УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Митичева Татьяна Ивановна1, Сухов Павел Павлович2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический факультет
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студент 5 курса, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В данной статье изучены особенности агрессивного поведения подростков во взаимодействии со сверстниками. Проведено экспериментальное исследование по выявлению подростков, склонных и проявляющих различные варианты агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивные проявления, подростки, психологическая характеристика подростков агрессивного поведения, федеральный государственный образовательный стандарт


FEATURES OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN INTERACTION WITH THEIR PEERS

Miticheva Tatyana Ivanovna1, Sukhov Pavel Pavlovich2
1National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Ph.D., Associate Professor, Department of General Education and Vocational Education Pedagogy, Faculty of Psychology and Education
2National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, 5th year student, psycho-pedagogical faculty

Abstract
In this article the peculiarities of aggressive behavior of adolescents in interaction with their peers. Experimental study on the identification of adolescents likely and showing different variants of aggressive behavior.

Keywords: aggressive behavior, federal state educational standard, psychological characteristics of adolescent aggressive behavior, teenagers, the manifestations of aggression


Библиографическая ссылка на статью:
Митичева Т.И., Сухов П.П. Особенности агрессивного поведения подростков во взаимодействии со сверстниками // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6746 (дата обращения: 16.07.2023).

Одной из важнейших проблем современности психологами отмечается вопрос явного проявления агрессивного поведения у подростков. Это связано, прежде всего, с ростом количества агрессивных и насильственных действий в подростковой среде. За последнее время на экранах телевидения и СМИ постоянно появляются сцены агрессии со стороны подростков по отношению к друг к другу, и это на наш взгляд, связано со многими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в обществе.

Новые требования, заложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах, переориентируют работу специалистов в совершенно другом направлении. Необходимо изменить профилактические подходы в работе педагогов-психологов по снижению уровня агрессии у подростков.

Авторами научных изысканий, занимающихся вопросом агрессии подростков, были обозначены, на наш взгляд, сложные и неоднозначные вопросы исследования. Многочисленные изыскания ученых свидетельствуют о сложности и многоаспектности изучаемого нами вопроса. Основываясь на последние данные исследований, нами отмечается, что в данной области имеется еще ряд новых, неразрешенных вопросов.

В современных научных изысканиях уделяется значительное внимание вопросам агрессивного поведения подростков, всесторонне изучаются причины качественного и количественного увеличения агрессивных проявлений в поведении подрастающего поколения и это связывает их быстро изменяющимися экономическими условиями и кризисами в стране, с потерей нравственных ценностей, с резким снижением воспитательного потенциала семьи, со спецификой подросткового возраста.

Психологи в своей работе используют имеющиеся практические наработки, многочисленные методики и технологии профилактической работы с агрессивными подростками [3; с.141]. Однако, здесь нужно отметить тот факт, что существует определенный дефицит современных разработок профилактических технологий в работе с данной категорией подростков.

Именно этот вопрос и стал объектом нашего изучения.

Свое исследование мы начали с рассмотрения особенностей агрессивного поведения подростков на основании изучения различных источников литературы.

Личностные характеристики большинства подростков с агрессивной формой поведения показывают, что у них можно выделить ряд общих черт. Как правило они обладают такими чертами, как низкий интеллектуальный уровень развития, бедность ценностных ориентаций, выборочность и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений, они подражают своим кумирам, наблюдается повышенная внушаемость, недоразвитость нравственных представлений. В том числе можно отметить, что они часто проявляют грубость по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, и не умеют находить адекватное решение из конфликтных ситуаций, и в качестве защитного механизма часто проявляют агрессивные действия [4; с.86]. Наряду с этим в данной группе подростков можно выделить и таких детей, у которых также есть агрессивные проявления, но их еще характеризуют, как очень умных и всесторонне развитых, в том числе и социально адаптируемые в окружающем их мире. Для них проявление агрессивности есть ничто иное, как определенная демонстрация взрослости и самостоятельности, и попытка поднять свой престиж.

Если давать характеристику данного возраста с точки зрения психологических особенностей, то необходимо отметить, что в данный период происходят различные перестройки организма, гормональные изменения и проходят кризисы в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. С одной стороны, подросток является еще ребенком, с другой стороны, он уже читает себя взрослым и пытается занять эту нишу. И именно в этот период развития у него начинает формироваться самосознание.

Л.Г. Кулагин связывает проявления агрессивного поведения подростков с тем, какие трудности в социальной адаптации испытывал подросток в условиях подростковой группы [1; с.161]. Как правило, он выделяет, что такие подростки не умеют выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками и контролировать свое нормативное поведение, связывая все это проявление с их характерными чертами характера и личностными особенностями.

И. Лалаянц, наоборот, отмечает, что агрессивное проявление подростков связано с их поведением в семье [2; с.18-19]. Исходя из этого, она дает рекомендации, направленные на повышение психологической грамотности родителей в плане работы с агрессией подростка. С этой целью необходимо проводить обучение родителей современным приемам снижения агрессивного поведения подростков и использовать в работе с ними такие формы, как проведение совместной деятельности с детьми, семейных обсуждений.

Далее мы провели экспериментальное исследование на базе МБОУ СОШ № 3 г. Арзамаса Нижегородской области. В качестве объекта исследования были выступили ученики 8-9 классов, принявшие участие в начальном констатирующем эксперименте. Состав подростков, принимавших участие в данном исследовании, неоднороден по возрасту, полу, физическому, психическому развитию, это подростки в количестве 24 человек, в возрасте 14-15 лет, из них 14 мальчиков и 10 девочек. В экспериментальную и контрольную группу мы включили по 12 человек из двух классов.

Предметом исследования является
психолого-педагогическая профилактика агрессивных проявлений у подростков. С целью решения поставленных задач исследования были использованы следующие методики: Опросник агрессивности (А. Басс-А. Дарки), проводимый с целью изучение определенных параметров агрессивного поведения; «Методика диагностики склонности к агрессивному поведению» (Р.В. Овчарова), направленная на выявление предрасположенности и готовности участников эксперимента к агрессивному поведению; Проективная методика «Несуществующее животное» (М. Дукаревич) для определения наличия или отсутствия агрессивных намерений участников опытно-экспериментального исследования.

Опросник агрессивности (А. Басс- А. Дарки) проводился с учащимися, которым предлагалось ответить на предлагаемые вопросы.

Полученные результаты ответов нами показаны на рисунке 1.


Рис. 1. Уровень выраженности форм агрессивного поведения подростков экспериментальной группы (первичная диагностика)

Проанализировав данные, представленные на рисунке 1, можно утверждать, что у участников исследования выявлены такие формы агрессии, как физическая и вербальная.

По параметру «физическая агрессия» средний показатель составил 7,9. Выше нормы агрессивности у 70% (17 человек) испытуемых, особенно ярко физическая агрессия проявляется в поведении у 8% (5 человек) участников.

По параметру «раздражительность» средний показатель – 7,5. Выше нормы выявлен у 50% (12 человек), равен норме агрессивности у 40% (10 человек) от общего количества испытуемых.

По параметру «вербальная агрессия» средний показатель составляет 8,7. Выше нормы выявлен у 60% (14 человек) участников, соответствует норме у 20% (5 человек) от общего количества испытуемых, очень высокий уровень вербальной агрессии выявлен у 20% (5 человек) участников.

По параметру «косвенная агрессия» средний показатель составляет 6,2. Выше нормы выявлен у 70% (17 человек) участников, соответствует норме у 30% (7 человек) от общего количества испытуемых.

По параметру «негативизм» средний показатель составил 3,7. Выше нормы выявлен у 50% (12 человек) участников, соответствует норме у 30% (7 человек) от общего количества испытуемых, у 20% (5 человек) участников очень высокий уровень негативизма.

По параметру «чувство вины» средний показатель составил 7,2. Выше нормы у 30% (7 человек) участников, соответствует норме у 50% (12 человек) от общего количества испытуемых, очень высокие показатели по данному параметру имеют.

По параметру «обида» средний показатель составил 6,2. Выше нормы у 30% (7 человек) участников, соответствует норме у 40% (10 человек) от общего числа испытуемых, еще 30% участников имеют очень высокие показатели по данному параметру.

По параметру «подозрительность» средний показатель составил 7,5. Выше нормы у 70% (17 человек) от общего числа испытуемых, среди которых 16% (4 человек) с очень высокими показателями по данному параметру.

Индекс враждебности складывался по двум шкалам: обида и подозрительность. Норма в проявлении враждебности находится в пределах 1-8. Враждебность выше нормы выявлена у 80% (19 человек) подростков, среди них 8 участников с максимально высоким уровнем враждебности. Выше верхней границы нормы выявлена враждебность у 20% (5 человек) испытуемых.

При проведении «Методики диагностики склонности к агрессивному поведению» (Р.В. Овчарова) учащимся было предложено внимательно прочитать высказывания-утверждения на бланке и выбрать ответ при согласии с утверждением.

Данные по данной методике, их соотношение склонности к агрессивному поведению и волевого контроля эмоциональных реакций подростков экспериментальной группы в графическом виде отражены нами на рисунке 2.


Рис. 2. Уровень риска агрессивного поведения участников экспериментальной группы (первичная диагностика)

Показанные на рисунке 2 данные, позволяет нам констатировать тот факт, что высокий уровень предрасположенности к агрессивности в поведении различных видов и содержания выявлен у 5 участников (что составляет 40% от выборки).

Низкий волевой контроль эмоциональных реакций продемонстрировали 12 участников (что составляет 50% от выборки). Исходя из этого, можно утверждать, что данная психодиагностическая методика оказала содействие в выявлении группы подростков, склонных и проявляющих различные варианты агрессивного поведения.

Третья методика, которая была проведена, это проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное».

В графическом виде результаты группы по проективной методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» нами представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Уровень агрессивных проявлений экспериментальной группы по методике «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)

Отраженные на рисунке 3 полученные данные позволяет нам утверждать, что 5 участников (что составляет 42% экспериментальной группы) через рисунок демонстрируют признаки очень высокой агрессивности, еще 5 участников (что составляет 42% экспериментальной группы) демонстрируют уровень агрессивности выше среднего и только у 2 участников (что оставляет 16% экспериментальной группы) признаков агрессивности в рисунке не выявлено. Следовательно, методика М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного» окончательно подтвердила показатели двух предыдущих методик.

Необходимо отметить, что полученные данные проведенного диагностического исследования доказывают, что 20 участников (что составляет 84% от общего количества участников констатирующего эксперимента) по всем проанализированным показателям демонстрируют ярко выраженные агрессивные проявления в своем поведении и нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов общеобразовательных учреждений. Для этого, на наш взгляд, нужно не только разработать программу психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков со сверстниками, но и апробировать ее в дальнейшем, что мы и планируем сделать в перспективе.


Библиографический список
  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464 с.
  2. Лалаянц И. Укрощение агрессии – возможно: Советы родителям // Семья и школа. – 2008. – №9. – с. 18-19.
  3. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков. // Воспитание детей с отклонениями в развитии. – 2009. – № 5. – с. 141-143.
  4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб.: Речь, 2006. –132с.


Все статьи автора «Митичева Татьяна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: