УДК 004+378

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Землянский Илья Александрович1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, институт строительства, архитектуры и искусства, студент 5 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, институт энергетики и автоматизированный систем, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме внедрения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в современную систему образования. Анализируются различные виды, конфигурации, модель курсов, выявляются положительные и отрицательные стороны. В заключении делается вывод о перспективах развития МООК в РФ.

Ключевые слова: виды и конфигурации курсов, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), массовые открытые онлайн-курсы, МООК, образовательная модель открытых онлайн-курсов, онлайн- образование, современная система образования


MASS OPEN ONLINE COURSES AS ALTERNATIVE TO A MODERN EDUCATION SYSTEM

Zemlyanskiy Ilya Aleksandrovich1, Varfolomeyeva Tatyana Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, Civil Engineering, Architecture and Arts Institute, student of the 5th course
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Power Engineering and Automated Systems Institute, PhD in Pedagogical Science, Associate Professor of the BusinessComputer Science and Information Technologies Department

Abstract
This article is devoted to a problem of introduction of the mass open online courses (MOOC) in a modern education system. Different types, configurations, model of courses are analyzed, positive and negative sides come to light. In the conclusion the conclusion about the prospects of development of MOOK in the Russian Federation is drawn.

Keywords: educational model of open online courses, information and communication technologies, mass open online courses, modern education system, online education, types and configurations of courses


Библиографическая ссылка на статью:
Землянский И.А., Варфоломеева Т.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как альтернатива современной системе образования // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6606 (дата обращения: 13.07.2023).

Современный мир стремительно набирает обороты. Различные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) приходят на смену уже устаревшим и изживших себя системам. Поколение современных школьников и молодых людей до 30 лет можно назвать «цифровым поколением». Молодежь стремительно вырывается вперед, быстрее адаптируется, усваивает огромные потоки информации и воспринимает появление новых систем, устройств ИКТ. Но не будем забывать, что кроме молодежи, есть старшее поколение, которому труднее, а в некоторых случаях невозможно переучиться, пытаться догнать современный уровень жизни. Уровень жизни человека определяется тем, как быстро человек сможет найти информацию, обработать её и применить в нужный момент.Одно из явлений в системе образования стало появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

МООК – это интернет-курс с интерактивным участием и открытым доступом по получению информации [1, с. 148]. Существуют различные виды и конфигурации курсов, выделим, на наш взгляд, наиболее распространенные:

1. Activelearning – метод кардинально отличается от традиционной подачи материала: не более 10 минут на теоретический курс, а остальное время (зависит от преподавателя) – практика и работа над ошибками.

2. Selfpacing – данная форма предполагает самостоятельною работу студента. Он сам решает когда, в какое время, с помощью каких ресурсов он будет выполнять. Студент, выполняя задачи преподавателя, может в любое время сделать перерыв, то есть, если вы просматриваете лекции, то можно нажать кнопку паузы и пойти отдохнуть, а если решаете задачи, то достаточно кликнуть иконку “сохранить” и ваши результаты не пропадут. Порядок изучения и выполнения тем зависит только от выбора студента.

3. Instantfeedback – данный вид предполагает решение задач с мгновенной проверкой ответа, при этом есть возможность получить пояснение по тем заданиям, по которым были неправильные ответы. Это позволяет студенту исправить свою ошибку и решить задание заново, соответственно закрепить полученные знания.

4. Gamification – этот вид самый интересный и разнообразный, в него входят элементы игры, различные схемы и модификации предметов и объектов. Это позволяет раскрыть образовательный процесс не только на бумаге или электронном виде, но и в различных материалах, конструкциях и жидкостях. Но есть один минус: требуется значительное финансовое вложение, так как не все пользователи могут одновременно просматривать такой ресурс либо конструкцию, поэтому придется создавать отдельные подвиды ресурса, что увеличит затраты многократно.

5. Peerlearning как известно в каждом курсе есть необходимость создания дискуссий. В процессе дискуссии каждый из участников обучается или узнает для себя новую информацию. Роль обучения в этом процессе не заставляет людей прийти к одному мнению, мнений, как и решений, может быть множество, главное, чтобы люди услышали друг друга и взяли, что-то себе на заметку, а в последствие пришли к нужному финалу. Также плюсом может быть то, что общаясь, студенты могут решать задачи повышенной сложности, что один студент, даже самый креативный, не смог решить [1].

В России активная реализация МООК началась в конце 2013 года, но особую роль сыграл 2014 год, совершился прорыв в обучающих курсах, стали функционировать десятки различных курсов на русском языке. Но большинство из них не предназначены для реального выполнения, дело в том, что такие курсы составлены разработчиками для анализа данных, соотношения проблем и рисков обучения, благодаря таким курсам разработчики принимают более выгодные позиции в отношение онлайн образования, без потери любых критериев оценки знаний.

Стремительный рост популярности MOOК в последнее время может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, осознанием людьми ценности информации. Во-вторых, широкими возможностями доступа в Интернет. В-третьих, участие в MOOК позволяет получать знания, проверять их, а также консультироваться с преподавателем, не теряя времени. Нет необходимости уезжать в другой город или даже другую страну, для доступа к знаниям необходимо лишь желание учиться и устройство с доступом в Интернет.Обычно образовательная модель открытых онлайн-курсов строится по следующей схеме:

  1. Обучающиеся просматривают лекции на сайте.
  2. Самостоятельно выполняют задания, при этом пользуются различными интернет ресурсами.
  3. Отправляют решенные задачи на E-mail адрес к преподавателю [2, 3].

Внедрение передовых образовательных технологий при создании курса, обширное применение ИКТ, внедрение способов технологии становления критического мышления, обращение к проектной технологии, готовит процесс изучения личностно и деятельно нацеленным, студент действительно становится функциональным субъектом образовательного процесса. У обучающихся возникает шанс получить доступ к передовому образованию, вероятность поучиться у наилучших педагогов в различных институтах мира. Курсы на иностранных языках, непременно, содействуют их неформальному изучению. При формировании портфолио обучающегося сохраняются выполненные задания, отзывы и характеристика, возникает вероятность развития предстоящей научной и образовательной линии движения к трудоустройству [4, 5, 6].

Проведение курса в Интернете требует организационной и технической подготовки. Организационная подготовка, заключается в том, чтобы четко проработать материал курса, виды и формы его подачи, разработать контрольные задания, установить сроки для их выполнения, определить критерии оценки достижений слушателей и т.д. Вместе с тем, существует и техническая составляющая, которая заключается в выборе технологий и ресурсов, с помощью которых образовательный контент будет доводиться до слушателей, а также в реализации механизмов проверки тестовых заданий и т. д. Ваш выбор в ресурсах не ограничен, вы сами выбираете, как задать вопрос (для преподавателя) и как на него ответить (для обучающегося).

Массовые открытые онлайн-курсы, безусловно, имеют много важных положительных свойств. Они направлены на формирование у людей самостоятельности в обучении, на образование без временных рамок, возможность учиться в течение всей жизни, имеется гибкая организация обучения, ведь именно вы будете решать, где, когда и какой курс вам просматривать и выполнять, все зависит только от вас. Нет никакой необходимости терять время на посещение учебных заведений. Обучающийся сам выбирает, по какому курсу он бы хотел получить новые знания. Есть свободная минутка, зайдите на E-mail, перейдите в раздел сообщения и вот вы уже сидите на лекции по педагогике, либо термодинамике. Устали, ну тогда сохраните свои наработки и занимайтесь своими делами дальше.

Но, тем не менее, существует один значительный минус. Не все университеты, а так же и школы могу перейти от обычного образования на онлайн обучение. Связано это с тем, что такое образование в России не имеет сертификатов, нет знака качества, а значит и нет потребности в таком образование, другими словами пройдя данные курсы вы все равно не получите сертификат об образовании, который в последствие можно предъявить для получения работы (если требуется). Важно понимать, что онлайн курсы слабо развиты в нашей стране, им предрекают альтернативу всему существующему образованию, замену стандартной процедур обучения, но мы не готовы к этому, недостаток времени и отсутствие правильно подобранных курсов, не дает нам сконцентрироваться и вложить свои знания и умения в русло альтернативного обучения [7].

Образование в России постепенно переходит из традиционного вида обучения к онлайн- образованию. Процесс будет долгим, но когда-нибудь мы увидим слияния этих форм обучения в одну. Появятся свои «плюсы» и «минусы». И тогда мы точно будем знать, в каком направлении нам нужен будет МООК.


Библиографический список
  1. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 148-155.
  2. Варфоломеева Т.Н. Электронный курс как носитель содержания образования // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16764 (дата обращения: 07.11.2016).
  3. Ефимова И.Ю., Бритикова В.С. Использование информационных технологий в образовании: перспектива дальнейшего развития // Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 203-208.
  4. Котельникова Е.Н., Варфоломеева Т.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как инновационная тенденция в образовании // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15043 (дата обращения: 01.06.2016).
  5. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 3(28). – С. 55-58.
  6. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. – С. 347-350.
  7. Ширшова Л. E-learning в России: образовательный пейзаж / Л. Ширшова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newtonew.com/overview/e-learning-v-rossii-obrazovatelnyj-pejzazh.


Все статьи автора «Землянский Илья Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: