УДК 00.005

РЕЗУЛЬТАТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Юрьев Алексей Владимирович
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Городское строительство и хозяйство»

Аннотация
Выявление уровня сформированности информационной компетенции бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. В качестве диагностики когнитивного критерия выступали - владение знаниями в области информационных технологий. Результаты сформированности критериев информационной компетентности студентов-бакалавров.

Ключевые слова: бакалавры технических специальностей, формирование информационной компетенции


THE RESULT OF THE ASCERTAINING EXPERIMENT IN THE FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF BACHELORS TECHNICAL SPECIALTIES

Yuriev Alexey Vladimirovich
Togliatti State University
teacher of "Urban Construction and Management"

Abstract
Identification of the level of information competence of bachelors in the field of training 08.03.01 Construction. The diagnosis of the cognitive criterion was the knowledge of information technology. Results of the formation of criteria for information competence of bachelor students.

Библиографическая ссылка на статью:
Юрьев А.В. Результат констатирующего эксперимента в формировании информационной компетенции бакалавров технических специальностей // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6962 (дата обращения: 12.07.2023).

Главной задачей современного профессионального образования является подготовка специалистов, востребованных в качественно новом информационном обществе, обладающих современным научным мышлением, способным к постоянному самообразованию, с высоким уровнем информационной компетентности.

Целью констатирующего эксперимента в данном исследовании стало выявление уровня сформированности информационной компетенции бакалавров.

В эксперименте приняли участие 57 студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (Промышленное и гражданское строительство; Городское строительство и хозяйство).

Участвующие в исследовании студенты были распределены на две группы:

29 студентов – 3 курс обучения (первая группа);

28 студентов – 4 курс обучения (вторая группа).

В ходе констатирующего эксперимента в соответствии с определенными критериями, характеризующими информационную компетентность инженера-строителя, была произведена дифференциация студентов на уровневые группы, что позволило определить исходный уровень сформированности исследуемого качества.

Критерии, характеризующие информационную компетентность инженера-строителя, были определены с опорой с диссертационное исследование С.В. Савельевой «Формирование информационной
компетентности будущих инженеров в вузе». К указанным критериям относятся:

- мотивационно-личностный;

- когнитивный;

- операционно-деятельностный.

В соответствии с разработанной методикой диагностики уровня сформированности информационной компетентности была предусмотрена оценка количественных и качественных показателей по каждому из ее составляющих критериев.

Для диагностики мотивационно-личностного критерия в качестве показателей выступали позитивное отношение к овладению информационной компетенцией, проявляющееся в осознании профессиональной значимости этой компетенции и потребности в ее освоении, полученные в результате тестирования студентов посредством экспресс-диагностики (Приложение 1).

Для диагностики когнитивного критерия в качестве показателей выступали – владение знаниями в области информационных технологий. С целью диагностики когнитивного компонента использовался специально разработанный тест, включающий вопросы по следующим модулям: общие знания в области информационно-компьютерных технологий; специальные методологические знания в области информатизации и компьютеризации образования; специальные инженерные знания в области информатизации и компьютеризации (Приложение 2).

Для исследования сформированности операционно-деятельностного компонента информационной компетентности использовались результаты итоговых контрольных работ с применением прикладных компьютерных программ и результаты самостоятельной работы по выполнению студенческих проектов с использованием мультимедийных технологий. Показателями по данному критерию выступили – проявление основных информационных умений, состоящее в самостоятельном и успешном выполнении учебно-профессиональных заданий с использованием информационных компьютерных технологий.

Схема математической обработки результатов научного исследования строилась согласно работам С.И. Архангельского, М.И. Грабаря и др. Оценка результатов исследования производилась по специальной шкале:

- 3 балла – яркая выраженность показателя;

- 2 балла – средняя выраженность показателя;

- 1 балл – слабая выраженность показателя.

Принимая во внимание равную значимость сформированности всех трех критериев, мы обозначили границы баллов для каждого уровня и, соответственно, обобщающий результат средних значений количественных данных. Согласно этому, получение количества 1-1,69 баллов интерпретировалось нами как показатель наличия низкого (ограниченного) уровня сформированности информационной компетентности или некомпетентность; 1,7-2,39 баллов – среднего (достаточного) уровня или сформированная информационная компетентность; 2,4-3 балла – высокого (развитого) уровня информационной компетентности.

В таблице 1 представлены результаты диагностики студентов на констатирующем этапе исследования в обеих группах.

Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента (в %)

Критерии

Группы

Первая группа (3 курс обучения) n = 29

Вторая группа (4 курс обучения) n = 28

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

среднее значение

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

среднее значение

Мотивационно-личностный

16,1

49,7

34,2

1,82

17,2

54,1

28,7

1,89

Когнитивный

0

10,5

89,5

1,11

0

16,4

83,6

1,16

Операционно-деятельностный

2,2

32,7

65,1

1,37

2,6

42,7

54,7

2,40

По результатам исследований констатирующего этапа эксперимента подавляющее большинство участников эксперимента обеих групп (67,13 %) показали низкий уровень, 32,17 % – средний уровень, 0,7 % – высокий уровень сформированности информационной компетентности по всем исследуемым критериям.

При диагностике мотивационно-личностного критерия в результате ранжирования по степени значимости профессиональные компетенции студентов второй группы (4 курс обучения) были зафиксированы незначительные отличия от первой группы (3 курс обучения) в следующих показателях: количество студентов, считающих информационную компетенцию незначимой для своей будущей профессиональной деятельности составило 28,7 %, количество студентов, относящих информационную компетенцию к группе важных в профессиональной деятельности составило 54,1 %, количество студентов, поставивших компетенцию на первое место составило 17,2 %. Мы предполагаем, что изменения по степени значимости информационной компетенции для студентов второй группы связано, прежде всего, с наличием более целостных представлений о профессии к 4 курсу по сравнению со студентами-третьекурсниками. Однако стоит отметить, что данные изменения не значительны.

Настораживающим результатом является отсутствие студентов с высоким уровнем сформированности информационной компетентности по когнитивному критерию. В обеих группах показатель высокого уровня – нулевой. При этом низкий уровень отмечен в обеих группах с примерно одинаковым результатом – 89,5 и 83,6 соответственно в первой и второй группах.

По операционно-деятельностному критерию получен также примерно одинаковый результат, в обеих группах присутствует средний уровень – 32,7 и 42,7% соответственно и низкий уровень – 65,1 и 54,7 % соответственно. Уменьшение показателя низкого уровня во второй группе также может быть связано с тем, что студенты обучаются уже на 4 курсе по сравнению с результатами студентов 3 курса.

Кроме того, в нашем исследовании были проведены выборочные беседы со студентами обеих групп. В результате бесед выяснилось, что к 4 курсу возросла заинтересованность студентов в приобретении новых знаний и умений в области профессионально ориентированных информационных технологий, возросло стремление и осознание ценности информации для самообразования и развития и т. д. В целом, по мнению студентов, можно отметить, что к 4 курсу у студентов увеличивается объем специальных инженерных и методологических знаний в области информатизации и компьютеризации образования.

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у бакалавров присутствует в основном низкий уровень сформированности информационной компетенции, что предполагает необходимость проведения специальной работы для формирования необходимого (достаточного) уровня информационной компетентности будущих инженеров-строителей.

Приложение 1 – Экспресс-диагностика изучения значимости различный компетенций для бакалавров

Цель: определить степень значимости различных видов компетенций для бакалавров.

Инструкция: ознакомьтесь с приведенными в таблице различными группами умении и проранжируйте их по степени значимости для осуществления Вашей будущей профессиональной деятельности (от 10 до 1 балла). При определении значимости умений в порядке убывания необходимо уменьшить оценку на один балл. Самые важные умения, на Ваш взгляд, должны быть оценены наивысшими баллами, а наименее значимые, соответственно, должны получить один балл.

Компетенции

Баллы

1 Проектировочная
2 Прогностическая
3 Диагностическая
4 Организационно-управленческая
5 Коммуникативная
6 Аналитическая
7 Исследовательская
8 Математическая
9 Информационная
10 Методическая

Ключ к обработке экспресс-диагностики:

Уровень сформированности мотивационно-личностного критерия

Суммарный количественный показатель (баллы)

высокий от 1 до 3 включительно
средний от 4 до 7 включительно
низкий от 8 и более

Приложение 2 – Тест по выявлению знаний в области информационно-компьютерных технологий

Вопрос 1. Системный анализ предполагает:

1. описание объекта с помощью математической модели;

2. описание объекта с помощью информационной модели;

3. рассмотрение объекта как целого, состоящего из частей и

выделенного из окружающей среды;

4. описание объекта с помощью имитационной модели.

Вопрос 2. Укажите правильное определение системы

1. Система – это множество объектов.

2. Система – это множество взаимосвязанных элементов или

подсистем, которые сообща функционируют для достижения общей цели.

3. Система – это не связанные между собой элементы.

4. Система – это множество процессов.

Вопрос 3. Открытая информационная система это

1. Система, включающая в себя большое количество программных продуктов.

2. Система, включающая в себя различные информационные сети.

3. Система, созданная на основе международных стандартов.

4. Система, ориентированная на оперативную обработку данных.

5. Система, предназначенная для выдачи аналитических отчетов.

Вопрос 4. Что регламентируют стандарты международного уровня в информационных системах

1. Взаимодействие информационных систем различного класса и уровня.

2. Количество технических средств в информационной системе.

3. Взаимодействие прикладных программ внутри информационной системы.

4. Количество персонала, обеспечивающего информационную поддержку системе управления.

Вопрос 5. Укажите возможности, обеспечиваемые открытыми информационными системами

1. Мобильность данных, заключающаяся в способности информационных систем к взаимодействию.

2. Мобильность программ, заключающаяся возможности переноса прикладных программ и замене технических средств.

3. Мобильность пользователя, заключающаяся в предоставлении дружественного интерфейса пользователю.

4. Расширяемость – возможность добавления (наращивания) новых функций, которыми ранее информационная система не обладала.

5. Оперативность ввода исходных данных.

6. Интеллектуальная обработка данных.

Вопрос 6. Профиль стандартов предназначен для

1 учета специфики обслуживаемых функций управления на конкретном предприятии в информационной системе;

2 организации поставок программных продуктов;

3 организации работы управленческого персонала;

4 удовлетворения требований к построению открытых систем.

Вопрос 7. Укажите стандартные процессы жизненного цикла информационной системы, используемые в процессе ее создания и функционирования

1. Основные процессы производства.

2. Основные процессы жизненного цикла.

3. Вспомогательные процессы жизненного цикла.

4. Вспомогательные процессы маркетинга.

5. Организационные процессы жизненного цикла.

6. Организационные циклы логистики.

7. Процессы планирования.

8. Процессы учета.

Вопрос 8. Реинжиниринг бизнеса это

1. Радикальный пересмотр методов учета.

2. Радикальный пересмотр методов планирования.

3. Радикальный пересмотр методов анализа и регулирования.

4. Радикальное перепроектирование информационной сети.

5. Радикальное перепроектирование существующих бизнес-процессов.

Вопрос 9. Укажите правильное определение ERP-системы

1. Информационная система, обеспечивающая управление взаимоотношения с клиентами.

2. Информационная система, обеспечивающая планирование потребности в производственных мощностях.

3. Интегрированная система, обеспечивающая планирование и управление всеми ресурсами предприятия, его снабжением, сбытом, кадрами и заработной платой, производством, научно-исследовательскими и конструкторскими работами.

4. Информационная система, обеспечивающая управление поставками.

Вопрос 10. Укажите характеристики информационной системы, которые можно использовать для ее оценки и выбора

1. Функциональные возможности.

2. Количество программных модулей.

3. Форматы данных.

4. Надежность и безопасность.

5. Практичность и удобство.

6. Структура баз данных.

7. Эффективность.

8. Сопровождаемость.

Вопрос 11. Информационная технология это

1. Совокупность технических средств.

2. Совокупность программных средств.

3. Совокупность организационных средств.

4. Множество информационных ресурсов.

5. Совокупность операций по сбору, обработке, передачи и хранению данных с использованием методов и средств автоматизации.

Вопрос 12. Укажите информационные технологии, которые можно отнести к базовым:

1. Текстовые процессоры.

2. Табличные процессоры.

3. Транзакционные системы.

4. Системы управления базами данных.

5. Управляющие программные комплексы.

6. Мультимедиа и Web-технологии.

7. Системы формирования решений.

8. Экспертные системы.

9. Графические процессоры.

Вопрос 13. Укажите, в каком из перечисленных методов контроля ввода исходной информации используется соответствие диапазону правильных значений реквизита

1. Метод проверки границ (метод «вилки»).

2. Метод справочника.

3. Метод проверки структуры кода.

4. Метод контрольных сумм.

Вопрос 14. С какой целью используется процедура сортировки данных

1. Для ввода данных.

2. Для передачи данных.

3. Для получения итогов различных уровней.

4. Для контроля данных.


Библиографический список
  1. Савельева С.В. Формирование информационной компетентности будущих инженеров в вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук: – Челябинск, 2010. – 24 с.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1980. – 368 с.


Все статьи автора «Юрьев Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: