Педагогическая деятельность – сложная система, определяющая особенности постановки и решения задач развития обучающегося (задачи педагогического конструкта «хочу, могу, надо, есть»), включенного в систему непрерывного образования, гарантирует своевременность включения личности в социальные и профессиональные отношения, успешность развития и самоутверждения, самосовершенствования и сотрудничества, общения и самоактуализации.
Педагогическая деятельность определяется в системе педагогического моделирования в различных масштабах и ресурсах самоорганизации, в структуре детерминации и оптимизации моделей деятельности в нашей работе мы будем придерживаться различных ее граней и составных целостного педагогического процесса, гарантирующего своевременное решение задач развития и образования, в таком понимании в качестве направления и примера мы выделим три конструкта педагогического моделирования – широкий, узкий, локальный смыслы [1, 2, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 35], определим классный час одной из форм современного воспитания в образовательной организации, воспитание – функцией педагогической деятельности и социальной системы самоорганизации и самозащиты [20, 25, 27, 28, 29, 30, 37, 40, 41, 42], выделим портфолио обучающегося как продукт формирования культуры самостоятельной работы, ресурс и продукт самоанализа и сформированности потребности и компетентности личности в построении самопрезентаций [15, 16, 18, 23, 24, 26, 38, 39], педагогическую методологию одним из вариантов детерминации категориального аппарата педагогики как науки и педагогической деятельности как формы представления научного способа решения задач педагогической науки [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 28, 33, 34, 38], педагогические технологии и педагогические средства как ресурсы и продукты оптимального развития системы образования и механизмы самоорганизации рассматриваемого явления [1-42].
Педагогическая деятельность (широкий смысл) – педагогический конструкт верификации качества решения задач макродетерминируемых явлений в ноосфере, где человек в его многомерных детерминантах и самоидентифицируемых образах определяет приоритеты и способы решения задач и проблем сохранения человечества в профессионально-трудовой и социально-образовательной практике акмеперсонифицированного программирования и реализации условий продуктивного сотрудничества и самоактуализации, гибко обеспечивающих личность и общество всеми необходимыми педагогическими средствами (широкий смысл детерминанты).
Педагогическая деятельность (узкий смысл) – процесс акмеверификации качества персонифицированного развития личности педагога и личности обучающегося в моделях ФГОС и других конструктов и единиц современной системы непрерывного образования.
Педагогическая деятельность (локальный смысл) – процедура оптимизации условий и возможностей развития личности в системном поиске ситуативных способов решения задач развития как педагогических конструктов оптимизации и самоорганизации основ описываемого явления и его составных.
Качество использования педагогического моделирования в работе классного руководителя – одна из наиболее ярко освещенных проблем современной педагогики, определяющей в своей модели успешность решения задач развития через социально значимые возможности развития личности в иерархии смыслов и приоритетов образования и профессионально-трудовых отношений.
Классный час в разнообразии его видов и условий постановки целеполагания и решения задач педагогической деятельности определяет широкое поле для создания новых систем и структур решения детерминируемых проблем и задач воспитания, социализации и самореализации.
Классный час в практике продуктивного выбора и продуктивного самовыражения обучающегося и педагога определяется как модель безотметочного самовыражения и самосовершенствования, оценка является показателем признания социальных ценностей и способов решения задач развития в иерархии социально значимых приоритетов и возможностей детерминации и решения задач развития личности и общества.
Качество социализации и самореализации определяет успешность личности в поле смыслов и приоритетов развития личности и общества, способности быть конкурентоспособным и гибким, мобильным и этичным.
Воспитательная работа с обучающимися в системе педагогического образования рассматривается в различных общепедагогических, общепрофессиональных и специально-педагогических основах изучения дидактического материала. Качество обновления дидактического материала определяется качеством использования педагогического моделирования.
Педагогическое моделирование определяет идеальные и материальные объекты, из работ [1-42] можно выразить идею о качестве сформированности культуры самостоятельной работы личности через владением основами и практикой педагогического моделирования.
Специфика креативного решения задач развития является показателем качества сформированности профессионально-педагогических возможностей становления педагога и готовности обучающегося быть включенным в систему социальной защиты и самоидентификации персонифицированных возможностей развития личности в моделях адаптивного и акмеверифицированного знания, гарантирующих сохранение и преумножение ценностей и богатств культуры и образования, науки и искусства.
В надлежащем варианте формирования качества продуктивного самовыражения и самореализации педагога педагогическое моделирование определяет базу или основу всех практикуемых процессов, реализуемых и оптимизируемых в модели ограничений и возможностей персонифицированного и социального генезов.
Теория и практика современного воспитания являет в свет социально-образовательных отношений наибольшее количество продуктов деятельности и общения педагога и обучающегося, их качество – это показатель развития общества и принятия основ гуманизма в модели современных ноосферных преобразований.
В следующей работе мы попытаемся выделить персонифицированные модели включенности личности в систему воспитательной работы как показателя и механизма самоорганизации и сотрудничества личности и общества, ученического коллектива и государства в целом.
Библиографический список
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Завьялова Я. Е., Митькина Е. В., Козырева О. А. Специфика и продуктивность моделирования портфолио обучающимися среднего звена // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Международной заочной, научно-практической конференции (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. С. 145-147.
- Зубанов В.П., Каминский В.В., Свинаренко В.Г. Особенности решения задач педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5650
- Зубанов В.П., Капризов А.О., Свинаренко В.Г. Особенности реализации продуктивного обучения в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5655
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016 №9. С.55-62. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-43-50
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. №9. С.63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Логачева Н.В. Технология системно-педагогического моделирования в структуре изучения курса «Научная работа обучающихся образовательных организаций» // Интернетнаука. 2016. №11. С.97-118. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-97-118
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Крестинина Л.В., Козырева О.А. Педагогическая деятельность в решении задач педагогического моделирования и сотрудничества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72116
- Кузьмищева А. С. Педагогическая деятельность в конструктах современного педагогического моделирования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.89-91.
- Лапыгина Е. В., Козырева О. А. Ресурсы, формы и методы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в структуре моделирования портфолио // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: сборник статей Международной заочной научно-практической конференции 10 декабря 2013 г. ; гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. С. 263-265.
- Логинова Н. В., Маринич Н. В., Козырева О. А. Портфолио обучающегося начальной школы как ресурс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы Международной заочной научно-практической конференции 24 декабря 2013 г. ; гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. С. 29-32.
- Любушкина Е. А. Воспитание в конструктах педагогического моделирования // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.155-157.
- Митькина Е. В., Козырева О. А. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в контексте их продуктивной деятельности // Формирование человеческого и социального капитала: проблемы педагогики, психологии и философии : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 15 октября 2013 г. Йошкар-Ола : Приволжский научно-исследовательский центр, Коллоквиум, 2013. С. 14-18.
- Мосолова С.А. Некоторые практико ориентированные возможности моделирования анкет в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.265-267.
- Овчинникова Ю.А., Угольникова О.А. Педагогическое моделирование в детерминации основ и условий современного воспитания // Территория науки. 2016. № 2. С.23-27.
- Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. С.33-36.
- Прутовых М.А., Козырева О.А. Воспитание как продукт и объект педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67328
- Садовников П. П. Возможности определения качества воспитательной работы в структуре организации классных часов // Символ науки. 2016. 7-1. С.130-131.
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Возможности воспитательной работы в модели организации классных часов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69742
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Севастьянов С. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Возможности определения структуры и содержания классного часа как социально-профессиональная проблема // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.138-140.
- Старченко Д.В. Классный час как механизм решения задач формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конф. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманит. науки. С.310-312.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Устинова Л. А., Митькина Е. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Функции и модели портфолио школьника в структуре формирования культуры самостоятельной работы // Актуальные задачи педагогики (II) : материалы Международной заочной научн. конференции (Чита, июнь 2012 г.). Чита : изд-во Молодой ученый, 2012. С.87-89.
- Черкашин Д. В. Некоторые детерминанты и направления организации современного воспитания в практике работы классного руководителя // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.151-153.
- Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.
- Щукин К.А., Стройкина Л.В., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ современного воспитания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6676