УДК 004.4.24

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА TIN CAN API

Гараев Иван Михайлович
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
студент 5-го курса

Аннотация
Статья посвящена вопросам стандартизации электронного обучения, определено свойство интероперабельность, выделены преимущества стандарта Tin Can API, описаны требования к электронному курсу согласно Tin Can API. Автором проведен обзор программных средств разработки электронных курсов, определены возможности программы iSpring, поддерживающий стандарт Tin Can API.

Ключевые слова: интероперабельность, мобильное обучение, программные средства, система управления обучением, стандарт электронного обучения, электронное обучение, электронный курс


DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COURSE ACCORDING TO REQUIREMENTS OF THE TIN CAN API STANDARD

Garaev Ivan Mikhaylovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student of the 5th course

Abstract
Article is devoted to questions of standardization of electronic training, property interoperability is determined, Tin Can API standard benefits are allocated, and requirements to an electronic rate according to Tin Can API are described. The author carried out the overview of software of development of electronic rates, possibilities of the iSpring program, the supporting Tin Can API standard are determined.

Keywords: e-learning, e-learning course authoring software, e-learning standard, informal learning, interoperability, learning management system, mobile learning, SCORM, Tin Can API


Библиографическая ссылка на статью:
Гараев И.М. Разработка электронного курса в соответствии с требованиями стандарта Tin Can API // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6652 (дата обращения: 14.07.2023).

В современном обществе с развитием информационной культуры, знания быстро становятся анахроническими, однако переподготовка кадров и повышение квалификации в производственной деятельности предпочтительно должна проводиться непрерывно, поэтому все более актуальным становится использование технологий электронного обучения.

Платформы электронного обучения первого поколения, впервые были представлены в 1993 году [6]. В этих системах использовали внутренние форматы для непосредственного управления курсами. Как правило, между курсами и системами существовало взаимно очевидное соответствие при очень локализированных возможностях контроля пользователей. При создании данных систем стали приоритетными следующие свойства:

  • переносимость приложений;
  • масштабируемость;
  • интероперабельность[1].

В последнее время особое внимание уделяется третьему свойству систем – интероперабельности. Вопросы обеспечения интероперабельности различных систем рассматривались в работах зарубежных авторов К. Blind, G. Booch, Corey D. Schou, К. Jakobs, A. Tolk, также российских ученых B.K. Батоврина, A.B. Бойченко, M. Ю. Брауде-Золотарева, Ю.В. Гуляева, Е.Е. Журавлева [2]. Основная цель обеспечения интероперабельности несогласованных образовательных систем определяется созданием открытой образовательной среды, содержащей множество стандартизованных компонентов, способных гибко конфигурироваться и функционировать между собой.

Согласно ISO/IEC 24765:2008 «Systemsand Software Engineering Vocabulary» [3] интероперабельность означает: «способность двух или более систем, или компонентов обмениваться информацией и использовать эту информацию». В процессе реализации электронного обучения порой возникает необходимость смены системы управления обучением (LMS), зачастую существующие электронные курсы не удовлетворяют свойству интероперабельности, что влечет за собой отсутствие возможности автоматического переноса учебного контента, а значит, в новой системе электронного обучения, курс создается заново. Для разрешения проблемы интероперабельности предложено использование международных стандартов в области электронного обучения.

Среди зарубежных организаций, разрабатывающих стандарты и спецификации в сфере ЭО, можно выделить:

ADL/SCORM (http://www.adlnet.gov) – отдел законодательной инициативы современного распределенного обучения (США), разрабатывает и поддерживает модель обеспечения интероперабельности и многократного использования обучающего контента.

AICC (http://www.aicc.org/) – международный комитет по компьютерному обучению в авиационной промышленности. Занимается разработкой архитектуры технологических систем в образовании.

IMS (http://www.imsglobal.org) – международный консорциум промышленных и академических организаций. Занимается разработкой архитектуры образовательных систем, а также комплекса стандартов на электронное обучение.

IEEE-LTSC (http://ieeeltsc.org/) – комитет IEEE по стандартизации учебных технологий. Разрабатывает стандарты на учебные материалы и метаданные (LOM), а также компьютерные системы обучения (CMI).

CEN/ISSS WS-LT (https://www.cen.eu/cen/Sectors/Sectors/ISSS/) – Европейский комитет по стандартизации. Консорциум по технологиям в области обучения.

Широкое распространение в области электронного обучения получил международный стандарт SCORM. Основные классификации SCORM были заложены в конце 90-х гг., но за последующее 10-летие рынок IT-технологий изменился[8]. Появились планшеты, смартфоны габаритных размеров, в результате появилось направление mobile learning, а вместе с ним и HTML5 publishing для возможности представления материалов обучения на различных устройствах. В процессе революционных изменений в области IT- технологий появились новые тренды электронного обучения: смешанное обучение, социальное обучение, неформальное обучение, геймификация. Возникла необходимость создания нового стандарта – появился стандарт Tin Can API (Experience). В основу Tin Can входит хранилище LRS (Learning Record Store), которое собирает результаты активности учащегося с нескольких платформ, агрегирует у себя и выгружает в нужную платформу (Рисунок 1).


Рисунок 1. – Схема работы SCORM и Tin Can API

Чтобы в полной мере определить необходимость использования стандарта Tin Can API его сравнили с действующим и самым популярным на сегодняшний день стандартом SCORM (Таблица 1).

Таблица 1 – Сравнение возможностей SCORM и Tin Can API

Возможности

SCORM Tin Can

Отслеживание завершения обучающего цикла

+ +

Отслеживание сдал/провалил

+ +

Отслеживание времени

+ +

Отчет по одному показателю, баллу

+ +

Отчет по множественным показателям, баллам

  +

Детализированные результаты тестов

  +

Нет необходимости в интернет браузере

  +

Нет необходимости в LMS

  +

Надежная система безопасности

  +

Обеспечение полного контроля над своим контентом

  +

Отсутствие междоменных ограничений

  +

Игровая активность

  +

Переход между платформами

  +

Использование мобильных приложений для обучения

  +

Симуляции

  +

Адаптивное обучение

  +

Живая активность

  +

Обучение в режиме оффлайн

  +

Неформальное обучение

  +

Смешанное обучение

  +

Долгосрочное обучение

  +

Исходя из данных, приведённых в таблице можно предположить, что Tin Can API позволяет учитывать виды учебной активности, недоступные в SCORM:

  • игры;
  • мобильное обучение;
  • неформальное обучение;
  • симуляции;
  • действия учащихся в реальном мире [4].

В настоящее время SCORM все еще актуален, однако его последнее обновление произошло в марте 2009 года. Tin Can предусматривает переход на новую спецификацию с сохранением всех предыдущих материалов и разработок. Однако на сегодняшний день, несмотря на выявленные преимущества данного стандарта, отсутствуют методические разработки по созданию электронных курсов в соответствии с требованиями данного стандарта.

Электронный учебный курс (ЭУК) – это образовательное электронное издание или ресурс, созданный с целью поддержки учебного процесса в учреждениях профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, также ориентированный на непрерывное обучение [7].

Выделяются основные этапы создания электронного учебного курса:

1. Определение целей и задач создания курса с учетом особенностей целевой группы.

2. Написание педагогического сценария курса (определение объема составление содержания учебной дисциплины, обработка учебных материалов, подготовка сценариев структур курса и т.п.).

3. Оформление курса с использованием инструментальных программных комплексов.

4. Оценка качества разработанного электронного курса.

5. Апробация созданного электронного курса в процесс обучения.

Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы обучающийся мог представить результаты обучения, соотносимые с объемом требований ФГОС. От того насколько точно поставлены цели и приведены результаты обучения зависит разработка качественного курса.

При разработке структуры и содержания ЭУК необходимо учесть следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности в педагогике: осуществляется с помощью постановки цели обучения и разработки содержания образовательной деятельности, в основе чего лежит группа дидактических подходов: системный, синергетический, проблемный, алгоритмический, программированный, проектный, эвристический, компетентностный и т.д.
  2. Принцип модульности: деление материала на разделы, минимальные по объему, но замкнутые по содержанию (Рисунок 2).


    Рисунок 2. – Структуризация учебного материала

  3. Принцип независимости: каждый модуль должен иметь следующие составляющие: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории и примеры. Целесообразно давать исторические объяснения либо хронологическую картину становления конкретного направления [5].

    Современные авторские программы позволяют разрабатывать ЭУК из различных мультимедиа компонентов. Существует множество разнообразных программных продуктов, но поддерживающих стандарт Tin Can API несколько:

  4. Принцип наглядности: каждый модуль должен быть оснащен достаточным иллюстративным материалом. При отборе и подготовке иллюстраций необходимо выбирать те, которые выполняют не рекламную или развлекательную роль, а обучающую функцию. Максимальное использование иллюстраций нужно в местах, трудных для понимания учебного материала; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего повторения всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так и электронного (гипертекста) [6].
  • Adobe Captivate 9 (www.adobe.com/ru/products/captivate.ru) — продукт компании ADOBE Systems Inc. Позволяет разрабатывать электронные курсы, в том числе и для всех типов мобильных устройств.
  • iSpring Suite 8.5 (www.ispring.ru) — русскоязычный инструмент разработки электронных курсов. Программа конвертирует PowerPoint – презентации в целостные учебные курсы, интегрируемые в любую совместимую систему дистанционного обучения. Включает в себя 3 модуля, которые вместе позволяют создавать полнофункциональные электронные курсы.
  • eAuthor CBT 3.5 (hypermethod.ru/product/2.ru) — русскоязычная разработка компании ГиперМетод.

В рамках исследования был проведен анализ данных программных продуктов по следующим критериям: свойства программного продукта; внешний вид программы; функциональность; предварительный просмотр курса (Таблица 2).

Таблица 2. – Сравнение программных продуктов совместимых с TinCanAPI

authoring packages

Цена

Функциональность

внешний вид

предпросмотр

сумма

eAuthor CBT

7

8

7

7

27

Adobe Captivate

9

6

7

8

30

iSpring Suite

8

8

10

9

35

В программном продукте iSpring Suite v8.5 был реализован фрагмент курса «Международные стандарты электронного обучения» по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» который соответствует требованиям стандарта Tin Can API, данная работа характеризуется, как реализация этапа оформления курса с использованием инструментальных программных комплексов.

Использование в учебном процессе новых информационных и коммуникативных технологий позволяет создать полноценные условия для изучения и получения новых знаний, закономерностей и концепций.

Представленный русскоязычный инструмент разработки электронных курсов iSpring Suite, совместимый с международным стандартом Tin Can API, является дополнением к традиционному обучению, реализует смешанное обучение, а также учитывает специфику электронного обучения.

На наш взгляд, современные тенденции в области развития и применения мобильных устройств пользователями (главным образом, учащихся) требует изменений в подходах электронного и смешанного обучения, а именно, возникает необходимость реализации стандартов, позволяющих не просто проводить обучение на базе он-лайн электронных курсов, но предоставлять возможность обучаться без доступа в интернет, сохраняя при этом всю деятельность учащихся, каковым и является стандарт Tin Can API.


Библиографический список
  1. В. К. Батоврин, Ю. В. Гуляев, Олейников А.Я. Обеспечение интероперабельности – основная тенденция в развитии открытых систем // М.:РАН, Информационные технологии и вычислительные системы. 2009. № 5. С. 7-15
  2. Рубан К.А. Обеспечение интероперабельности системы электронного обучения вуза (на примере Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова) // Информатизация образования и науки. 2013. № 3. С. 177-184.
  3. ISO/IEC 24765:2008 «Systems and Software Engineering Vocabulary» // International Organization for Standardization. [Электронный ресурс] — Режим доступаURL: http://www.iso.org/iso/catalogue_detail.htm?csnumber=50518 10 (дата обращения: 21.12.2016).
  4. Компания «ГиперМетод» // eAuthor CBT – конструктор электронных учебных курсов, тренингов и упражнений [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://hypermethod.ru/product/2/10 (дата обращения: 22.12.2016).
  5. Карманова Е.В. Опыт организации системы дистанционного обучения в вузе /Е.В. Карманова//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов 4 всерос. науч. практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Екатеринбург, 26-27 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 240-243.
  6. Чистяков Д.А. К вопросу о реализации электронного обучения средствами Microsoft Sharepoint /Д.А. Чистяков, Л.В. Курзаева// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 147-153
  7. Жадобина Е.В. Проблема реализации принципа интерактивности в электронном обучении / Е.В. Жадобина, Е.В. Карманова // Международная науч.-практич. конф. «Эффективные инструменты современных наук» – Прага, 2013. – Том 25.- С. 32-34.
  8. Карманова, Е.В. Технология разработки электронных курсов стандарта SCORM на основе SCO’S объектов / Е.В. Карманова //   Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине Сборник научных трудов III Международной научной конференции: в 2 частях. Под ред.акцией: О.Г. Берестневой, О.М. Гергет, Т.А. Гладковой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2016. С. 357-359.


Все статьи автора «Гараев Иван Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: