УДК 37.013.32

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кадурина Светлана Михайловна
ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет"
Гуманитарно-педагогический институт магистрант специальности "Теория и технология языковой подготовки в начальной школе" учитель начальных классов Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 17» г. Севастополя

Аннотация
В статье рассмотрены несколько классификаций, применимых для формирования контрольных умений младших школьников. Обоснованы наиболее подходящие методы для младшего школьного возраста.

Ключевые слова: контроль, контрольные умения, методы, младшие школьники


ON THE QUESTION OF METHODS OF FORMING THE CONTROL ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Kadurinа Svetlana Mihalovna
Sevastopol National Technical University
master State budgetary educational institution "Secondary school № 17" primary school teacher

Abstract
The article discusses several classifications applicable for the formation of the control abilities of younger schoolboys. Justify the most appropriate methods for primary school age.

Keywords: control, control skills, junior high school students, techniques


Библиографическая ссылка на статью:
Кадурина С.М. К вопросу о методах формирования контрольных умений младших школьников // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/09/6019 (дата обращения: 10.09.2024).

Социальный заказ в области обучения и воспитания в начальной школе предполагает подготовку младших школьников к самостоятельному контролю знаний и их полного применения учащимися. В связи с этим перед начальной школой встает задача формирования у учащихся контрольных умений, о чем свидетельствуют нормативные документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, а именно «осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания» [6].

В настоящие время в системе образования, а именно в практической педагогике, существует спрос на теоретически обоснованные способы формирования контрольных умений у школьников, начиная с младшего школьного возраста. В связи с этим учеными предложено множество классификаций методов, которые возможно использовать для формирования названных умений. Однако, отсутствует анализ данных методов с целью показать группу, наиболее соответствующую именно тем подходам, которые регламентируются ФГОС.

Ряд авторов (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин  и др.) в своих работах уделяли внимание вопросу контроля и его роли в учебном процессе,  рассматривали контроль как специфический вид активной и самостоятельной деятельности.

Особо важную роль ученые отводят контрольной деятельности, которая осуществляется самими школьниками. Контроль учебной деятельности, по мнению ряда авторов, таких как Т.А. Власова, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.П. Подласый, АЯ. Савченко, Д.Б. Эльконин, придаёт ей корректирующую и мотивационную основу.

А.Я. Савченко [4] под контрольными умениями понимает совокупность действий субъекта, которые обеспечивают установление соответствия результата деятельности её целям, определение и анализ причин сложившейся ситуации, разработку и реализацию системы мер по коррекции ситуации. Следовательно, ученик, осуществляющий контроль, должен играть роль субъекта образовательного процесса.

Согласно некоторым ученым, для формирования у детей контрольных действий необходимы специальные методы, органично связанные с методикой обучения (например, Т.Н. Доронова в изобразительной деятельности, А.М. Богуш в обучении языку).

Под методами формирования контрольных умений понимают такой способ осуществления деятельности, путь, который ведет к достижению цели [1].

Выбор методов определяется смысловыми целями образования, особенностями учебных предметов, целью урока, возможностью школьников, имеющимися средствами обучения. От классификации методов зависит разнообразие видов деятельности на уроках, в том числе деятельности по контролю. Рассмотрим возможность ученика реализовать контрольные умения при  использовании учителем в практике работы различных классификаций  методов.

Таблица 1 – Соответствие функций контроля и методов обучения

Автор

классификации

Название

Группы методов в классификациях

Функции контроля выполняет

Учитель

Частично учитель –частично ученик

Ученик

Верзилин Н.М.

Голант Е.Я.

Петровский Е.И.

По

источнику  знаний

- словесный;

- наглядный;

- практический.

+

Данилов М.А.

Есипов Б.П.

По дидактическим целям

- приобретение знаний;

- формирование  умений и навыков;

- применение знаний;

- творческая деятельность;

- закрепление;

- проверка знаний, умений, навыков.

+

+

Лернер И.Я.

Скаткин М.Н.

По типу познаватель-ной деятельности

- объяснительно– иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемного изложения;

- частично – поисковый;

-исследовательский

+

+

Бабанский Ю.К

Классификация оптимизации учебного процесса

- организация, осуществления учебно-познавательной деятельности;

- стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности;

- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

+

+

Хуторской  А.В.

Методы продуктивного обучения

- когнитивные;

- креативные;

- оргдеятель-ностные.

+

Благодаря таблице видно, что при реализации в учебном процессе классификации Н.М. Верзилина, Е.Я. Голанта, Е.И. Петровского по источнику знаний, процесс обучения принадлежит учителю, в том числе и процесс контроля [2].

При использовании в учебном процессе и его анализе  классификации М.А. Данилова и Б.П. Есипова [3] по дидактическим целям, реализация контроля в большей степени также принадлежит учителю, хотя и ученик может его осуществлять, но лишь на репродуктивном уровне.

Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина [5] по типу познавательной деятельности даёт возможность ученику использовать контрольные умения, но лишь частично.

При использовании  классификации Ю.К. Бабанского [1] (классификация оптимизации учебного процесса) деятельность по преподаванию, в том числе и контролю, принадлежит учителю, ученику предлагается осуществлять самоконтроль.

При реализации в образовательном процессе и его анализе классификация А.В. Хуторского [7] (методы продуктивного обучения) процесс контроля полностью принадлежит ученикам.

По мнению А.В. Хуторского [7], обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся: познавать окружающий мир, создавать при этом образовательную продукцию, организовывать образовательный процесс, выполнять самоконтроль. А самоконтроль автор называет компонентом контрольных умений.

Рассмотрим методы продуктивного обучения, чтобы доказать субъектную роль ученика в процессе формирования у него контрольных умений. Когнитивный метод – это метод учебного познания. К нему относятся методы сравнения, синтеза, классификации. Первичной целью этих методов является познание объекта. Разновидности когнитивных методов: метод эмпатии (вживания), метод эвристических исследования, метод сравнения, метод гипотез, метод прогнозирования, метод эвристического наблюдения и др. Практика работы в начальной школе подтверждает  возможность и результативность использования отдельных из перечисленных методов обучения. Так, например, метод ошибок позволяет ученикам «учиться на собственных ошибках». Наряду с этим, он формирует у учеников умения: установить факт ошибки,  выявить звено, в котором она допущена, умения определить причину ошибки и устранить её. В целом этот метод приучает самостоятельно контролировать свою деятельность.

Наряду с использованием когнитивных методов также целесообразно использование и креативных методов, которые обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Креативных методов (по А.В. Хуторскому) большое количество. Например, метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых творческих действий. Этот метод позволяет развивать у учеников мышление, память, позволяет формировать творческую фантазию. Также в начальной школе можно использовать метод «Если бы…», который подразумевает собой способ составления описания или рисования картины о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять, проконтролировать устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём.

Оргдеятельностные методы – это методы учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии. Как отмечает А.В. Хуторской, научить детей методам организации и построения траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук. Например, метод ученического целеполагания означает выбор учениками целей из предложенного учителем набора. Этот выбор может быть как на один урок, так на изучаемую тему, раздел, семестр. Данный метод  хорошо сочетается  с методом рефлексии, который как бы является логическим завершением и помогает ребёнку подтвердить правильность выбранных целей.

Таким образом, при рассмотрении требований ФГОС к особенностям обучения младших школьников  возникает необходимость формирования у них контрольных умений. Контрольные умения – это совокупность действий субъекта, которые обеспечивают установление соответствия результата деятельности её целям. Для формирования данных умений необходимы специальные методы. Выявлено, что только лишь при использовании методов продуктивного обучения А.В. Хуторского деятельность по реализации функции контроля принадлежит ученику. С целью формирования контрольных умений у учащихся начальных классов целесообразно использовать следующие методы, предложенные названным ученым: когнитивные, креативные, оргдеятельностные.


Библиографический список
  1. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников//Сов. педагогика / Ю.К. Бабанский. - 1980. – № 3. – С. 90-98.
  2. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. – М.: Учпедгиз, 1957. – 151 с.
  3. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика / Под общ.ред. Б.П. Есипова – М.: Изд-во АПН, 1957. – 519 с.
  4. Савченко А.Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников: Дис. . д-ра пед. наук. Киев, 1983.
  5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2–е изд. / М.Н. Скатки. – М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2011. -  № 1. – С. 4-25.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.


Все статьи автора «Кадурина Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: