Портфолио обучающегося начальной школы [1-21] – это средство и метод самоанализа деятельности обучающегося начальной школы.
Обучающийся начальной школы, включенный в процесс создания портфолио, осознанно и персонифицировано визуализирует результаты включения в социум в различных конструктах портфолио.
Портфолио обучающегося начальной школы – это совокупность достижений обучающегося начальной школы, отражаемые обучающимся самостоятельно или с привлечением родителей и других родственников, фасилитирующих процесс создания и пополнения различных разделов портфолио новыми документами и их описанием, особенности которых непосредственно связаны социализацией самореализацией обучающегося, включенного в микро-, мезо -, макрогрупповые отношения в образовательной организации за ее пределами.
Социализация обучающегося начальной школы (широкий смысл) – педагогический конструкт оптимизирующий возможность социальное развитие личности ее мировоззрения, самооценки, уровня притязания, способов решения задач, гарантирующие корректное своевременное обновление социальной среды в иерархических ценностей, мотивов, смыслов и условий самосохранение.
Социализация обучающегося начальной школы (узкий смысл) – процесс формирования развития личности в иерархии предпочтении и нормализации социального пространства, системно отображаемых и корректированных в – микро, – мезо макрогруппах взаимодополняющих друг друга и стимулирующих личность к постановке новых целях и результатах социальных отношений, предопределяющих успешность и востребованность личности в социальном пространстве.
Социализация обучающегося начальной школы (локальный смысл) – процедура верификации качества формирования опыта социальных ролей и опыта социальных отношений в микрогруппах коллектива, гарантирующею личности и обществу своевременность позитивного пополнения. опыта социальных действий и деятельности, гибко, стимулирующих личность к развитию и позитивному самоуважению, определяющих в единстве самосохранение и самозащиты, саморазвитии.
Чтобы создать конструкт портфолио обучающемуся начальной школы была поставлена цель создать шаблоны для дальнейшего его портфолио, в котором обучающейся будет помещать свои достижения, демонстрировать свои знания, навыки и умения, ставить свои цели направленные на формирования его личности. Для создания портфолио обучающему были предоставлены листы формата А4, цветные карандаши, а дальше обучающий мог фантазировать и изображать любой рисунок на лист. И так, когда на первом листе была изображена первая цветочная полянка с ромашками, васильками, нарциссами вместе с ней и появился титульный лист.
Титульный лист (рис.1): красиво оформленный титульный лист с фотографией, ознакомительный в котором обучающейся рассказывал о себе, в каком классе он обучается, представлялся указывал ФИО, учебное заведения, в котором он учится.
Рис.1
Далее появлялись еще не менее красивые рисунки с изображением цветочных полянок с одуванчиками, маками, тюльпанами, анютиными глазками, огоньками и т.д. Так было создано еще 10 шаблонов для портфолио.
Рис.2
Мое имя: в нем обучающейся рассказывает о происхождении своего имени, кто еще носил это имя (рис.2).
Моя семья: обучающейся знакомит нас со своей семьей: родителями, сестрами, братьями, помещает фотографии своих близких (рис.3).
Рис.3
Моя школа: в этом разделе обучающейся помещает фотографию своей школы, делает краткое описание школы, рассказывает об удивительных мероприятиях в стенах его школы, о педагогах, заметки о любимых школьных предметах(рис.4).
Рис.4
Мой город: здесь обучающейся разместил фотографии достопримечательностей своего города (рис.5).
Рис.5
Мои друзья: тут были размещены фотографии обучающегося с друзьями, кратко описано о их общих интересах и увлечениях ( рис.6).
Рис.6
Мои увлечения: идет рассказ обучающегося о занятиях в спортивной школе, музыкальной школе (или другие учебные заведения дополнительного образования) (рис.7).
Рис.7
Мое творчество: здесь размещены рисунки, поделки, стихи, награды за творческие работы, олимпиады обучающегося (рис.8).
Рис.8
Мои праздники: размещены фотографии с самых ярких событий жизни обучающегося (рис 9).
Рис.9
Мои достижения: в этом разделе обучающейся размещает, предметные олимпиады, конкурсы, и мероприятия, грамоты, дипломы, аттестационная ведомость, достижения в спорте, сертификаты и т.д. (рис.10).
Рис.10
Спустя 14 дней были готовы шаблоны для портфолио обучающегося. На протяжении этих дней обучающегося поддерживали родители.
Портфолио – способ оценки индивидуальных достижений обучающегося, в определенный период его образовательной деятельности. Портфолио несет информацию о продвижении знаний, умений и навыков обучающегося. Через портфолио происходит самоанализ, самооценка, самозащита, саморазвития, самого обучающегося. Портфолио дает возможность в соответствии с интересами обучающегося общаться и развивать себя, формирует личность. В портфолио входят личностные и учебные достижения, что повышает рейтинг обучающегося.
Со временем портфолио пополняется новыми демонстрациями успехов и достижений обучающегося. Непосредственное участия в пополнении портфолио обучающего принимают педагог и родители. Педагог мотивирует обучающегося на учебу, впоследствии можно будет сравнивать результат итоговой аттестации за определенный период обучения. Также со стороны педагогов обучающемуся предлагается участия в различных олимпиадах, участия в конкурсах дополнительного образования, предлагается предоставить творческие работы обучающегося на конкурсы, участия в спортивных мероприятиях, проявить себя в личностных достижениях, в дальнейшем просматривается динамика развития обучающегося. На протяжении всей работы родители участвую с обучающемся вместе, они поддерживают его, помогают мотивацией на достижения целей. Родители и педагоги поощряют обучающегося за его достижения, рост его развития как личности. Далее обучающейся уже втягивается в процесс работы над портфолио, у него начинают расти результаты, он открывается. Начинается самостоятельная работа, обучающейся самостоятельно ставит себе цели, самосовершенствуется, при помощи своих знаний, умений и навыков, формируется личность. Происходит нормализация самооценки обучающегося, раскрываются творческие способности.
Библиографический список
- Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Клепуков Р. С. Культура самостоятельной работы обучающегося в структуре моделирования портфолио обучающегося // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 июня 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.165-167.
- Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Кошелев А. А. Портфолио школьника : [Текст] :учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Кошелев А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы [Текст] / А. А. Кошелев, О. А. Козырева // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
- Никитин Т. С., Пелюшов А. А. Возможности моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.124-125.
- Петров С. В., Стройкина Л. В. Качество и возможности моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 11 августа 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.43-45.
- Рахвалова А. В. Возможности исследования социализации и самореализации в модели портфолио обучающегося // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Тульчус Е.В. Некоторые аспекты моделирования портфолио обучающегося в начальных классах // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/06/8257
- Шварцкопф Е. Ю., Мазурин С. В., Свинаренко В. Г. Портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 мая 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2017. С.190-192.
- Шварцкопф Е. Ю., Мазурин С. В., Свинаренко В. Г. Унифицированные модели социализации и самореализации личности в спорте // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 3 мая 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.146-147.
- Шварцкопф Е. Ю., Тюрякова О. А., Свинаренко В. Г. Оптимизация как категория современной педагогической деятельности // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 мая 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.179-181.
- Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А., Петрова И. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре современной здоровьесберегающей педагогики // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 27 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 163-164.
- Шилова А.Н. Педагогика физической культуры и спорта в фигурном катании // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.380-382.
- Штанговец О. С. Некоторые аспекты социализации и самореализации личности в современной воспитательно-образовательной среде // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.103-105.