УДК 004.4.24

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

Гараев Иван Михайлович1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», студент 5 курса
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Статья посвящена вопросам реализации смешанной модели обучения «flipped-classroom» или «перевернутый класс», выделены преимущества и структурные особенности технологии «перевернутый класс», рассмотрен процесс ее организации, проведен обзор сервисов и приложений WEB 2.0, предназначенных для поддержки интерактивности и разработки дополнительных обучающих или контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: видеолекция, индивидуализация обучения, интерактивность, информационные технологии, перевернутый класс, сервисы Web 2.0., скринкаст, смешанное обучение, тьютер


STRUCTURAL FEATURES AND RECOMMENDATIONS ABOUT USE OF THE MIXED MODEL OF TRAINING «FLIPPED-CLASSROOM»

Garaev Ivan Mikhaylovich1, Varfolomeyeva Tatyana Nikolaevna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Associate Professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
Article is devoted to questions of implementation of the mixed model of training «flipped-classroom», benefits and structural features of «the turned class» technology are allocated, process of its organization is considered, the overview of the services and the Web 2.0 applications intended for support of interactivity and development of the additional training or control and measuring materials is carried out.

Keywords: blended learning, flipped-classroom, information technologies, interactivity, screencast, training individualization, tyyuter, video lecture, Web 2.0 services


Библиографическая ссылка на статью:
Гараев И.М., Варфоломеева Т.Н. Структурные особенности и рекомендации по использованию смешанной модели обучения «Перевернутый класс» // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6731 (дата обращения: 14.07.2023).

В связи с увеличением информационного сектора на международном рынке труда, необходимо готовить специалистов, которые будут приспособлены к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. ФГОС требует активных деятельностных технологий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.

В последнее время модель «flipped-classroom» или «перевернутый класс» вызывает большой интерес у российских педагогов, хотя за рубежом она популярна уже более 10 лет. Модель возникла в следствии активного развития дистанционных образовательных технологий, которые стали возможными в результате свободного и массового доступа к сети интернет. Сегодня общество трезво оценивает возможности дистанционных технологий, а в педагогических кругах активно ведутся дискуссии по поводу смешанной формы обучения.

Смешанное обучение (blended learning), предоставляет возможность внедрения новых технологий в учебный процесс, не отрицая проверенных традиционных методов обучения, с помощью данных технологий процесс обучения становится более эффективным и продуктивным, повышается интерес обучаемых к процессу освоения материала и формирования профессиональных компетенций (рис. 1).

Рисунок 1 – Структура смешанного обучения

«Flipped-classroom» или «перевернутый класс» является разновидностью смешанного обучения, оно стремится перестроить традиционный сценарий обучения и изменить смысл работы в классе и домашней работы.

Аналитики центра исследований института образования высшей школы экономики опросили более 5 тысяч московских школьников от 16 до 18 лет, 70% опрошенных подростков, несмотря на запреты учителей, пользуются во время урока мобильными телефонами или другими гаджетами, если им нужно найти информацию по учебе, а 18% отметили, что им приходится использовать собственные девайсы, когда учителю нужно было помочь, быстро найти необходимую информацию [1].

Сегодня самой распространенной проблемой образования во всем мире является низкая мотивация к обучению или даже ее отсутствие. Педагог не может удержать внимание учеников и каждый день, стоя пред классом, понимает, нужно что-то менять и многое меняется уже сейчас. Модель «перевернутый класс» стремительными темпами завоевывает популярность в странах Европы и Америки. В 2009 году Салман Кхан создает видеоуроки по математике для своей племянницы, живущей в другом городе и выкладывает их в сеть, спустя время он замечает, что они начинают пользоваться популярностью у пользователей интернета. После спонсорской поддержки Билом Гейтсом ресурс превратился известную во всем мире Академию Хана.

Ресурс «KHAN AKADEMY» развивается в двух направлениях:

  • выпуск новых видеоуроков;
  • перевод видеоуроков на различные языки.

На сегодня в рунете совсем не мало аналогичных видеоресурсов, где можно как разместить свои видеоматериалы, так и найти что-то новое.

Рисунок 2 – Структура урока модели «перевернутый класс»

Так в чем же суть модели «перевернутый класс». Основатели модели предложили вкорне изменить структуру урока (рис. 2), изъяв из него основное: объяснение новой темы, с новым материалом ученики знакомятся дома при просмотре видеолекций, который подготовил или рекомендовал учитель, также учитель может рекомендовать другие источники и ресурсы для самостоятельного изучения нового материала, и выполнения несложных заданий на закрепление. К уроку ученики должны подготовить вопросы, которые остались непонятными или заинтересовали их после знакомства с материалом. Таким образом, «перевернутый» урок инвертирует традиционные методы преподавания, а его реализация основывается на базовом принципе: непосредственное обучение проводится вне класса, а практика и применение осуществляется в классе.

Таким образом, задания, требующие более сложной когнитивной деятельности, выполняются под руководством преподавателя. На уроке преподаватель должен организовать активную практическую деятельность учеников, это могут быть содержательные дискуссии, обсуждение заданий, тренировочные упражнения, проверяющие степень усвоения изученного материала.

Ценность модели «перевернутый класс» для преподавателя заключается в возможности использовать учебное время для групповой работы, где ученики могут сотрудничать и взаимодействовать между собой в практической деятельности, появляется время для организации той самой индивидуальной траектории обучения с учетом потребностей отдельных учеников. Ценность модели «перевернутый класс» для учеников в том, что у них возникает степень ответственности за свое обучение, повышается мотивация, стимулируется развитие личностных характеристик и метапредметных навыков.

Реализация данной модели вызывает много вопросов, связанных с построением «перевернутого» урока, оцениванием и мотивацией учащихся. Переход к «flipped-classroom» выполняется постепенно, не рекомендуется сразу перестраивать всю классно-урочную систему обучения, на это уходит значительное количество времени. Отправной точкой служит, учебная работа с учениками, которая ведется посредством сервисов web 2.0:

  • планировщики (Google блокнот, Padlet);
  • интерактивные онлайн доски (Stickr, Primary Paint);
  • средства визуализации информации (Bubbl.us, Сacoo);
  • сервисы для создания и редактирования презентаций (Empress, Emaze, Edcanvas);
  • интерактивные средства формирующего оценивания (организация вопросов QuizSnack).

В дальнейшем реализуются дистанционные консультации, с применением полнофункциональных систем организации вебинаров (Buzzumi, AnyMeeting), запись и размещение видеолекций (Capzles, Taggstar). Перевёрнутому обучению способствуют следующие сдерживающие факторы:

  • пассивность учащихся и студентов;
  • отсутствие инициативы и желания в самостоятельной деятельности [2].

Дефицит инструментария (методов, форм и инструментов обучения), способствующий реализации конструктивистского подхода, является одной из основных причин, по которой большая часть педагогов применяет традиционную форму обучения.

Для эффективной реализации перевернутого обучения используется определенный цикл:

  • обучающее видео;
  • работа в классе с использованием интерактивной формы обучения;
  • наблюдение – обратная связь – оценка [2].

Каждый этап требует создания дополнительных обучающих ресурсов или контрольно-измерительных материалов.

При подготовке видеоразработок преподавателю следует учитывать следующие особенности: продолжительность видео должна составлять 5-7 минут [3]; в видео должна быть трактовка одного или нескольких вопросов/аспектов; видеопояснения наполняются интерактивностью.

На данный момент разработано достаточное количество программ для создания скринкастов:

  • BlueBerry FlashBack – профессиональное программное обеспечение для записи изображения экрана с мощными функциями редактирования.
  • Rylstim – приложение, с возможностью записи изображения с экрана компьютера (минималистичный интерфейс).
  • Screencast-O-Matic – сервис для видеозахвата содержимого экрана.

Преподаватель (или учащийся) может создавать практическое руководство, игровую симуляцию или викторину для освоения конкретного материала, используя дидактические материалы:

  • Branch Track (branchtrack.com) – бесплатный web-сервис для разработки компьютерных симуляций диалогов с использованием ветвления.
  • JeopardyLabs (www.jeopardylabs.com) – web-сервис для генерации тематических викторин.
  • LearningApps (learningapps.org) – бесплатный web-сервис для
    создания интерактивных учебно-методических пособий по определенным предметам [4].
  • ProProfs (proprofs.com) – портал, обеспечивающий создание дидактических материалов в игровой форме.
  • Zondle (zondle.com) – образовательный сайт предлагает создание дидактических игр по шаблонам.
  • Create WebQuest (createwebquest.com) – создание и публикация web-квестов.
  • Фабрика кроссвордов (puzzlecup.com) – генератор кроссвордов.

Не так давно были разработаны веб-приложения, которые позволяют использовать контрольные вопросы в видеоматериалах, реализуя интерактивность в процессе обучения:

  • Zaption (zaption.com) – web-конструктор, который позволяет создавать интерактивные видеозаписи, обладает интуитивно понятным интерфейсом, а пользовательская функция Jump реализует покадровое редактирование.
  • Edpuzzle (edpuzzle.com) – web-сервис, позволяющий монтировать видео, добавлять голосовые комментарии и вопросы по пройденному материалу, способен анализировать полученные результаты учащихся, имеется связь с базами учебных видео YouTube, KhanAcademy, LearnZillion.
  • Educreations (educreations.com) – web-сервис, в котором виртуальная записываемая интерактивная доска, сочетается с инструментами для скринкаста. Видео, хранится на отдельном аккаунте.

Рассмотрим процесс создания таких видеоуроков более подробно на примере:

  1. Отбор материала, который в дальнейшем будет представлен в фильме, содержание определяет «тематику» обучающего видео.
  2. Создание презентации, которая определяет творческий проект.
  3. Синхронизация программ: «MicrosoftPowerPoint» и «Screencast-O-Matic», запись фильма осуществляется следующим образом: запускается программа «Screencast-O-Matic», затем осуществляется показ слайдов презентации.

Во время демонстрации слайдов автор комментирует и поясняет содержание. Закончилась презентация – запись видео остановилась. Интерфейс приложения предлагает сохранить видео на компьютер или опубликовать в сети «YouTube». Для пользования готовым продуктом, необходимо иметь:

  1. образовательный сайт или блог преподавателя, на платформе которых размещаются учебные видео;
  2. средство уведомления обучающихся о размещении нового задания (постоянная публикация домашних заданий в электронном дневнике «Дневник.ру» или в социальных сетях, например, «ВКонтакте»);
  3. указание по эксплуатации интерактивных материалов;
  4. связь с родителями, инструктаж при работе с видео дома;
  5. обратная связь, обучающиеся имеют возможность общаться с преподавателем онлайн.

Ученики играют роль активных участников процесса обучения, опираясь на знания, полученных ещё до урока. У преподавателя появляется время для контакта с обучающимися. Можно акцентировать свое внимание на «проблемных» учениках, которые испытывают трудности при выполнении домашней работы. А учащиеся, которые имеют высокий уровень знаний и подготовки, имеют возможность учиться независимо от темпа одноклассников.

Подводя итоги, следует отметить, что использование модели «flipped-classroom» позволит преподавателю сформировать обучение в соответствии с требованиями ФГОС [5], совершенствовать навыки использования информационных технологий в области педагогики, повышать собственную степень методической подготовки.


Библиографический список
  1. Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0. в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко // Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 55 с.
  2. Мастерская Марии Курвитс – [Электронный ресурс]. URL: http://www.marinakurvits.com/2014/02/blog-post.html – Режим доступа:  (дата обращения: 27.12.2016).
  3. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. / И.Я. Ланина – М.: Просвещение, 2009.-24с
  4. Веб-сервис learningapps.org. – [Электронный ресурс]. URL: http://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=160520 – Режим доступа: (дата обращения: 8.01.2017);
  5. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии – [Электронный ресурс] URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm Режим доступа: (дата обращения 20.12.2016)


Все статьи автора «Гараев Иван Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: