Одной из актуальнейших проблем современного образования является проблема подготовки компетентных специалистов, бакалавров, магистров, способных выполнять профессиональные функции непосредственно после окончания образовательной организации или с минимальным периодом профессиональной адаптации. Одним из путей решения этой проблемы является использование компетентностного подхода в образовании, который лежит в основе образовательных стандартов третьего поколения.
Однако, формирование профессиональных компетенций специалиста невозможно без определенной организации образовательного пространства, которое в настоящее время должно быть профессионально ориентированным, т.е. обеспечивающим возможность имитации профессиональной деятельности специалиста в ходе учебного процесса [7]. Только в этом случае возможно формирование профессиональной компетенции, как готовности к выполнению профессиональной деятельности.
Одной из тенденций развития мирового образовательного пространства, отмеченной в докладе «Эпоха «гринфилда» в образовании», является, цифровая революция в образовании, определяющая использование цифровых технологий, как инструмента для расширения и преобразования образовательной среды [11], поэтому в настоящее время можно говорить о появлении феномена виртуальной образовательной среды.
Рассмотрим феномен виртуальной образовательной среды с позиций средового подхода, для чего проанализируем понятия «образовательная среда» и «виртуальность» с точки зрения средового подхода, в рамках которого среда рассматривается в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развития личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие «запланированных факторов среды» [1].
Специфические особенности организованной образовательной среды отражены в работах российских исследователей: Артюхиной А.И., Бережновой Л.Н., Галагузовой З.А., Коротенкова Ю.Г., Новиковой Л.И., Черник Б.П., Скаткина М.М., Ясвина В.А. Российские исследователи и педагоги-практики, рассматривая образовательную среду, определяют ее следующим образом:
- как «совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия развития современного общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой» [5, с. 7].
- как «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [9, с. 130].
- как «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [3, с. 45].
- как «совокупность инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, а также нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами» [4, с. 79].
- как «развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы» [2, с. 8].
Таким образом, анализируя смыслообразующие факторы приведенных определений, можно предположить, что с точки зрения средового подхода, образовательная среда в настоящее время может быть создана:
- посредством материальной организации профессионально ориентированного образовательного пространства;
- посредством используемых педагогических технологий имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста;
- посредством мультимедийных средств, создающих эффект присутствия в профессионально-ориентированном киберпространстве виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды.
Перейдем к анализу феномена виртуальности. В западной культуре латинский термин «virtus» означало «потенциальный». При этом термин «Virtus» – это потенциальное невещественное бытие, это реальность, которая может существовать как в потенциальном состоянии, так и в действующем состоянии [12].
Впервые же понятие «виртуальность» было предложено в ХIII в. Фомой Аквинским, который отмечал, что «…после разрушения сочетания души и тела потенции второго рода составляющие начало отправлений чувственной и вегетативной частей души не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне» [6, c. 81]. Тем самым Фома Аквинский подчеркивал возможность существования материальных образов в виртуальном пространстве, которое доступным лишь человеческому разуму как для познания, так и для духовного взаимодействия.
В настоящее время понятия «виртуальность» и «виртуализация» рассматриваются в отношении кибернетического пространства – отраженной реальности нематериального характера, создаваемой посредством компьютеров.
В философском словаре понятие «виртуальность» раскрывается, как объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях [8].
В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике словаре под виртуальностью понимается совокупность объектов, субъектов, категорий, отношений, действий и т.д., которые имитируются при помощи специальных средств для тех или иных целей [10].
С точки зрения образовательной деятельности человека под виртуальностью можно понимать специально организованную среду, которая имитирует как физически существующие, так и несуществующие объекты. Виртуальная образовательная среда непосредственно воздействует на органы чувств человека, способного воспринимать и взаимодействовать с ней посредством специальных устройств (например – компьютеров). Основная особенность такой среды – интерактивность, то есть возможность взаимодействия человека с виртуальными компьютерными объектами.
В настоящее время феномен виртуальности нашел отражение и в сфере образования – использование компьютерных технологий коренным образом преобразовано процесс передачи и усвоения учебной информации и в настоящее время в виртуальном пространстве создаются учебные классы, в которых могут проходить реальные уроки с реальными обучаемыми. Особенности проблемы «виртуализации образования» выявлены в исследованиях «дидактических компьютерных сред» (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, Б.П. Черник и др.), «этнокультурных сред» (Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков и др.).
В современном образовании виртуальная среда широко используется как технология обучения профессиям, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском или с большими затратами (военные технологии, космические исследования, пилотирование самолетов, дистанционное управления с помощью телекамер, моделирование воздействий внешней среды, учебно-тренировочные системы, тренажеры, диспетчерские пульты).
Таким образом, виртуальность достаточно прочно укоренилась в образовании и, с позиций средового подхода, сформировала специфический тип образовательной среды – виртуальную образовательную среду.
В нашем исследовании под виртуальной образовательной средой понимается специально организованная посредством специально создаваемого дидактического инструментария, ориентированного на имитацию всех видов деятельности специалиста в условиях реального производства, то есть речь идет о предметном уровне создания виртуальной образовательной среды, которая, по нашему мнению, должна иметь квазипрофессиональной характер. Виртуальная образовательная среда подобного типа в рамках нашего исследования получила название – «виртуальная квазипрофессиональная образовательная среда» (ВКОС). При этом в ходе нашего исследования были сформулированы три базовых принципы организации обучения с использованием ВКОС:
1. Принцип полного отражения реальной профессиональной сферы деятельности специалиста в виртуальной квазипрофессиональной образовательной среде, определяющий «погружение» обучаемого в профессиональную деятельность, осуществляемую в реальных профессиональных условиях, моделируемых в рамках ВКОС.
2. Принцип имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста в условиях реального производства, детерминирующий пошаговое выполнение обучаемыми всех производственных функций, характерных для специалиста, работающего в условиях предприятия конкретной отрасли промышленности.
3. Принцип «виртуального присутствия» обучаемого, раскрывающий особенности организации образовательного процесса посредством использования мультимедийных технологий, обеспечивающих эффект полного присутствия обучаемого, и средств обучения, обеспечивающих полную имитацию обучаемым будущей профессиональной деятельности.
В ходе нашего исследования, на базе кафедры технологии машиностроения и методики профессионального обучения Российского государственного профессионально-педагогического университета создавалась виртуальная квазипрофессиональная образовательная среда «ВКОС «ЧПУ» для организации и осуществления подготовки студентов и слушателей по основам программирования и наладки станков с ЧПУ.
Анализ результатов обучения, проведенного в условиях виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды «ВКОС «ЧПУ», позволяет утверждать, что 83,3 % обучаемых обнаружили третий – четвертый уровни сформированности профессиональных компетенций, определяющих профессиональную деятельность инженера-технолога-программиста по созданию управляющих программ обработки деталей достаточно сложной конфигурации, что подтверждает эффективность использования разработанной ВКОС «ЧПУ», в рамках которой создана имитационная модель деятельности инженера-технолога программиста в реальных производственных условиях, для подготовки профессионально-ориентированных специалистов. Следовательно, можно утверждать, что организация и осуществление обучения в условиях виртуальной квазипрофессиональной образовательной среды позволит обеспечить опережающую подготовку специалистов, обладающих сформированной профессиональной компетенцией, определяющей их готовность к выполнению профессиональное деятельности в производственных условиях с минимальным периодом профессиональной адаптации.
Библиографический список
- Артюхина А.И. Средовой подход как методологический принцип педагогики // Альманах Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений: Изд. Вол. гос. ун-та. 2004. – С.51 – 57
- Артюхина А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде // Вестник ВМА: Волгоград. – 2002. – С.5 – 15.
- Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб.: Рос. государственный пед. университет им. А. И. Герцена, 2003.- 202 с.
- Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования, 2012. - № 3. - С. 78 – 84
- Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
- Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. – М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. – 81 c.
- Мирошин Д.Г. Дистанционное обучение студентов техническим дисциплинам с использованием мультимедийных средств // Фундаментальные исследования, 2014. - № 5. – 187-191.
- Рузавин Г. И. Виртуальность //Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 2000. – 404 с.
- Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск: СО РАН, 2001. – 199 с.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovar.plib.ru /dictionary/d5/46297.html (дата обращения: 15.04.14).
- Эпоха «гринфилда» в образовании исследование SEDeC / А. Е. Волков, Д. В. Конанчук. – М.: Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), сентябрь, 2013. – 52 с.
- Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий // Материалы Второго Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении»: В 5 т. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. – 400 с.