоррекционной работы, психокоррекционная работа, психологические новообразования


SPECIFICITY PSYCHOCORRECTIONAL EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST WORKING WITH YOUNGER PUPILS AND TEENAGERS

Kobysheva Larisa Illarionovna
Taganrog Institute of AP Chekhov (branch) FGBOU IN «RGEU (RINE)»
Ph.D., Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology

Abstract
The study aims to explore the main tumors of younger schoolboys and teenagers, the specific characteristics of psycho work with children and teenagers. The article presents a comparative analysis of the programs and plans of work of school psychologists to these age categories of children. Priority directions of psycho-correction work with younger schoolboys and teenagers, offered advice on the design and execution of these documents.

Keywords: activities, adolescence, primary school age, priorities psychocorrectional work, psycho work, psychological neoplasms, school-teacher-psychologist


Библиографическая ссылка на статью:
Кобышева Л.И. Специфика психокорреционной работы педагога-психолога с младшими школьниками и подростками // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5980 (дата обращения: 12.09.2024).

Важным элементом современной системы образования является реализация превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного развития личности ребенка. При этом основополагающим подходом к пониманию развития личности человека лежит принцип возрастной амплификации – психологические новообразования, возникающие на разных возрастных стадиях, которые необходимы для разностороннего воспитания детей. Однако если потенциал возрастных новообразований на одном из этапов развития ребенка не будет реализован, то на последующем возрастном этапе возникает необходимость в психокоррекционной работе.

Цель нашего исследования – определить специфику психокоррекционной деятельности с младшими школьниками и подростками и провести сравнительный анализ ее особенностей на основе изучения планов и программ работы школьных психологов с учащимися.

Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и учителем, директором школы, воспитателем, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.

Педагоги, получившие глубокие знания по психологии, могут самостоятельно (особенно в не очень сложных или типичных случаях) вести коррекционную работу, но и они должны всегда нести самую строгую ответственность за результаты своей деятельности.

В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста.

Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность, рефлексия и внутренний план действий [1, 2]. Отмечается осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

Итогом развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте является появление у детей умения учиться. Умение учиться обнаруживается в том, что младший школьник проявляет инициативу в поиске новой информации, начинает учиться чему-то новому по собственной инициативе; задает вопросы учителю или другому взрослому для получения недостающих знаний; находит новые, творческие способы решения задач.

Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в подростковом возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется ин­дивидуальный стиль умственной деятельности.

Подростки очень переменчивы, склонны менять увлечения, места своего времяпрепровождения, друзей, постоянно ищут новые контакты, новые впечатления. Подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и достижения целей. В данном возрасте интенсивно формируется характер подростка.

Отношения со взрослыми, а прежде всего – с родителями, не являются значимыми для подростков, авторитетом для них выступают сверстники. Подростки личностно нестабильны, это проявляется через частую смену настроения, аффективной взрывчатости, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, формируются определенные личностные особенности. Выделяются основные психологические новообразования возраста, такие как чувство взрослости и стремление к самоутверждению [1, 2].

Таким образом, глубокий теоретический анализ новообразований и изменений в развитии младших школьников и подростков дает нам основание для утверждения о том, что именно эти возрастные периоды являются наиболее критичными для учащихся и требуют особого внимания взрослых, педагогов и психологов.

Современное направление организации психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками представляет собой результат развития взглядов на грамотное использование коррекционных приемов и способов в практике воспитания и обучения детей. Изучением специфики и особенностей организации психокоррекционной работы занимались как зарубежные исследователи А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др., так и отечественные Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, О.И. Ефремова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Молодцова, Р.С. Немов, Р.С. Овчарова, А.А. Осипова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.

Особую роль и значение приобретает при этом психокоррекционная работа с младшими школьниками и подростками, адекватная возрастным проблемам детей [3]. Коррекционная работа психолога с учащимися и консультирование учителей по проблемам влияния обучения и воспитания на психическое развитие школьников являются важными составляющими реализации здоровьесберегающего потенциала образования [4; 5; 6; 7; 8]. В обучении будущих учителей и психологов образования актуально применять интерактивные методы, которые помогут освоить техники диагностической и психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками [9; 10; 11; 12, 13, 14].

Сравнительный анализ специальной литературы позволил выделить специфических особенностей психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками:

- в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо делать акцент на развитии познавательных процессов ребенка, а также обращать внимание на коррекцию поведения и их эмоционального развития;

- в работе с подростками необходимо усилить работу по развитию  навыков эмоционально-личностной саморегуляции, профориентационной направленности, навыков общения и коммуникативной компетентности, мировоззренческих установок.

В ходе исследования мы проанализировали целый ряд программ и планов психокоррекционной работы в школе с младшими учащимися и подростками. В общей сложности было изучено содержание коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы школьных психологов в 25 общеобразовательных школах. Сравнительный анализ этих документов (25 планов и программ работы педагога-психолога разных школ России) приводится в таблице 1.

Проведенный анализ эмпирических материалов показал, что в работе с младшими школьниками педагоги-психологи чаще выделяют задачи коррекции познавательной сферы, а в работе с подростками – эмоциональной сферы, характера.

В таблице 2 представлены данные, также выведенные на основе 25 планов работы педагогов-психологов, но за 100% принято общее количество мероприятий, отраженных в планах работы с младшими школьниками (отдельно) и с подростками. С младшими школьниками в планах было представлено общее число коррекционных мероприятий 472, с подростками – 357.

Таблица 1. Сравнительный анализ планов коррекционной работы педагога-психолога: частота указания разных задач психокоррекции (процентные данные)

Содержание психокоррекционной работы

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

1.

Внимание

72

-

2.

Память

80

-

3.

Мышление

72

-

4.

Воображение

56

-

5.

Речь

84

-

6.

Характер

72

7.

Самосознание

68

8.

Эмоционально-волевая сфера

24

96

9.

Навыки общения

24

84

10.

Профориентация

4

100

11.

Отношения между полами

-

32

12.

Межличностные взаимоотношения

64

32

13.

Взаимоотношения с родителями

-

72

14.

Адаптационный период

48

72

15.

Работа с детьми группы риска

24

12

16.

Акцентуации характера

8

92

17.

Тревожность

60

56

Таблица 2. Сравнительный анализ планов коррекционной работы педагога-психолога: частота указания разных форм психокоррекции (абсолютные и процентные данные)

Форма проведения занятий

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

1

Индивидуальная

301 (63,8 %)

16 (4,5%)

2

Групповая (коррекционная группа)

7 (1,5%)

268 (75,1%)

3

Со всем классом

164 (34,7%)

73 (20,4%)

Сравнительный анализ представленных в таблице результатов, позволяет сделать следующие выводы:

Коррекционная работа с младшими школьниками в большей степени ориентирована на развитие познавательных процессов. Это обусловлено тем, что для младшего школьника выполнение интеллектуальных операций всегда связано с определенными трудностями, например:

- анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении;

- представление о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество;

- определение понятий. Ребенок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис;

- слабое развитие произвольного внимания.

Обращает внимание на себя и тот факт, что достаточно большой процент психокоррекционной работы с младшими школьниками отводится на построение межличностных отношений как между одноклассниками, так и с учителем. Мы ранее констатировали, что младший школьник, попадая в новое окружение, нередко теряется, не может сразу познакомиться с детьми, чувствует себя одиноким. Учитель выступает как строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованные, а другие – развинченными. Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу.

Следует отметить, что довольно часто планируется психокоррекционная работа по снятию тревожности. Младшие школьники по разным причинам испытывают страхи (боязнь не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным и др.), поэтому необходимо создавать условия для преодоления детских страхов, комплексов и т.д.

Психокоррекция эмоционально-волевого развития проводится чаще всего с младшими школьниками, которые относятся к «группе риска».

Анализ психокоррекционной работы с подростками выделил основные приоритетные направления: 100% – профориентация; далее эмоционально-волевая сфера – 95% и затем – навыки общения 86%. К сожалению, в проанализированных планах недостаточно внимания уделяется работе по управлению процессом формирования системы ценностных ориентаций, смысла жизни, мировоззренческих установок и убеждений. Недостаточно внимания уделяется также развитию навыков саморегуляции, самоконтроля, саморазвития и самоактуализации.

В таблице 3 проанализированы методические аспекты работы педагогов-психологов на основании 25 изученных нами планов работы. Поскольку не во всех случаях разработчики планов и программ указывали методы психокоррекционной работы, мы подсчитали общее количество мероприятий, для которых методы работы были обозначены, например: «Игры на развитие внимания», «Тренинг уверенного поведения» (ситуационно-ролевые игры), «Отцы и дети» (групповая дискуссия). «Почта доверия», «Колючка» (игра), «Как преодолеть агрессию» (релаксационные техники, арттерапия) и т.д. Было проанализировано по группе младших школьников 220 мероприятий с указанием методов работы, а по группе подростков – 140 мероприятий.

Таблица 3. Сравнительный анализ планов коррекционной работы педагога-психолога: частота указания разных методов психокоррекции (абсолютные и процентные данные) 

Методы психокоррекции

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

1

Ситуационно-ролевые игры

91 (41,4%)

18 (12,9%)

2

Дидактические игры

73 (33,1%)

8 (5,7%)

3

Деловые игры

-

11 (7,9%)

4

Групповые дискуссии

7 (3.2%)

23 (16,4%)

6

Упражнения социально-психологического тренинга

5 (2,3%)

21 (15,0%)

7

Беседы

12 (5,5%)

48 (34,3%)

8

Рисуночная арттерапия

15 (6,8%)

3 (2,1%)

9

Музыкотерапия

7 (3,2%)

2 (1,4%)

10

Методы релаксации (игры с песком, водой, мягкими игрушками, аутотренинг и др.)

6 (2,7%)

2 (1,4%)

11

Психогимнастика

4 (1,8%)

4 (2,9%)

Из таблицы 3 видно, что в коррекционной работе с младшими школьниками школьные психологи чаще используют такие методы, как ситуационно-ролевые и дидактические игры, методы рисуночной арттерапии. В работе с подростками преобладают методы убеждающего воздействия (беседа) групповой дискуссии, социально-психологического тренинга, ситуационно-ролевой и деловой игры.

Проведенный в исследовании теоретический анализ особенностей новообразований младших школьников и подростков, специфических особенностей психокоррекционной работы, а также сравнительный анализ планов работы школьных психологов с этими возрастными категориями детей позволил нам сформулировать следующие выводы:

1) по содержанию психокоррекционной работы с младшими школьниками преобладают такие виды психокоррекции, как коррекция познавательной сферы и межличностных отношений, а с подростками – коррекция эмоционально-волевой сферы, общения и черт характера;

2) для младших школьников наиболее значимо решение проблем, связанных с адаптацией к условиям школьной жизни, расширением межличностного общения, с формированием произвольности; для подростков – с личностными проблемами (акцентуации характера, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность, тревожность) и проявлениями возрастного кризиса (негативизм, строптивость, трудновоспитуемость);

3) в работе с младшими школьниками чаще используются стандартизованные программы психокоррекции, с подростками – примерно с одинаковой частотой используются стандартизованные и нестандартизованные программы;

4) с младшими школьниками индивидуальная коррекция используется чаще, чем групповая, у подростков чаще групповая;

5) с младшими школьниками чаще проводится направленная (директивная) коррекция, с подростками – ненаправленная;

6) степень сложности психологических проблем у младших школьников чаще соответствует уровню поведенческой дезадаптации, а у подростков – уровню эмоциональных нарушений;

7) отмечается специфика методов психокоррекционной работы с младшими школьниками и подростками: у младших школьников чаще всего используются методы ситуационно-ролевой и дидактической игры, рисуночной арттерапии; у подростков – методы беседы и убеждающего воздействия, групповой дискуссии, социально-психологического тренинга, ситуационно-ролевых и деловых игр.

На основании анализа планов и программ работы педагогов-психологов можно предложить некоторые рекомендации по разработке и оформлению этих документов:

- планы коррекционной работы школьных психологов чаще строятся на основе запросов администрации школ, реже – на основе проводимой психологами диагностики – и в меньшей мере ориентированы на текущие запросы учителей и родителей учащихся; желательно включать в планы изучение запросов педагогов и родителей;

- планы являются чаще всего однотипными, стандартными и не учитывают индивидуальные проблемы детей и подростков (например, по классам основной школы – средняя ступень – не планируется психокоррекционная работа с подростками по проблемам развития познавательной сферы, не предполагается коррекция полоролевых стереотипов поведения у подростков, хотя данная проблема весьма актуальна); было бы целесообразно составлять планы не только по запросам администрации школы, но и на основе изучения конкретных индивидуальных проблем детей и подростков;

- в планах и программах работы психологов довольно редко указываются методы коррекционной работы, чаще отражено только содержание работы; желательно более точно прогнозировать методические аспекты психокоррекции;

- в планах и программах работы педагогов-психологов по проблемам младшего школьного и подросткового возраста недостаточно отражена работа с учителями и родителями, интересно было бы обсуждать общие данные психодиагностики и психокоррекции с педагогами и родителями учащихся и включать эти мероприятия в планы работы.


Библиографический список
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проспект, 2009.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.Н., Черевик К.С. и др. Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях / отв. ред. О.И. Ефремова. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2008.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы в школе. М.: АРКТИ, 2000.
  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Изд-во «Генезис», 2000.
  8. Ефремова О.И. Психологическое консультирование учителей общеобразовательной школы по проблемам реализации здоровьесберегающего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S5. С. 31-35.
  9. Ефремова О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» по курсу «Педагогическая психология». Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012.
  10. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду //Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. Специальный выпуск № 1. С. 146-151.
  11. Кобышева Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2004.
  12. Кобышева Л.И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Научные труды SWorld. 2012. Т.15. №3. С. 71-76.
  13. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №10. С. 76-80.
  14. Павлюк О.И. Активные методы психологической подготовки студентов // Педагогика. 1990. №2. С. 76-83.


Все статьи автора «Кобышева Лариса Илларионовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: