Система образования с каждым годом претерпевает многочисленные изменения в своей структуре, все больше используются новые методы и подходы для организации обучения, требуется подготовка учителей к использованию инновационных методов обучения в практической деятельности [1]. Одним из таких методов является инновационный метод «Матрешка».
Общая идея метода «Матрешка» заключается в следующем: непосредственно перед занятием педагогом подготовлен весь дидактический материал, контрольные задания по теме урока на листочках, которые складываются в матрешки либо представлены в электронном виде. После прохождения теоретического материала, для закрепления полученных знаний, учащимся предлагается выбрать матрешку с заданием. Однако задания в матрешках разложены в порядке возрастания, чем меньше матрешка, тем задание легче, чем матрешка больше, тем задание труднее. Выбор матрешки может осуществить как сам ученик, веря в свои умственные способности по уровню усвоения темы урока, либо сам педагог на свое усмотрение.
Целью данного нетрадиционного метода является использование в рамках целенаправленного и самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний, под контролем педагога. К задачам метода относятся:
- Обеспечение усвоения учащимися нового материала инновационным методом.
- Формирование умения последовательно выстраивать процесс усвоения знаний, в соответствии с личностными особенностями каждого учащегося.
- Умение самостоятельно делать выбор, отстаивать точку зрения.
Достижение поставленных задач предполагает применение как индивидуальной, так и парной (групповой) форм организации обучения.
При индивидуальной форме с применением данного метода происходит формирование личностных качеств, таких как выбор вопроса, в соответствии с его сложностью (учащийся сам рассчитывает свои возможности), ответственности за правильное выполнение задания.
При работе в паре или группе для данного метода характерно опосредованное взаимодействие в коллективе, четкая и лаконичная последовательность действий, которые в результате приведут к правильному выполнению задания.
В качестве достоинства данного метода обучения следует отнести его диагностическую функцию, которая позволяет в игровой форме организовать проверку уровня обучения учащихся [2,3].
Использование метода «Матрешка» подразумевает применение натуральных визуальных средств обучения, которые могут варьироваться от наглядных (5 матрешек разного размера) до электронных вариантов, например, создание матрешек в одном из сервисов Web 2.0 [4].
Для данного метода характерен ряд принципов для организации обучения.
Принцип сознательности и активности. Данный принцип при использовании метода «Матрешка» отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности путем привлечения интереса через наглядный материал. Учащиеся должны осознавать и осмысленно подходить к процессу обучения, выбирая задания в соответствии со своими умственными возможностями. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность применяемого метода, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
Принцип наглядности. Данный принцип является самым основным при использовании метода «Матрешка». Пользуясь наглядным материалом в виде матрешек разной формы, учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения.
Принцип прочности. При применении метода «Матрешка» основная цель обучения прочное и долговременное усвоение полученных знаний будет достигнута. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой теме с помощью метода «Матрешка». Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности при использовании метода «Матрешка» является правильная последовательность преподнесения учебного материала в соответствии уровням сложности. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
Принцип дифференцированного подхода. В рамках метода «Матрешка» данный принцип раскрывает индивидуально-психологические особенности учащихся и выделяет несколько уровне сложности представленных заданий. Задания делятся на 4 уровня: высокий, средний, низкий и очень низкий.
Высокий уровень – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
Средний уровень – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.
Низкий уровень – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения.
Очень низкий уровень – обучающиеся с очень низким темпом продвижения обучения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.
Представим этапы реализации метода «Матрешка»:
1) Этап проектирования – на данном этапе педагог планирует и проектирует дидактического материала. Определяется, в какой форме будет представлен лекционный материал (устный рассказ, презентация и т.д.), в каком виде будет реализован данный метод с применением ЦОР или натуральных визуальных средств (5 матрешек разной формы).
2) Этап разработки – выбирается форма проведения метода (индивидуальная, парная или групповая). На данном этапе педагог четко отслеживает возможности класса и сам выбирает форму, присущую данному классу. Разрабатываются задания – матрешки.
3) Этап проведения – учащиеся выбирают матрешки, педагог отслеживает правильность выполнения заданий. В конце урока организуется подведение итогов, оценка урока учащимися (выявление положительных и отрицательных сторон использования метода, рефлексия).
При реализации данного метода следует учесть возрастные особенности учащихся. Уровень подготовки учащихся должен сильно различаться. Педагогу заранее следует подготовить дидактический материал, используемый в рамках метода.
Таким образом, применение в учебном процессе инновационного метода «Матрешка» способствует качественному контролю усвоения знаний. В ходе реализации данного метода у учащихся вырабатывается чувство ответственности и формируются личностные качества (вдумчивость, организованность, способность к решению задач, уверенность, умение работать в группе). Процесс обучения приобретает игровую и соревновательную форму, где учащиеся смогут продемонстрировать свои интеллектуальные способности.
Библиографический список
- Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие / Т.Е. Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко // Магнитогорск, МаГУ, 2006. – 175 с.
- Климова Т.Е. Технология конструирования стандартизованных дидактических тестов для оценки качества образования: учеб. Пособие / Т.Е. Климова, И.Г. Овчинникова, Е.В. Федченко // Магнитогорск, 2003. – 147с.
- Федченко Е.В. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе : автореф. дисс. канд. пед. наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006. – 21 с.
- Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 59 с.