Урок музыки – это урок, сочетающий задачи в области музыкального образования и художественно-эстетического воспитания и просвещения. На сегодняшний день задачи школьного образования направлены на расширение индивидуальности человека; формирование музыкального вкуса у учеников ложится в основу музыкальности личности как составляющей ее культуры и духовности в будущем. Одним из необходимых и эффективных методов в музыкальном образовании детей является использование наглядных методов обучения.
В педагогической литературе наглядные методы обучения делятся на методы иллюстраций и демонстраций. Метод иллюстраций, применяемый учителем музыки, включает в себя показ учащимся иллюстративных пособий, например, портретов композиторов, нотной записи, схем, таблиц, рисунков. Метод демонстраций чаще соотносится с показом мультимедийных приложений или видеофильмов, музыкальных инструментов (например, электронного пианино и др.), прослушиванием аудиозаписей. Данные средства наглядности активно применяются в педагогической практике учителя музыки в сочетании с приемами показа, вербальными и практическими методами обучения и пр. Чаще всего наглядность применяется на уроке при объяснении педагогом нового учебного материала.
Наглядность рассчитана на формирование у учеников образных представлений об изучаемом объекте, например, музыкальном произведении, или учебном действии. В свою очередь, образные представления и ассоциации необходимы для развития знаний, умений и навыков в сфере музыкального искусства. Наглядные дидактические средства предоставляют возможность учащемуся самостоятельно просмотреть, обдумать, понять и сделать выводы – все это повышает мотивацию к получению знаний.
По мнению ученых, наглядные средства можно распределить на изобразительные, условно-графические, мультимедиа приложения [1].
Так, изобразительные средства в процессе познания явлений музыкального искусства позволяют учителю дать детям реальные сведения о внешности композиторов и исполнителей, о произведениях художественного искусства, которые легли в основу написания музыки и др.
Условно-графическая наглядность используется в ходе изложения учебного материала педагогом и в ответах учащихся. При этом данное средство наглядности должно соответствовать следующим требованиям: соблюдение соотношения условно-графических средств цели урока и содержанию изучаемого материала; внимательное отношение к дозированности графики по отношению к другим средствам обучения; ясность и отчетливость изображения; объемная цветовая гамма образов.
Мультимедиа приложения, включающие в себя демонстрацию видеофильмов и аудиотреков, затрагивают не только сенсорно-перцептивную область при восприятии музыки, но и мыслительную сферу; совершенствуют и улучшают фантазию, память и речь учеников, поддерживая тем самым интерес к уроку музыки. Сегодня при освоении школьной программы в образовательной области «Искусство» активно используются мультимедийные презентации, в частности, созданные в Microsoft Power Point, по самой разной тематике. Презентации могут включать в себя и автобиографические фильмы о композиторах, и мультфильмы по пройденным произведениям, а фрагменты музыкальных произведений, что повысит интерес и мотивацию детей к учебе.
Исходя из сказанного выше, сделаем выводы, что использование наглядных методов обучения необходимо для активизации музыкально-познавательной деятельности учащихся, так как наглядность способствует лучшему восприятию, осмыслению и запоминанию музыкального произведения, развивает воображение детей, мотивирует их к творческой музыкальной деятельности.
Библиографический список
- Омельченко Н. Н. Применение наглядных методов на уроках музыки // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/primenenie-naglyadnih-metodov-na-urokah-muziki-499546.html (дата обращения: 30.03.2017).