1.1. Обзор инновационных образовательных технологий в вузеСегодня можно выделить следующие возможности применения элементов интеррактивного обучения в учебном процессе:
- образовательные программы высшего профессионального образования реализующиеся:
- образовательные программы непрерывного образования:
- образовательные программы дополнительного профессионального образования:
- формирование института экспертов в области электронного обучения с выдачей соответствующих сертификатов;
- разработка ресурсной базы для обучение русскому языку как иностранному;
- корпоративного электронного обучения в организациях при предоставлении платформы электронного обучения и осуществлении технологической и методической поддержки.
Создание системы открытого образования, с точки зрения педагогической теории, предполагает повсеместное внедрение дистанционного обучения которое характеризуется:
- гибкостью организационных форм (индивидуализацией содержания образования, интенсификацией процесса обучения и обмена информацией)
- параллельностью (возможность совмещения обучения с работой или другим занятием);
- асинхронностью (временное, пространственное разделение субъектов образовательного процесса);
- доступностью (отсутствует возрастной ценз, стоимость обучения в вузах ДО ниже, чем в традиционном обучении, возможность обучаться жителям сел и районных городов, не меняя места проживания);
- модульностью (индивидуальное планирование процесса обучения);
Однако, при дистанционном обучении доступность обучения реализуется не в полной мере (существуют определенные требования по уровню образования).Самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Главное преимущество, вносимое информационными технологиями в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющее развивать активно-деятельностные формы обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие педагога и студентов между собой на расстоянии, однако предполагающее все необходимые в учебном процессе компоненты, но реализуемое специфичными средствами, прежде всего Интернет-технологий. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения, охватить большую аудиторию, повысить качество образовательного процесса, за счет большей информационной насыщенности и создания единой информационной среды.
Выделяются следующие основные формы дистанционного обучения: в онлайн и в оффлайн режимах.
Перспективным направлением дистанционного образования является применение вебинаров (онлайн-семинаров), – проведение онлайн или офлайн-встреч или презентаций через Internet, при этом участники присутствуют на семинаре удаленно посредством своих компьютеров или мобильных гаджетов. Чтобы участвовать в вебинаре, нужно просто перейти по ссылке URL (адрес сайта) в окне браузера, которая высылается заранее на электронную почту участника.
Основные виды вебинаров:
Информационный семинар – презентация потенциальным слушателям образовательного продукта для набора группы обучения.
Обучающие вебинары – семинары проводимые с использованием ИКТ для удаленной аудитории слушателей.
Тренинг (с практическими заданиями) – семинары которые проводят авторы уникальных методик и технологий. При проведении тренингов могут использоваться две платформы – для вебинаров и для организации контроля самостоятельной работы обучающихся.
Для участия в вебинаре необходимо следующее оборудование:
Персональный компьютер или ноутбук с выходом в Интернет.
Веб-камера. Можно использовать встроенную в ноутбук камеру или внешнюю камеру, подключаемую к компьютеру по USB.
Гарнитура или микрофон и звуковоспроизводящие устройства(наушники, звуковые колонки).
Программное обеспечение. На ПК пользователя – участника вебинара необходима установка плагина Adobe Flash Player последней версии, а также веб-браузера (рекомендуемые – Mozilla Firefox, Google Chrome).
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЕБИНАРА НА ПЛАТФОРМЕ MIND
2.1. Начало работы в системе
Вход в систему Mind осуществляется по адресу https://www.imind.ru.
Для входа в сервис нажмите на кнопку [Войти в сервис] (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Вход в систему
В открывшейся форме введите полученные регистрационные данные и установите флаг Запомнить (если хотите, чтобы последующие входы в систему осуществлялись автоматически). Для работы необходимо заранее получить Login&Password.
Нажмите на кнопку [Войти].
Для того чтобы выйти из системы, перейдите по ссылке [Выход] в верхнем правом углу главной страницы системы (рис. 2.3).
Сразу же после входа попадаем на главную страницу системы (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Главная страница системы
2.2. Основные аспекты при подготовке и проведении вебинара
Информирование участников вебинара.
Предварительное оповещение о предстоящем вебинаре позволяет привлечь внимание к участию в нем студентов, обеспечить посещаемость. Содержание информационного сообщения состоит из следующих пунктов:
- название вебинара;
- данные о ведущем;
- дата, время начала, продолжительность вебинара;
- цели и задачи вебинара;
- краткие сведения о структуре и содержании вебинара;
Информацию о предстоящем вебинаре необходимо отметить в Календаре.
Информацию о проведении вебинара рекомендуется рассылать участникам заблаговременно.
Рис. 2.6 Создание списка рядовых участников
Напоминания
В разделе Напоминания окна Мои настройки можно настроить напоминания о мероприятиях со своим участием. Можно выбрать режим, в котором будут приходить напоминания о предстоящих мероприятиях. Для этого необходимо выбрать один из предложенных вариантов («Только по E-mail» или «Не напоминать») в выпадающем списке. При выборе варианта «Только по E-mail» можно указать время напоминаний (за n минут, за n суток).
Рис. 2.7 Настройка напоминаний о предстоящем событии
Для применения установленных настроек нажмите на кнопку[Сохранить и закрыть], в противном случае нажмите на [Отмена].
Организация рабочего места ведущего вебинара.
На этапе подготовки к вебинару преподаватель должен заранее оповестить технических специалистов о времени его проведения для проверки состояния Интернет-каналов, исправности оборудования и программного обеспечения. Рабочее место преподавателя – ведущего вебинара организуется в отдельном помещении, при этом входная дверь должна быть вне обзора вебкамеры. Необходимо отключить телефон, а также закрыть все посторонние программы на компьютере ведущего. Необходимо убедиться, что задний фон соответствует деловому стилю, а также заранее позаботиться, чтобы освещенность помещения была достаточной для передачи изображения веб-камерой. Оптимальный вариант продолжительности вебинара – 45-60 минут. Основной учебный материал, который будет демонстрироваться во время проведения вебинара, должен быть подготовлен в виде презентации или отдельных графических файлов и заранее сохранён в виртуальном классе. Также заранее должны быть подготовлены тексты опросов, которые будут проводиться в ходе вебинара.
Видео стоит использовать в случае полной уверенности в том, что ВСЕ участники используют скоростной Интернет-канал. В противном случае может быть достаточным слышать голос ведущего и пользоваться чат-сервисом, с помощью которого участники задают вопросы.
Проведение вебинара.
Во время вебинара лектор сосредоточен на изложении участникам учебного материала. Поэтому желательно, чтобы у него был ассистент, в обязанности которого входит управление электронным опросом и потоком чат-сообщений, включение и выключение в нужное время окон видеотрансляции преподавателя и других участников (если выбрана соответствующая форма вебинара), устранение кратковременных сбоев в каналах связи и т.п. Преподаватель или ассистент должны подключиться к вебинару за 15– 20 минут до начала.
При проведении вебинара независимо от платформы на которой он проводится используются следующие режимы:
1. Управление. Включение-Отключение микрофона, видеокамеры, переход к документам в различном формате.
2. Рисование. Если есть необходимость выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.
3. Презентация. Переход по слайдам презентации.
4.Опрос. Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.
5.Запись. Вебинар записывается.
В начале занятия необходимо задать вопрос рядовым участникам о качестве связи, попросив написать ответ в чате. В случае технических неполадок необходимо проинструктировать участников, каким образом связь может быть оптимизирована. Далее необходимо представиться, назвать тему вебинара, кратко осветить круг вопросов, сообщить, сколько времени продлится мероприятие, каким образом и когда можно задавать вопросы. При использовании веб-камеры нужно смотреть на зрителя, т.е. в камеру. В ходе основной части вебинара излагается главная тема занятия с одновременным показом презентации. Переход от слайда к слайду должен сопровождаться голосовым сообщением об этом. Большинство участников задают вопросы в чате. При этом чат можно оставить открытым для всех участников или сделать видимым только для ведущего. Поскольку участники вебинара будут только слушать преподавателя, то внимание их, вероятно, со временем станет рассеиваться.Чтобы такого не происходило, следует как можно чаще «втягивать» аудиторию в процесс обучения (например, с помощью опросов). Опросы в ходе вебинара можно проводить и в другой форме. Например, преподаватель задает студентам открытый вопрос, ответы на который студенты размещают в чате.
После завершения выступления преподаватель может ответить на накопившиеся в чате вопросы или инициировать обсуждение главной темы вебинара. По завершению вебинара преподаватель подводит итоги, оценивает степень активности студентов, поблагодарит за работу участников. В конце встречи можно сделать анонс будущих вебинаров или сообщить другую важную информацию.
Запись вебинара.
При проведении вебинара существует возможность его записи, которая в будущем может быть доступна участникам или другим слушателям. Копия сохранённой видеозаписи хранится в архиве записей вебинаров.
Библиографический список
- Звездичев Г.Ю Проблемы и противоречия внедрения адаптивных информационных систем в образованииЭкономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 (53). С. 85-91.
- Использование вебинара для дистанционного обучения: метод. рекомендации / сост.: З.Г.Латыпова, Ю.А.Солдатова, В.Г.Глухов, Е.А.Акшенцева:[Электронный ресурс]<http://referatb.ru/docs/400/index-38800.html>
- Нагаева И.А. Организация вебинара. Науковедение: Интернет-журнал. -2012. – №3. – Режим доступа: http://publ.naukovedenie.ru
- Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров: учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М.: МГПУ, 2011г.