Важность и значимость каждого из нас как для себя, так и для социума в целом можно определить как степень сформированности наших духовных и нравственных ценностных установок и ориентаций. Они выступают сложным социально-психологическим феноменом, базовым системообразующим компонентом в психологической структуре личности, выполняющим побудительно-регулятивную функцию и составляющим фундаментальную основу деятельности и мотивации.
Формирование таких ориентаций является длительным процессом, не существующим изолированно от реальной жизни социума. Этот процесс органично вплетается в социально-экономическую, общественно-политическую, духовную жизнь нашего общества и реализуется в деятельности его институтов, общностей и групп [12].
Вследствие проблем современного общества сегодня наблюдается существенная деформация наиболее глубинных нравственных оснований человеческого духовного мира. Изменения в экономической, политической и духовной сферах повлияли на психологию людей и на их ценностные ориентации и поступки. В условиях сложившейся ситуации резко повышаются практическая и научная значимость любых факторов, которые влияют на формирование и развитие нравственного мира личности ребёнка, то есть его ценностную направленность.
Для того чтобы обосновать формирование таких ориентаций детей в педагогическом процессе освоения традиционного прикладного искусства, в наши дни выделяются несколько групп современных проблем и вопросов.
К первой группе относятся теоретико-методологические. Ими демонстрируется отсутствие теоретической научной базы развития ценностных ориентаций ребёнка при помощи средств традиционного прикладного искусства.
Ко второй группе следует отнести практико-ориентированные. В её рамках выделяются в свою очередь несколько составляющих компонентов: эмоциональный, знаниевый и поведенческий.
Эмоциональным компонентом раскрываются трудности, которые находятся в плане отношения ребёнка к предметам традиционного прикладного творчества как к истокам духовности в нашей культуре. В данном случае возможно говорить о нейтральном, отрицательном или негативном отношении.
Знаниевым компонентом демонстрируется недостаточное внимание, уделяемое изучению традиционного прикладного искусства в школах в настоящее время, между тем в нём заложен весь духовный опыт и духовно-нравственные ценности предыдущих поколений. Это влечёт незнание и непонимание современным молодым поколением духовных и нравственных ценностей.
Поведенческий компонент предполагает определённый набор конкретных действий, которые являются следствием отсутствия знаний, и понимания таких ценностей современными подростками, а кроме того – негативным отношением к предметам прикладного искусства, к творчеству в целом, к невозможности актуализации духовного опыта предков.
Прикладное искусство представляет собой коллективную мудрость многих поколений. В виду этого оно ценностно-ориентировано по своей природе. При этом оно охватывает все стороны жизни человека: семейную жизнь, трудовую деятельность, взаимоотношения природным миром. Именно поэтому процесс формирования ценностных ориентаций должен происходить всю жизнь, начинаться с самого раннего детства.
Система творческой деятельности сочетает в себе художественную и утилитарную функции. Через неё прикладное искусство даёт детям нужные жизненные и ценностные ориентиры, оказывает влияние на формирование системы его личностных ценностей. В этом смысле основная его цель в воспитании совершенного человека. За счёт освоения традиционного прикладного искусства ребёнок приобретает эмоциональный и когнитивный опыт, который помогает ему ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а также морально-нравственные представления, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми и служат основой для последующего формирования духовных ориентаций. Эмоционально-образный символический язык, общинная ориентированность и импровизационность как качества прикладного искусства наполняют сознание детей конкретным смыслом, придают направленность их личностным позициям, конкретным поступкам и поведению в целом [14].
Особое внимание к традиционному прикладному искусству в последнее время проявляется в социально-психологической и в психолого-педагогической среде, что увязывается с функциональными особенностями такого искусства, с его глубокой мудростью и духовностью, с непрерывным процессом ретрансляции национальных ценностей от поколения к поколению.
Как основная составляющая духовно-нравственной культуры, оно и в наше время способно выступить одним из ведущих факторов нравственного и эстетического воспитания личности. За счёт его средств возможно восстановление прерванной связи человека с социумом и природой, восстановление его исторического самосознания, а также создание условий для интеграции нравственно-эстетических идеалов и моральных ценностей [18].
Общее прикладное образование сегодня должно базироваться не только на освоении традиционного прикладного искусства, а на совершенно иной системе подачи творческого материала – субъектно-субъектном взаимодействии. Освоение ценностей, которые заложены в народной культуре должно выступать в качестве предпосылки и условия формирования и развития ценностных ориентаций детей.
Изучением обозначенной проблемы объективно предполагается её рассмотрение с разных позиций. К ним можно отнести и философской, и культурно-исторической, и психолого-педагогический аспекты. В образовательный процесс должна включаться не только современная научная информация, но и развивающие личность знания и умения, эвристическая деятельность, система духовно-нравственных чувств, эмоционально-ценностное отношение человека к себе и другим, к природе и миру в целом. С учебно-методической точки зрения освоение прикладного искусства должно опираться на гуманистическую парадигму, где ключевая идея заключается в создании моделей воспитывающего и обучающего характера, которые актуализируют потребность каждого человека в непрерывном и бесконечном самосовершенствовании. Так ребёнок как личность обретает жизненно важные навыки конструктивного и позитивного отношения к себе самому, навыки понимания других и самооценки, умение принятия самостоятельных и творческих решений. Итак мы видим, что в прикладном искусстве как в объекте изучения детьми заложен колоссальный потенциал, между тем процесс формирования духовно-ценностных ориентаций детей средствами традиционного прикладного искусства очень сложный и многогранный, что требует целого комплекса обучающих, воспитательных, психолого-педагогических и методических умений педагога, а также его собственного высокого уровня духовной и нравственной культуры [10,11].
Библиографический список
- Абакумова И.В., Голубова В.М., Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера региональных этносов (на примере молодежи Мордовии) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 9. С. 71-76.
- Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера и психокультурной дистанции русского и мордовского этносов (на примере молодежи Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 8. С. 150-153.
- Алямкина Е.А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза // Психолог. 2015. № 2. С. 31-46.
- Алямкина Е.А., Шогенов А.А. Анализ черт национального характера (на примере этносов Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 118-121.
- Гусев Д.А., Флеров О.В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. 2016. № 5. С. 44-55.
- Гусев Д.А., Флеров О.В. К вопросу о межкультурной коммуникации в контексте экономики образования // Наука и школа. 2016. № 2. С. 30-39.
- Гусев Д.А. Флеров О.В. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. С. 236-252.
- Новикова В.Н., Флёров О.В. О психологии межкультурной коммуникации // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 364-369.
- Пологих Е.С., Флеров О.В. Сравнительный анализ взглядов на язык и речь в лингвистике и психологии // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 375-380.
- Рыбакова Н.А. Личность современного педагога в развивающемся обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12(63). С. 32-36.
- Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современная педагогика. 2016. № 12(49). С. 98-102.
- Сорокоумова Е.А., Талакова Е.А. Я-концепция в становлении личности младшего школьника: гендерный подход. Тула, 2016.
- Сорокоумова Е.А., Налетова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение коррекции детской тревожности: когнитивный подход. В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. 2016. С 265-272.
- Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Педагогическая культура учителя в условиях инновационного обучения. В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего. 2016. С. 50-53.
- Фадеев Д.С. Сорокоумова Е.А. Актуальность подросткового возраста в процессе становления системы нравственных ценностей личности в детско-взрослой общине // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-7. С. 108-113.
- Фадеев Д.С. Сорокоумова Е.А. Применение метафоры как психологического феномена в воспитательно-образовательном процессе. В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки сегодня. 2016. С. 94-99.
- Флеров О.В. Межкультурная коммуникация как научное знание: истоки исследований и основные теории XX века // Философия и культура. 2016. № 8. C. 1168-1176.
- Флеров О.В. Мировоззренческая и гносеологическая стороны межкультурной коммуникации в XXI веке // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 136-142.
- Флеров О.В., Рыбакова Н.А., Пустовойтов Ю.Л. Социально-экономические истоки компетентностного подхода в высшей школе // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 10. С. 126-128.
- Флеров О.В. Специфика иноязычного знания и её влияние на имидж лингвистического образования в современной России. // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. C. 425-435.
- Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.