1. Введение
Современные исследователи подчеркивают, что применение информационных технологий в учебном процессе вуза требует изменений в методике преподавания всех дисциплин [1, с. 1]. Необходимость пересмотра имеющихся консервативных методик преподавания латинского языка в университетах и разработки новых эффективных методик является объективной потребностью учебного процесса.
Для разработки методики использования электронного пособия в обучении латыни из многочисленных подходов к пониманию сущности самого понятия «методика» избрана трактовка, предложенная В. Быковым, согласно которой, методика – это модель учебно-воспитательного процесса в рамках одного учебного элемента, которая отражает упорядоченность (поэлементную во времени и пространстве, в соответствии с целями обучения и воспитания и благодаря выбранной педагогической технологии) отношений содержания обучения, участников учебно-воспитательного процесса и элементов системы средств обучения; интегрирует цели обучения и воспитания, содержание обучения, педагогическую технологию и составляющие системы средств обучения в рамках одного учебного элемента (темы, урока, лекции, практического занятия, учебного модуля, курса и т.д.) [2, с. 182].
2. Результаты исследования
В результате исследования разработана модель использования электронного пособия в обучении латинскому языку, на основе которой создана соответствующая методика (рис. 1).
Модель использования электронного пособия в обучении латинскому языку состоит из четырех блоков, объединяющих определенные компоненты:
- целевой блок (цели и задачи);
- содержательный блок (подходы, принципы, содержание);
- технологический блок (средства, методы обучения, формы организации образовательного процесса и взаимодействия субъектов);
- оценочно-результативный (критерии, уровни, результат).
Рис. 1. Модель использования электронного пособия в обучении латинскому языку студентов-ветеринаров
В модели также отражены функции средств обучения, способы взаимодействия субъектов обучения с электронным пособием и виды упражнений как основного практического метода. Методика разработана на примере использования электронного пособия для студентов-ветеринаров [3], но при этом имеет универсальный характер и может служить основой для разработки методик для обучения студентов других специальностей.
Целью методики является обеспечение возможности повысить эффективность процесса обучения латинскому языку путем применения электронного пособия. Данная методика направлена на формирование инструментальных компетенций: способности использовать латинскую ветеринарную терминологию в профессиональной деятельности (КИ.03), знания иностранных языков (КИ.02), навыков работы с компьютером (КИ.04) и использования информации (КИ.05); способствует развитию некоторых социально-личностных и общенаучных компетенций: способности к системному мышлению (КСО.04), навыков по применению программных средств, работе в компьютерных сетях, созданию баз данных и использованию интернет-ресурсов (КЗН.04) [4].
Формирование этих компетенций способствует развитию профессионально-терминологической компетентности врача ветеринарной медицины в совокупности ее структурных компонентов: когнитивного (знания профессиональной лексики, понятийного аппарата специальных дисциплин в необходимом объеме), операционного (способности к реализации знаний на практике) и аксиологического (интеграции системы личностно и профессионально важных качеств в будущей деятельности врача).
К основным заданиям методики относятся: предоставление студентам теоретических положений нормативного курса латыни в структурированном виде, обеспечение возможности самопроверки и самоконтроля знаний по грамматике и терминообразованию, повышение познавательного интереса студентов к изучению латинской ветеринарной терминологии, создание комфортных условий компьютерной поддержки традиционных технологий обучения латыни и ветеринарной терминологии. Реализация методики должна обеспечивать целенаправленный процесс формирования навыков корректного применения латинских терминов в письменной и устной речи.
Методика использования электронного пособия в обучении латинскому языку основывается на основных положениях системного, компетентностного, деятельностного, технологического и личностно-ориентированного подходов. В ее основе лежит сформулированная М. Жалдаком идея о внедрении компьютерно-ориентированных методических систем обучения на принципах постепенного и неантагонистического, без разрушительных перестроек и реформ встраивания информационно-коммуникационных технологий в действующие дидактические системы, гармоничного сочетания традиционных компьютерно-ориентированных технологий обучения [5, с. 3]. Как подчеркивает исследователь, использование компьютера в учебном процессе должно быть педагогически взвешенным и целесообразным, основанным на гармоничном сочетании методических достижений прошлого и современных информационно-коммуникационных технологий.
Следовательно, методика использования электронного пособия в обучении латыни должна базироваться, прежде всего, на общих методических принципах ее преподавания.
На основе обобщения наработок в этой области В. Шовковым сформулированы основные принципы обучения классическим языкам, а именно: учета родного языка, дифференцированного и интегрированного обучения языковым аспектам и видам речевой деятельности, взаимосвязанного обучения аспектам языка при главенствующей роли одного из них, доминирующей роли и полифункциональности упражнений, осознания языковых явлений в период их усвоения и способов их использования, переводимости, использования отрицательного языкового материала, использование элементов репродуктивной речи в формировании рецептивных навыков и умений [6, с. 229].
Специфика преподавания латыни на негуманитарных факультетах вызывает коррекцию общей методики обучения этому языку с учетом лингвопрофессиональных принципов: интегративности, профессиональной ориентированности, учета требований социально-профессиональной среды, селективности, двойной детерминации содержания обучения, моделирования квазипрофессиональной деятельности.
Содержание методики использования электронного пособия в обучении латыни образуют три составляющие: использование электронного пособия в обучении фонетике и грамматике латинского языка, а также профессиональной терминологии.
Системообразующим принципом для этой методики является принцип комплексного использования традиционных и инновационных компьютерно-ориентированных средств, методов, приемов и форм обучения латинскому языку. Данная методика не абсолютизирует использование электронного пособия, а предполагает его системное применение вместе с печатными изданиями, дидактическими материалами, традиционными наглядными средствами обучения. Большое количество исследователей (как и автор этого исследования) считают, что электронные учебники и пособия не является альтернативой традиционным изданиям, и не заменяют работу студента с учебной книгой [7]. Преимущества смешанного или комбинированного обучения обоснованы и доказаны в трудах современных ученых, в частности, существенным преимуществом комплексного использования традиционных и электронных пособий, по мнению Т. Коваль, является то, что такая интеграция лишена недостатков как традиционного обучения, где информационные технологии используются только как надстройка, так и автономного электронного обучения, которому часто не хватает непосредственного контакта между субъектами обучения, а также эффективность и производительность, оптимизирующие процесс обучения; гибкость, приспособляемость к индивидуальным потребностям и особенностям студентов; методическое разнообразие инновационных форм, методов, режимов, приемов обучения; легкость в организации повторения изученного материала; высокая мотивация студентов и т.д. [8, с. 110].
Для обеспечения реализации методики применяется комплекс средств обучения – структурно упорядоченная совокупность средств обучения, предназначенная для обеспечения учебной деятельности [2].
Рассмотрим целесообразность применения некоторых традиционных методов организации учебно-познавательной деятельности: вербальных, наглядных, практических.
Методикой предусмотрено использование таких традиционных вербальных методов, как объяснение, рассказ, лекция, беседа, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой. Основной формой предоставления учебной информации электронного пособия является вербальная, что обеспечивает большое количество вариантов его комбинированного использования с традиционными словесными методами. Вместе с тем, как уже неоднократно отмечалось, в рамках этой методики электронное пособие не позиционируется как альтернатива традиционному, поэтому работа с ним не может заменить печатного учебника или учебного пособия, которые остаются основным источником знаний, содержащим систематизированное изложение учебной дисциплины, систему знаний, составляющих ядро сведений по конкретной дисциплине, необходимых для дальнейшего овладения профессией и применения в будущей деятельности.
Из наглядных методов применяется иллюстрирование, что обеспечивается использованием как традиционных средств наглядности (плакатов, схем, образцов рецептов), так и средств когнитивной визуализации, приведенных в электронном пособии (когнитивно-графических моделей, схем), последовательное применение которых создает предпосылки для лучшего запоминания и воспроизведения информации студентами, позволяет хранить ее в свернутом виде, фиксировать ключевые моменты, устанавливать взаимосвязи между объектами, помогает в усвоении абстрактного материала.
Учебный материал может быть представлен тремя способами: дедуктивным, индуктивным и смешанным. Поскольку изучение латыни начинается с нулевого уровня, на начальных этапах обучения предпочтение отдается дедуктивному способу, когда сначала студенту предлагаются общие правила и закономерности создания языковых явлений, которые объясняются преподавателем или в учебной литературе, после чего организуется и закрепляется опыт использования этих знаний на практике путем формирования соответствующих умений и навыков на конкретном языковом материале.
Индуктивный способ предполагает наличие у студентов определенного языкового опыта. По мере накопления у студентов знаний по латинскому языку, постепенно может вводиться индуктивный способ презентации учебного материала, когда студентам на основе отобранного языкового материала предлагается сделать выводы о закономерностях и правилах его образования или функционирования. Смешанный способ предполагает комбинацию дедуктивного и индуктивного способов.
Использование электронного пособия в обучении латинскому языку опирается на дедуктивный и смешанный способы изложения учебного материала.
Руководящая роль в разработанной методике принадлежит упражнениям как практическому методу, применение которого предполагает планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества [9, с.122]. Именно упражнения является основным методом, с помощью которого в процессе изучения латыни у студентов формируются умения и навыки практического применения полученных знаний в чтении, письме, переводе терминов, рецептов, диагнозов, адаптированных текстов, сентенций.
Разработанная методика фокусируется, в основном, на обеспечении возможности формирования навыков перевода терминов – корректного выбора и правильного грамматического оформления иноязычного эквивалента определенной терминологической единицы в устной и письменной речи. Однако касается она и формирования навыков орфоэпических (правильного произношения латинских слов), орфографических (правильного написания латинских слов), грамматических (выбора правильного морфолого-синтаксического оформления терминологической единицы в письменной или устной речи), для развития которых разработаны специальные упражнения.
Согласно принципу доминирующей роли упражнений, ведущая роль в формировании фонетических, грамматических, переводческих умений и навыков принадлежит специальным упражнениям. Для обеспечения эффективной реализации методики разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на проработку учебного материала по всем темам, предусмотренным учебной программой. Под комплексом упражнений в данном случае имеем в виду совокупность упражнений разных видов, последовательное, регулярное и систематическое выполнение которых будет способствовать формированию орфоэпических, орфографических, грамматических, лексических умений и навыков, а также навыков анализа и перевода ветеринарных терминов.
Разработанные упражнения и задания имеют такие видовые характеристики:
- по направленности учебной деятельности на прием или выдачу информации: рецептивные, репродуктивные, частично продуктивные;
- по коммуникативности: некоммуникативные;
- по количеству языков: двуязычные;
- по функции в учебном процессе: тренировочные, контрольные;
- по наличию опор: упражнения без опор, с вербальными и невербальными опорами;
- по характеру деятельности: устные, письменные;
- по месту выполнения: аудиторные, внеаудиторные.
Отбор видов упражнений обусловлен объективным фактором существования латыни в письменной форме, что приводит к узко рецептивному характеру коммуникативной деятельности, осуществляемой на этом языке. Большинство из них является некоммуникативными, направленными на формирование и закрепление навыков корректного употребления грамматических единиц, при этом большое внимание уделяется форме, а действия с языковым материалом выполняются студентами вне речевой ситуации.
В обучении латыни с использованием электронного пособия могут применяться различные приемы, предусмотренные современной методикой:
- общие приемы вербальных методов обучения (акцентирование внимания, анализ фактов, примеров, объяснение отдельных связей объектов, аргументация, систематизация, создание опорного конспекта)
- общие приемы практических методов обучения (постановка задания, планирование его выполнения, управление процессом выполнения, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов, выявление причин неправильных действий);
- специфические приемы обучения латинскому субъязыку медицины (сопоставление латинских языковых единиц с соответствующими им в родном или иностранном языке, грамматический, синтаксический, морфемный анализ, замена и распространение языковых единиц, моделирование структуры многокомпонентного термина, семантизация, анализ содержания профессиональных понятий, создание графических опор для декодирования содержания термина, этимологизация) [10].
Электронное пособие может применяться во всех формах организации образовательного процесса, предусмотренных учебным планом и программой учебной дисциплины: лекциях, практических или лабораторных занятиях, самостоятельной работе и контрольных мероприятиях.
На лекциях электронное пособие может применяться для иллюстрирования отдельных фрагментов учебного материала с помощью схем, моделей, таблиц, приведенных в соответствующих разделах и темах модуля «Помощь», или для иллюстрирования теоретических положений конкретными примерами, размещенными в модуле «Словарь».
По мнению ученых, на практических занятиях целесообразно применять такие виды работ с электронным учебником, как: актуализация знаний, анализ эталонного решения задачи, модификация образцового решения задачи, решение тренировочных и поисковых задач, выполнение тестовых задач; на лабораторных – решение тренировочных задач осложненного характера; задач, предусматривающих самостоятельный поиск решения путем преобразования полученных знаний, исследовательских задач различного характера. Лабораторные занятия целесообразно проводить по трем схемам, которые строятся в зависимости от вида предложенных задач: на занятиях, организованных по первой схеме, студентам предлагается решить поисковую задачу, предусматривающую самостоятельный поиск решения, по второй – задачу, постепенно усложняющуюся от тренировочной к поисковой или поисково-исследовательской, по третьей – задачи всех видов, из которых студенты выбирают одну по своему усмотрению [11].
Указанные виды работ можно реализовывать на занятиях по латыни с использованием электронного пособия; выбор вида работы или их комбинация зависят от многих факторов, среди которых: оперативная цель и задачи конкретного занятия, уровень сложности учебного материала, уровень усвоения предыдущего материала, общее состояние успеваемости в отдельной группе, необходимость повторения материала и коррекции знаний, умений и навыков студентов. В обучении латинскому языку с использованием электронного пособия превалируют лабораторные занятия, построенные по первой и второй схемам.
Как отмечают исследователи, электронные учебники и пособия могут найти широкое применение и в самостоятельной работе студентов, в которой выделяют два вида: самостоятельная работа по заданию преподавателя с последующим контролем, а также самостоятельная работа по инициативе самого студента. Во время обучения латинскому языку предусмотрено оба вида самостоятельной работы студентов с использованием электронного пособия.
3. Заключение
Эффективность предложенной методики проверена экспериментальным путем и подтверждена статистическими данными (что детально описано в диссертационном исследовании [12]). По условиям эксперимента студенты контрольной группы (124 человека) обучались по традиционной методике, а экспериментальной (123 человека) – по методике, описанной выше. Экспериментальная проверка доказала преимущество данной методики по сравнению с традиционной по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям.
Констатированы положительные отличия в усвоении учебного материала в экспериментальной группе, что проявилось в повышении численности студентов со средним и высоким уровнями усвоения материала. В частности, в экспериментальной группе количество студентов с низким уровнем усвоения учебного материала на 14,2% меньше, чем в контрольной, в то же время доли студентов, демонстрирующих средний и высокий уровень – больше на 9,2% и 5% соответственно. В целом, по результатам статистического анализа, средний балл в экспериментальной группе на 0,51 выше, чем в группе контрольной.
Различные виды учебной работы с использованием электронного пособия способствуют не только решению оперативных практических задач по формированию определенных грамматических навыков, но и развитию способности к поиску нужной информации, формированию системного подхода к ее анализу, умений логического и аргументированного использования этой информации в письменной и устной профессиональной речи, создают условия для развития способности к самообучению, самокоррекции, личностной и профессиональной рефлексии.
Библиографический список
- Морзе Н. В., Глазунова О. Г. Моделі ефективного використання інформаційно-комунікаційних та дистанційних технологій навчання у вищому навчальному закладі // Інформаційні технології і засоби навчання. 2008. №2. URL: file:///C:/Users/Yuu/Downloads/138-399-1-PB%20(2).pdf. (дата обращения: 14.08.2017).
- Биков В. Ю. Теоретико-методологічні засади створення і розвитку сучасних засобів та е-технологій навчання // Розвиток педагогічної і психологічної наук в Україні 1992–2002: зб. наук. праць до 10-річчя АПН України. 2002. Ч. 2. С. 182–199.
- Балалаєва О. Ю. Elementa Linguae Latinae. Латинсько-український словник ветеринарно-медичних термінів : навч.-метод. посібник К., 2014.
- Освітньо-кваліфікаційна характеристика бакалавра напряму підготовки 6.110101 “Ветеринарна медицина”: галузь знань 1101 “Ветеринарія”. К., 2011.
- Жалдак М.І. Система підготовки вчителя до використання інформаційно-комунікаційних технологій в навчальному процесі // Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Серія: Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання. 2011. №11. С. 3–15.
- Шовковий В. М. До проблеми принципів навчання граматики класичних мов // Studia linguistica. 2013. №7. С. 229–234.
- Балалаева Е. Ю. Положительные и отрицательные аспекты электронных учебных изданий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36423 (дата обращения: 02.06.2017).
- Коваль Т. І. Переваги комплексного використання навчальних посібників на паперових та електронних носіях інформації під час професійної підготовки з інформаційних технологій майбутніх фахівців // Педагогічний процес: теорія і практика. 2009. № 2. С. 110–122.
- Чайка В. М. Основи дидактики. К., 2011.
- Бєляєва О. М. Професійно орієнтоване навчання латинської мови студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівнів акредитації. Автореферат кандидатської дисертації. К., 2011.
- Білоусова Л. І., Гризун Л.Е. Науково-практичні аспекти створення і впровадження електронного підручника для вищої школи //Інформаційні технології і засоби навчання. 2012. № 2 (28). URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/viewFile/657/493. (дата обращения: 15.07.2017).
- Балалаєва О. Ю. Проектування електронних посібників з латинської мови для вищих аграрних навчальних закладів. Автореферат кандидатської дисертації, К., 2016.