В современных условиях для медицинских организаций предпринимательская деятельность по оказанию платных медицинских услуг (ПМУ) является достаточно актуальной, перспективной и востребованной. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012г. N1006, ПМУ – это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций [3].
Исходя из этого, основной целью оказания ПМУ является более полное удовлетворение потребностей населения в различных видах медицинской помощи. При этом стратегическая задача оказания ПМУ – обеспечить качественное и своевременное оказание медицинских услуг, не гарантированных государством в качестве обязательных. Следует назвать и наиболее важные тактические задачи, решаемые медицинской организацией в результате внедрения ПМУ. С одной стороны, это улучшение финансовых показателей деятельности организации и укрепление ее материально-технической базы, с другой стороны, это расширение объемов и видов медицинской помощи, что способствует максимальному удовлетворению спроса населения на медицинские услуги.
Нами разработано методическое обеспечение учебных дисциплин, изучение которых будет способствовать максимальному формированию практических навыков и умений, обучающихся по организации предпринимательской деятельности в здравоохранении. Оно включает два взаимосвязанных этапа: изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинских организаций и разработку бизнес-плана внедрения и продвижения ПМУ. Полученные знания студенты успешно применяют при выполнении выпускных квалификационных работ на базах медицинских организаций. На кафедре имеются социальные заказы и акты внедрения по выполненным исследованиям. Как правило, тематика таких работ может иметь следующие названия: «Разработка бизнес-плана внедрения и продвижения новой медицинской услуги (на материалах ОБУЗ «Городская больница №1»), «Совершенствование предпринимательской деятельности медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования (на материалах ООО «Медицинский центр») и т.д. [2].
В ходе изучения таких дисциплин как «Основы предпринимательства и самозанятости», «Управление предпринимательской деятельностью», «Рынок медицинских услуг» и т.д. очень важно включить в тематические календарные планы лекций и практических занятий организационно-правовые особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении. Студенты в рамках выполнения самостоятельной работы могут дополнительно изучить эти вопросы и оформить изученный и проанализированный материал в виде доклада, реферата, курсовой работы, выступить на конференции и т.д. [1]. Для этого, прежде всего, необходимо изучить нормативно-законодательную базу, регламентирующую современный рынок ПМУ, включающую на сегодняшний день:
1. Федеральные законы:
- №323-ФЗ от 21 ноября 2011г. « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. 26.04.2016 N 112-ФЗ);
- №326-ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
2. Постановления Правительства РФ:
- №1382 от 19 декабря 2015 г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;
- № 1006 от 4 октября 2012 г. «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
3. Приказы и инструкции Минздрава РФ:
- N 1631н от 29.12.2012 ”Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения Российской Федерации;
- N 1664н от 27.12.2011 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (в ред. от 10.12.2014);
- N 01-02/41 от 10 ноября 1999 г. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная).
Анализ представленной нормативно-законодательной базы позволяет выделить наиболее важные положения организации предпринимательской деятельности в медицинских организациях, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов.
1. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам ПМУ.
Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать ПМУ населению и юридическим лицам, основные различия заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. Основные различия заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. Автономное некоммерческое учреждение и государственное бюджетное учреждение здравоохранения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности казенным учреждением, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
2. Отказ пациента от предлагаемых ПМУ не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
4. Граждане имеют право на получение ПМУ, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
5. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
6. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения. Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%. Учреждения за выполнение ПМУ в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам (тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем на 30% за оказание ПМУ в ночное время и не более чем на 50% за оказание ПМУ в выходные и праздничные дни.
Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые ПМУ самостоятельно. Стоимость ПМУ, оказываемых медицинскими организациями зависит от следующих составляющих:
- уровня потребительского спроса, их конкурентоспособности;
- цен, на данный вид услуг, устанавливаемых конкурентами;
- уровня полной (коммерческой) себестоимости услуг;
- предполагаемой рентабельности услуг, определяемой учреждением самостоятельно;
- прогноза объемов реализации услуг.
7. Медицинская организация, оказывающая ПМУ, обязана предоставить посредством размещения на официальном сайте, а также на информационных стендах организации информацию, содержащую такие сведения как: перечень ПМУ с указанием цен, условия, порядок, форму предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении ПМУ, об уровне их профессионального образования и квалификации и т.д.
8. Договор на оказание ПМУ обычно составляется в 2 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй – у потребителя. Потребителю выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности.
Как правило, выделяют следующие мероприятия, предшествующие введению ПМУ в медицинские организации:
1. Приказом главного врача медицинской организации создается рабочая группа, в которую входят заместители главного врача по лечебным и экономическим вопросам, главный бухгалтер, руководители тех структурных подразделений, услуги которых могут быть предложены населению платно.
2. Рабочая группа изучает возможные условия введения ПМУ и проводит сбор информации для разработки бизнес-плана: изучение объемов и источников финансирования; анализ материально-технической базы организации; оценка кадров по квалификации, возрасту, стажу; определение видов услуг, предлагаемых населению за плату; изучение спроса населения на ПМУ; разработка положения об оказании платных услуг и т.д.
3. На основании полученного объема информации рабочая группа разрабатывает бизнес-план своей коммерческой деятельности.
4. Оформляется приказ о введении ПМУ и утверждается Положение об оказании ПМУ населению.
На более старших курсах студенты, получив необходимые базовые знания по вопросам предпринимательства в здравоохранении, изучают дисциплину «Бизнес-планирование в здравоохранении». Так как внедрение и продвижение ПМУ независимо от организационно-правовой и организационно-экономической формы медицинской организации должны начинаться именно с бизнес-планирования. Бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования, он позволяет проверить все «за» и «против» непосредственно перед началом предпринимательской деятельности по внедрению и продвижению ПМУ. Таким образом, с помощью правильно составленного бизнес-плана можно обосновать экономическую целесообразность внедрения и продвижения новых ПМУ, рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности от внедрения новых ПМУ; подобрать медицинский персонал, который будет занят оказанием конкретной медицинской услуги и т.д.
Тематический календарный план лекционного курса и практических занятий по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении» отражает основные этапы и концепцию разработки бизнес-плана организации.
Рассмотрим основные этапы бизнес-планирования для медицинской организации по внедрению и продвижению ПМУ. Для этого может быть использована концепция исследования, состоящая из 7 взаимосвязанных этапов:
- Изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинской организации.
- Характеристика медицинской организации как объекта предпринимательской деятельности.
- Исследование рынка и конкурентных позиций.
- Трехуровневый анализ медицинской услуги.
- Организационный план.
- Производственный план.
- План маркетинговой деятельности.
- Финансовый план.
1. Изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинской организации (первый этап концепции нами был рассмотрен ранее).
2.Характеристика медицинской организации как объекта предпринимательской деятельности.
Здесь необходимо дать тенденции развития, основные успехи и достижения организации за последние годы, общие сведения, организационно-производственную характеристику, провести анализ финансирования ЛПУ. Важно также привести сведения о профессиональном, образовательном и возрастном уровнях медицинского персонала. В этом разделе проводится глубокий анализ окружающей среды (STEP-анализ).
Таким образом, на втором этапе проводится следующая работа:
- организационно – производственная характеристика учреждения;
- анализ финансирования медицинской организации;
- статистический анализ и прогнозирование поступления средств от оказания ПМУ;
- анализ окружающей среды (STEP-анализ);
- SWOT-анализ.
3. Исследование рынка и конкурентных позиций.
Определяются реальные и потенциальные потребители услуги, изучается спрос и предложение на рынке медицинских услуг, анализируется конкурентная среда, выявляются сильные и слабые стороны в деятельности медицинской организации. Необходимо определить непосредственных конкурентов, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.
Таким образом, на третьем этапе проводятся:
- социологическое исследование реальных и потенциальных потребителей медицинских услуг;
- анализ конкурентов и их рыночных позиций.
Для медицинской организации, поставившей перед собой задачу внедрения и продвижения ПМУ, важным является организация работы по изучению и оценке потенциального спроса. Традиционно спрос на медицинские услуги можно разделить на следующие 3 группы:
1.Существующий в данный момент на рынке (реальный). Для исследователя важно знать качество оказываемых услуг, выявить слабые стороны с целью улучшения их организации, что приведет к повышению удовлетворенности потребителя. Здесь основным является принцип удержания уже имеющегося реального потребителя.
2. Потенциальный (скрытый), определяемый покупательской способностью и числом потенциальных потребителей медицинских услуг.
3.Желаемый с точки зрения медицинской организации, при котором обеспечивается запланированный объем доходов.
Основная цель медицинских организаций – изучение неудовлетворенного спроса. С этой целью можно применять социологический метод опроса населения. Основными задачами исследования по изучению спроса населения на медицинские услуги методом опроса являются: определение сегмента и количества потребителей для опроса; разработка анкеты, проведение анкетирования и обработка анкет; подготовка предложений по расширению перечня оказываемых медицинских услуг. В анкету целесообразно включить следующие разделы: социально-демографические характеристики потребителей медицинских услуг; состояние их здоровья; медицинская культура респондентов; оценка качества обслуживания в медицинской организации; информированность потребителей о медицинских услугах; предпочтения медицинских услуг (спрос).
4. Трехуровневый анализ медицинской услуги.
Проводится трехуровневый анализ внедряемой и продвигаемой услуги. Данный анализ позволяет определить: сущность услуги, фактический товар, добавленный товар, уникальные достоинства услуги.
5. Организационный план.
В разделе содержится организационная схема организации, определяется потребность в медицинском персонале, с указанием их функциональных обязанностей. Необходимо выяснить, какие сотрудники будут способны выполнять отводимые им функции; оценить отношения между сотрудниками, а также то, как будут формироваться задания для них. Целесообразно включить в план информацию об оплате труда сотрудников. Весьма существенны и меры правовой защиты, к которым относятся патенты, лицензии, товарные знаки, авторские права. Они применяются обычно в отношении высоких технологий и производимых с их помощью услуг.
6. Производственный план.
В данном разделе необходимо предоставить перечень базовых операций; все виды сырья, материалов, медицинского оборудования; установить названия поставщиков и их цены; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки, ремонта; рассчитать расходы на покупку медицинского оборудования, инструментов, спецодежды и т.д.
7. План маркетинга.
В этом разделе следует отразить следующие элементы: организацию оказания услуг, рекламу, методы стимулирования продаж, схему реализации услуг, организацию послепродажного сопровождения, формирование общественного мнения об организации, оказывающей ПМУ.
8. Финансовый план.
Финансовый план – важнейший компонент бизнес-плана. Здесь необходимо доказать наличие финансового эффекта от реализации мероприятий. Исходными материалами являются предыдущие этапы, где определены потребности рынка в той или иной услуге, ее объеме и цене, а также возможности организации по оказанию услуг. Финансовый план включает: ценообразование медицинской услуги, определение точки безубыточности, финансовые результаты.
Учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплине, тематика которых утверждается в начале учебного года. Студенты выполняют исследования на материалах как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Примерная тематика курсовых работ может быть следующей: «Управление конкурентоспособностью медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования», «Разработка предложений по снижению предпринимательских рисков медицинской организации на основе бизнес-планирования», «Анализ бизнес-процессов медицинской организации и пути их совершенствования», «Разработка бизнес-плана открытия лечебно-диагностического центра», «Разработка бизнес-плана открытия стоматологического кабинета», «Разработка бизнес-плана открытия кабинета фитотерапии» и т.д. Эти исследования могут быть продолжены обучающимися при подготовке выпускной квалификационной работы на выпускных курсах.
Таким образом, рассмотренные особенности изучения предпринимательской деятельности в медицинском ВУЗе будут способствовать подготовке высококвалифицированных экономистов и менеджеров здравоохранения.
Библиографический список
- Методические подходы к подготовке современного специалиста / Н.М. Сергеева, Д.А. Зюкин // Современная педагогика. 2016. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6347 (дата обращения: 22.12.2016).
- Современные подходы к обучению экономистов и менеджеров здравоохранения / Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. // Современная педагогика. 2016. №10. С. 101-104. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6195 (дата обращения: 25.11.2016).
- Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Вялкова.- 3-е издание. – 2009. – 664 с.