УДК 159.9

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Чиплиева Александра Дмитриевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена анализу проведенного эмпирического исследования ориентации младших школьников на нравственные ценности. В результате было выявлено, что ответы младших школьников полностью соответствуют их возрастным особенностям, а ориентация на нравственные ценности имеет особое значение в формировании личности.

Ключевые слова: младшие школьники, младший школьный возраст, нравственные ценности, формирование личности, ценностные ориентации, эмпирическое исследование


EMPIRICAL RESEARCH ORIENTATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS ON MORAL VALUES

Chiplieva Alexandra Dmitrievna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics
student of Psychology and social pedagogic faculty

Abstract
This article is devoted to analysis conducted empirical research orientation of younger schoolboys on moral values. As a result, it was found that the responses of younger schoolboys fully correspond to their age peculiarities, and focus on moral values is of particular importance in the formation of personality.

Keywords: Empirical Study, moral values, primary school age, value orientation


Библиографическая ссылка на статью:
Чиплиева А.Д. Эмпирическое исследование ориентации младших школьников на нравственные ценности // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6597 (дата обращения: 14.07.2023).

По мнению психологов, младший школьный возраст играет особую роль в жизни человека, т.к. именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, усваиваются важнейшие знания и умения, происходит усвоение норм поведения. Младших школьников отличает особое отношение к себе, к другим людям и к окружающему миру. Это объясняется тем, что разным возрастным группам присущи разные ценности. «Именно система ценностей во многом позволяет говорить об относительной автономности каждого из них, так как обеспечивает согласование интересов и целей всех членов данного сообщества» [1, с. 182].

В наше время изменение социальной ситуации, ведущее к перемене нравственных ценностей одна из актуальных проблем. Цель нашей работы -  изучение ориентации на нравственные ценности у современных младших школьников.

В отечественной и зарубежной психологии разработаны и широко применяются разнообразные методики, направленные как на изучение ценностных ориентаций в целом, так и на отдельные ценности [2; 3]. Наиболее признанные методики: методика ценностных ориентаций М. Рокича, метод парных сравнений Г.И. Саганенко и др.

Для изучения ориентации младших школьников на нравственные ценности нами использовалась модифицированная рефлексивная  методика выявления ценностей, которая является  действенным способом выявлении и изучения ценностных ориентаций, включая в себя как количественный, так и качественный анализ [4] .

Мы провели исследование в ноябре 2016 года, использовав модифицированную рефлексивную методику под названием «Желания для Волшебника». В исследовании приняли участие 29 второклассников (12 мальчиков и 17 девочек) общеобразовательной школы №72 г.Ростова-на-Дону.  Следует подчеркнуть, что выборка не является репрезентативной в строгом смысле, но данное исследование позволило выявить некоторые особенности нравственных ценностей, характерные для младших школьников.

Для сбора первичной информации с последующим анализом с помощью методики «Желания для Волшебника» школьникам необходимо было в приятной, спокойной обстановке, побуждающей к искренности,  выполнить инструкцию: «Представь, что  ты познакомился с волшебником, у которого есть волшебная палочка, и он может исполнить 5 твоих самых заветных желаний.  Но чтобы он все верно исполнил, необходимо объяснить ему каждое желание. Напиши свои желания  по порядку в колонке «Желание»,   а рядом в колонке «Для волшебника» опиши  их значение для тебя (собственное понимание). Все желания надо хорошо обдумать и решить,  насколько каждое из них  должно быстро осуществиться  для тебя(поставить цифру от 1до 10 в колонке А, где 10-прямо сейчас, очень быстро, а 1- могу подождать ». Пример бланка ответов – табл.1.

Таблица 1. Пример бланка ответов

Желание Для волшебника А
1
… ( всего 5 строк)

Проведя анализ результатов и обобщив их, мы выделили несколько важных моментов.

В ответах детей ориентация на нравственные ценности уступает ценностным ориентациям, связанным с развлечениями и собственным комфортом.

Из всех названных испытуемыми ценностей 25 %  можно отнести к категории нравственных ценностей, из которых:

  • нравственные ценности, связанные с благополучием и здоровьем семьи (15,6%). Например, Владик Б. просит у Волшебника: «Пусть у моей бабушки не болит нога, тогда она будет счастлива». Даша М. пишет: « Хочу, чтобы мама и папа были здоровы всегда». Ваня Я. главной своей задачей, которая описывается в списке желаний, считает доставление радости родителям с помощью удачи и хорошей учебы.
  • нравственные ценности, раскрывающие желания заботиться о животных (4,3%). Многие дети хотят завести какое-либо животное с целью заботы о нем и проявления своей любви. Некоторые дети хотят именно тех животных, которые уже есть у их родителей, например, «Я хочу золотую рыбку как у мамы» – пишет Полина С.
  • красоту природы как ценность для себя  отмечают 2,6%  младших  школьников. К примеру,  Даша М. пишет: «Хочу, чтобы мое дерево быстро выросло, тогда у нас дома будет красиво», а Витя П. мечтает о «растениях в аквариуме, чтобы в нем было очень красиво»;
  • незначительное количество второклассников (0,9%)  выделили счастье других членов общества в качестве ценности. Часть детей мечтает достичь счастья других с помощью каких-либо материальных предметов: Алиса Ч. хочет «плюшевого мишку, чтобы помогать своей сестренке засыпать», а вот  Катя П. просит Волшебника, чтобы ее желание «стать президентом» исполнилось, ведь главные причины, побуждающие ее быть президентом, – это «следить за чистотой города, чтобы не было аварий».

На основе проведенного анализа было выявлено, что ответы младших школьников, касающиеся нравственных ценностей и всех ценностных ориентаций в целом, соответствуют особенностям младшего школьного возраста.

Т.о., можно утверждать, что ориентация на нравственные ценности, которая составляет основу поведения, в младшем школьном возрасте имеет особое значение для формирования личности ребенка. В этом возрасте не только познается сущность нравственных ценностей, но и происходит развитие умения оценивать поступки, поведение окружающих и себя на основе полученных знаний.  Ориентация на нравственные ценности происходит не только в семье, одним из важных посредников меду детьми и социальными ценностями является учитель. Именно он, грамотно выбирая необходимые методы обучения и воспитания, способствует формированию и развитию нравственных и эстетических чувств, которые складываются в жизненный опыт, а также будут проецироваться  в дальнейшем.


Библиографический список
  1. Васильева З.И. Подготовка студентов и педагогов к инновационному проектированию культурно-воспитательной среды в школе и в вузе: Педагогические исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 160 с.
  2. Сластенин В.А. , Чижакова Г.И Введение в педагогическую аксиологию. – М.:ACADEMIA, 2003.
  3. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3 (16). – С. 100. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf
  4. Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Степанова Е.И.  Практика сбора и анализа данных  // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 75-103.


Все статьи автора «Чиплиева Александра Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: