В теории и практике педагогической науки самостоятельная работа обучающегося рассматривается как продукт, ресурс, средство, условие оптимизации современного образования, форма и механизм верификации продуктивного становления и самовыражения личности, специфическое свойство, качество и возможность углубленного изучения дидактического материала, матрица или дидактический вектор построения современного продуктивного обучения и качественного образования, практика эффективного самообразования, форма и метод организации учебного процесса и пр.[1-12].
Самостоятельная работа обучающегося в различных направлениях продуктивного поиска может быть определена в различных системах и конструктах реализации идей сотрудничества и взаимодействия, общения и самовыражения, саморазвития и самоутверждения. В таком поиске могут быть полезны такие педагогически обусловленные конструкты, как
- категория педагогики, определяющая возможность оптимизации условий и способов решения задач повышения качества персонифицированного, индивидуального, адаптивного и адаптированного, акмеверифицированного и возрастосообразного выбора личностью условий развития и саморазвития средствами традиционной и инновационной педагогики, гарантирующих в дихотомическом единстве и борьбе целостность и поливариативность определяемых и решаемых задач и противоречий;
- функция самоорганизации качества любого вида, типа, модели, педагогического процесса, технологии обучения и образования;
- задача современной системы непрерывного образования, определяющая через различные конструкты и модели способность личности к самообучению, самоконтролю, самокоррекции, самосовершенствованию, самореализации (например, Ж. Делор «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе»);
- механизм оптимизации качества развития личности в модели современной образовательной среды и реализуемых в ней педагогических технологий, построенных в соответствии с условиями и возможностями развития личности и системы образования;
- процесс реализации идеи постепенного поэтапного включения студента в уровневое продуктивное становление личности как итог всех преобразований и оценки качества детерминируемых задач и оптимизируемых условий деятельности (одним из примеров реализуемой модели может быть модель самостоятельной работы по П. И. Пидкасистому [113]: 1) репродуктивная самостоятельная работа, 2) репродуктивно-вариативная самостоятельная работа, 3) поисковая самостоятельная работа, 4) творческая самостоятельная работа);
- процедура оптимизации условий самоорганизации качества решения задач «хочу, могу, надо, есть», определяемая в иерархии детерминант и функций социального, образовательного и профессионального способа акмеверификации детерминированных задач;
- единица и система построения основ развития личности в современной дидактики, гарантирующая успешное, конкурентоспособное решение педагогически акмеверифицируемых задач и условий;
- средство повышения качества развития личности в модели современного возрастосообразного образования;
- продукт эволюции педагогической системы и науки, гарантирующий успешное воспроизводство уровня развития антропосреды в иерархии моделей модернизации, оптимизации, акмеверификации и прочих устойчиво выделяемых продуктивных способов самоорганизации ноосферы и антропопространства;
- модель персонифицированного выбора адаптивно-акмепедагогического способа самоутверждения, определяющая успешность решений, детализированных в модели педагогической поддержки и педагогического общения, продуктом самоорганизации качества развития и саморазвития личности и системы образования;
- форма организации занятий в системе непрерывного образования, определяющая высшую активность личности в решении выделенных педагогом задач и заданий базовым элементом самоорганизации качества непрерывного образования;
- условие самоорганизации качества развития личности, определяемое через систему противоречий и детерминант современной педагогики и педагогической деятельности и поддержки;
- ценность реализуемого образования, гарантирующая успешное сотрудничество и продуктивное самовыражение личности и коллектива в конкурентоспособных продуктах и услугах;
- педагогический конструкт, определяющий успешно выделенные личностью способы, средства и технологии решения самостоятельно поставленных задач базовым условием в самоорганизации и акмеверификации качества реализуемого в образовательной организации (учреждении) обучения и образования и пр.
Кроме того, самостоятельная работа обучающегося как категория профессиональной педагогики может быть уточнена через такие конструкты построения определений, как широкий, узкий, локальный и унифицированный смыслы.
Самостоятельная работа студента техникума (широкий смысл) – способ и форма решения учебно-познавательных и профессионально-трудовых задач в модели современного образования, условия и специфика которых на современном этапе в системе среднего профессионального образования реализуется через группу компетенций ФГОС СПО, условно определяемых в конструктах «ОК – общая компетенция, ПК – профессиональная компетенция», в единстве гарантирующих высокие результаты у обучающихся и качество включенности обучающегося в систему профессионально-трудовых отношений и систему непрерывного образования.
Самостоятельная работа студента техникума (узкий смысл) – процесс формирования активности личности в выборе методов и средств решения учебных, учебно-познавательных и профессионально-трудовых задач, гарантирующих в выполнение высокие результаты самоутверждения и самореализации, визуализируемые через социально и конкурентно востребованные продукты ведущей деятельности.
Самостоятельная работа студента техникума (локальный смысл) – процедура выполнения обучающимся техникума ситуативной задачи или ситуативно выделенного противоречия, непосредственно связанных с учебно-образовательной деятельностью в образовательном учреждении системы СПО.
Самостоятельная работа студента техникума (унифицированный смысл) – форма и технология организации работы с обучающимися техникума, гарантирующая персонифицированную проверку качества формирования компетенций у обучающегося в структуре изучаемого предмета (дисциплины).
Исследование качества планирования и организации самостоятельной работы студента техникума представляет собой определённый интерес в современной теории и практики управления качеством решения профессионально-педагогических задач.
Исследование качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося – процесс измерения сформированных возможностей самостоятельности личности в модели культуры как высшей формы и способа решения задач развития и самоорганизации.
Библиографический список
- Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3.
- Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017;(2):17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69776
- Обухов В.В., Войтеховская М.П. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10. С. 49-55.
- Поздеева С.И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 4. С. 93-100.
- Ревякина В.И. Исследовательская деятельность – основа профессионального саморазвития // Информация и образование: границы коммуникаций. 2010. № 2 (10). С. 83-85.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1172-1178.
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. С.28-34.