Проблема правильной организации питания школьников и формирования у них здорового образа жизни на сегодняшний день остается одной из важных. Для ее решения учащимся необходимы в общем виде знания о химическом составе пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их изготовления, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.
Также в настоящее время наблюдается отсутствие у современных детей и подростков знаний о принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, проведенного среди обучающихся общеобразовательных учреждений, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения [1].
Оставляет желать лучшего и рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах, в особенности в микронутриентах. Объясняется это тем, что меню в школе и семье составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов. Научными исследованиями последних лет выявлена неблагоприятная тенденция снижения потребления школьниками эссенциальных нутриентов, таких, как пищевые волокна, минеральные вещества, биологически ценный животный белок (Спиричев И.Б., 1996, Пивоваров Ю.П., Конь И.Я., Волгарев М.Н., 1997, Конь И.Я. 1998). Недостаточное потребление витаминов детьми и подростками является наиболее распространенным отклонением от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ (Истомин А.В., Юдина Т.В., Михайлов И.Г., 2000) [2].
Как в отдельных регионах, так и в стране в целом у 60-80 % детей школьного возраста недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, ниацином и фолиевой кислотой, а также жирорастворимыми витаминами (А, Е), до 30% детей испытывают недостаток аскорбиновой кислоты, оцениваемый по содержанию в крови или экскреции с мочой (Спиричев В.Б., 1996, Завьялова А.Н. с соавт., 2009, Есева и соавт., 2009, Спиричев В.Б. и соавт., 2009) [3].
Результаты многочисленных исследований показали, что нарушения питания в детском возрасте являются одной из причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний.
Все выше изложенное обусловливает разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных образовательных программ, направленных на получение знаний о структуре и свойствах пищевых веществ и формирование культуры питания школьников.
Элективный курс «Химия питания и здоровье детей» содержит много интересных и практических знаний о пищевых производствах и продуктах. Современный уровень развития химии позволяет обобщить сведения о химических процессах, происходящих при производстве основных пищевых продуктов. Важно научить школьников применять полученные сведения о рациональном питании в повседневной практике – организовать свое питание на научной основе.
Актуальность данного курса определяется целью валеологического образования в школе по сохранению и повышению уровня здоровья (физического, психического и нравственного) каждого ученика, а также подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса к основам формирования здорового образа жизни и организации правильного питания.
Элективный курс предназначен для учащихся 7-11 классов и рассчитан на 17 часов. Он включает лекции, беседы, семинары, решение задач различной степени сложности, проектные и практические научно-исследовательские работы, тестирование, зачет. При изучении курса часть времени отводится теоретическому материалу, соответствующему уровню подготовки учащихся (принципы доступности и научности), активизирующему познавательный интерес учащихся, другая часть включает семинарские и практические занятия, обеспечивающие формирование системы необходимых универсальных учебных действий и компетенций обучающихся.
Организация работы по предлагаемой программе курса способствует выработке навыков самостоятельного обращения с источниками информации, компетенциями тайм-менеджмента и коммуникации.
Цель элективного курса: Формирование у учащихся системы практико-ориентированных профессиональных и валеологических компетенций в области химии питания и здорового образа жизни.
Задачи курса:
1. Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах и получении питательных веществ, содержащихся в наиболее часто употребляемых продуктах.
2. Формирование практических навыков проведения химического эксперимента, знакомство с научными методами качественного и количественного определения основных биомолекул [4].
3. Формирование культуры питания и пропаганда здорового образа жизни.
4. Развитие внутренней мотивации к обучению и коммуникативных компетенций.
5. Профессиональная ориентация в области естественнонаучного образования.
Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, включая интернет-ресурсы.
В результате изучения этого курса учащиеся должны знать:
- состав и свойства веществ, содержащихся в пищевых продуктах;
- основы гигиены питания и режим приема пищи;
- химический состав и энергетическую ценность пищевых продуктов;
- основы технологической переработки продуктов питания.
уметь:
- анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам;
- применять методы химического анализа для определения основных компонентов пищи;
- правильно хранить и употреблять продукты питания;
- грамотно составлять свой пищевой рацион согласно принципам рационального питания.
владеть:
- навыками организации и проведения химического эксперимента, его интерпретации;
- навыками поиска и обработки необходимой информации из различных источников, ее презентации;
- коммуникативными, интеллектуальными и оценочными навыками.
Формой отчетности по изучению элективного курса являются викторины, сообщения, защита проектных реферативных работ, рациональные рецепты приготовления популярных блюд.
Примерные темы проектных работ и сообщений на семинарских занятиях
1) Биологическая активность микроэлементов.
2) Биологическая роль витаминов.
3) Мой холодильник.
4) Экологически безопасная посуда.
5) Способы хранения мясных и рыбных блюд.
6) Энергетическая ценность пищевых продуктов.
7) Химия в консервной банке.
8) Слайд-шоу «О вкусной и здоровой пище».
9) Химические секреты агронома.
10) Первая помощь при пищевых отравлениях.
Примерные темы лабораторно-практических исследовательских работы:
- Качественные реакции на белки
- Определение количественного содержания белков в продуктах питания
- Качественные реакции на витамины.
- Определение количественного содержания витаминов в продуктах питания
- Качественные реакции на жиры.
- Определение качества растительных масел.
- Количественное определение углеводов в пищевых продуктах.
- Качественное определение микроэлементов в продуктах питания.
- Обнаружение ферментов в продуктах питания.
- Анализ пищевых продуктов животного и растительного происхождения.
Примерная программа содержания курса
Учебно-тематическое планирование
№
п/п |
Тема |
Количество часов |
|||
Общее |
Лекции |
Практические работы | Семинарские
занятия |
||
1 | Основные химические вещества пищи | 7 | 2 | 3 | 2 |
2 | Химия пищевых производств | 6 | 3 | 1 | 2 |
3 | Химия рационального питания | 4 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 17 | 6 | 6 | 5 |
Тема 1. Основные химические вещества пищи
Белковые вещества. Строение и аминокислотный состав белков, классификация и свойства белков, пищевая ценность белков, ферменты.
Липиды. Строение и классификация липидов, основные превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения, происходящие с липидами при производстве продуктов питания.
Углеводы. Строение, классификация и свойства углеводов, превращения, происходящие с углеводами в технологических процессах, пищевая ценность углеводов.
Витамины. Гиповитаминозы и авитаминозы, антивитамины, водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Минеральные вещества. Макро- и микроэлементы.
Пищевые добавки. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов, подслащивающие вещества, консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы.
Тема 2. Химия пищевых производств
Зерновые продукты. Продукты из зерна, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия.
Кондитерские изделия. Сахар и крахмал, кондитерские изделия.
Овощи, фрукты и ягоды. Сырые продукты, хранение овощей, фруктов и ягод, переработка овощей, фруктов и ягод, тепловая обработка.
Молочные продукты. Сырье, процессы, происходящие при хранении и переработке молочного сырья.
Мясные продукты. Сырье, тепловая обработка мяса.
Рыбные продукты. Сырье, обработка, сроки хранения рыбы.
Тема 3. Химия рационального питания
Химия пищеварения и рационального питания. Принципы правильного питания, некоторые полезные сведения.
Путь к долголетию. Факторы, влияющие на продолжительность жизни, влияние экологии на здоровье человека.
Помощь пищеварению. Решение задач.
Некоторые рациональные рецепты приготовления популярных блюд. (Заключительный урок-семинар.) Представление учащимися различных блюд, обсуждение результатов, выводы.
Данный элективный курс способствует установлению связи между теоретическим знаниями учащихся о химии питания и основами здорового образа жизни, обеспечивающего полноценную и безопасную повседневную деятельность, и реализацию в ней способностей и потребностей личности.
Библиографический список
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
- Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14-17.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Проблемы здоровья современных школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.7-14.
- Опарина С.А. Химические опыты при изучении белков // Химия в школе. 2015. №6. С.37-40.