УДК 378 (14.35.07)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Коняхина Инна Владимировна1, Рагозина Галина Анатольевна2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, аспирант кафедры «Профессиональная методика педагогического обучения»,
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 40 г.Белгорода», заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Аннотация
Социокультурная компетентность в постоянно меняющихся условиях понимается как необходимая и обязательная составляющая профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы. Однако следует признать, что социокультурная компетентность находится в стадии разработки и не имеет окончательной формулировки, поэтому необходимы исследования, которые бы позволили конкретизировать это понятие и определить его место и значение в педагогической науке вообще и в системе повышения квалификации, в частности.

Социокультурная компетентность в научно-педагогической литературе характеризуется наличием толерантности и открытости, умением мобилизовать свой опыт и способности на поиск, обработку и применение социокультурной информации в конкретной ситуации для решения конкретных профессиональных проблем межкультурного общения (С. М. Колова) [11].

Ключевые слова: внутришкольное повышение квалификации, компетентностный подход, социально–культурная компетентность


THEORETICAL BASES OF FORMATION SOCIO - CULTURAL COMPETENCE IN SECONDARY SCHOOL TEACHERS INTRASCHOOL FOR TRAINING IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH

Konyahina Inna Vladimirovna1, Ragozina Galina Anatolevna2
1Belgorod State Institute of Arts and Culture, Graduate student of "Professional teacher training technique"
2Municipal budget educational institution "secondary schools number 40 Belgorod", Deputy director for educational work

Abstract
Sociocultural competence in a constantly changing environment is understood as a necessary and essential component of professional competence of teachers of secondary school. However, it should be recognized that the socio-cultural competence is in the development stage and has no final formulation , however , research is needed that would allow to concretize this concept and determine its place and value in teaching science in general and in the training , in particular.
Sociocultural competence in scientific and educational literature is characterized by tolerance and openness, ability to mobilize their experience and ability to search, processing and application of social and cultural information in a particular situation to address specific professional problems of intercultural communication ( SM Kolova ) [11].

Keywords: competence approach, intraschool training, socio-cultural competency


Библиографическая ссылка на статью:
Коняхина И.В., Рагозина Г.А. Теоретические основы формирования социально – культурной компетентности учителя общеобразовательной школы во внутришкольном повышении квалификации в условиях освоения и реализации компетентностного подхода // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2821 (дата обращения: 12.07.2023).

Определяя значимость и содержание социокультурной компетентности, мы учитывали мнение философов, социологов, психологов, педагогов, в частности точку зрения Э. Гидденса, который, рассматривая проблемы взаимодействия культуры и общества, утверждает их неразрывную взаимосвязь и постоянное взаимодействие: «Наша личность и мировоззрение испытывают сильнейшее воздействие со стороны культуры и общества, в рамках которого мы существуем. В то же время своими повседневными действиями мы активно воссоздаем и изменяем культурные и социальные контексты, в которых происходит наша деятельность» [1, с. 41].

Социокультурная компетентность, по нашему убеждению, представлена как раз тем, что делает любого специалиста в одной или нескольких смежных предметных областях знаний – учителем, в основе профессиональной деятельности которого лежат гуманистические ценностные ориентации, отношение к ученику как к ценности, стремление и способность понять его и помочь ему в личностном становлении. При этом еще раз подчеркнем связь предметной и социокультурной компетентности. Социокультурную компетентность учителя общеобразовательной школы мы рассматриваем в структуре его профессионально-педагогической компетентности и определяем ее как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределение и самореализацию в нем.

Вышесказанное позволяет констатировать, что дополнительное профессиональное образование учителей, педагогов, преподавателей должно быть направлено к ценностному взаимодействию с учащимися, что проявляется в способности и умениях психолого-педагогической диагностики личности ученика, его особенностей и потребностей, аутодиагностики, мониторинга образовательной среды; в стимулировании, мотивации, проектировании и организации творческой деятельности обучаемых, развитии их гуманистических ценностных ориентаций, самости и социумности, рефлексии и толерантности.

Необходимость развития социокультурной компетентности учителя на курсах повышения квалификации во внутришкольном звене дополнительного профессионального образования обусловлена рядом причин, к которым в первую очередь могут быть отнесены следующие: возрастающие требования к качеству образования; широкомасштабный переход от традиционной образовательной парадигмы к гуманистической, ориентированной как на личность каждого из участников образовательного процесса, так и на Человека как субъекта деятельности, важную роль в которой играет строительство образа своего Я.

Важна необходимость подготовки на внутришкольных курсах повышения квалификации не просто грамотного человека, интеллектуальной личности, а человека культуры и специалиста, компетентного в своей области и в смежных областях, готового  учиться и переучиваться в условиях динамично развивающегося общества, общаться и  взаимодействовать с другими людьми, нести ответственность не только за порученное  дело, но и самостоятельно выбирать то дело, которое может стать делом его жизни [16,с. 82].

Социокультурную компетентность учителя на курсах повышения квалификации закономерно рассматривать как способность реализовывать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую потребностям и направленности самого учителя, ее интересам и возможностям, а также условиям, предоставленным социумом и культурой. Только таким образом может быть реализовано субъектное воплощение педагога в социокультурном пространстве внутришкольных курсов повышения квалификации. И в этом процессе социокультурная компетентность учителя является значимым фактором реализации стратегического направления ФГОС – компетентностного подхода в образовательном процессе.

Выделяя рефлексивную и прогностическую природу социокультурной  компетентности, Жукова Н.В.  указывает, что социокультурная компетентность влияет на формирование критериев для рефлексии содержания контекстов социального и культурного познания, а также является одним из уровней личной культуры, который обусловлен антиципирующей [18]  структурой субъекта познания [4]. Культурный человек (по И.А. Зимней) – человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей деятельности [8]. Общая культура человека (по И.А. Зимней) – сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, себе, к другим, труду, природе, выраженное в культуре поведения и предполагающее внутреннюю культуру, включающую в себя такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулятивность [8].

С этих позиций, возможно рассматривать социокультурную компетентность как интегративное свойство личности, включающее в себя компетентностную обоснованность (прогностическую и рефлексивную) поведенческих актов на основе осознанно принятых решений.

Социокультурная компетентность  – это  важнейшая основа релевантности и успешности человека в поликультурном мире. [9,с.112] Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности как в общении  внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются  соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному  контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.

Достижение оптимального уровня социокультурной компетентности  возможно через комплексное вовлечение всех сфер личности – интеллекта, мотивационных структур, поведенческих навыков и умений. Поэтому оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить  как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков,  позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том  числе и с непохожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим. Социокультурная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп, непохожих по самым разным признакам.

Социокультурную компетентность личности закономерно рассматривать как способность реализовывать свою потребность в определенном виде деятельности (социально-культурной), соответствующую потребностям и направленности самой  личности, ее интересам и возможностям, а также условиям, предоставленным социумом и культурой.

Поэтому мы выделяем профессионально-деятельностные аспекты социокультурной компетентности педагога. Социокультурную компетентность учителя мы рассматриваем в структуре его профессионально-педагогической компетентности и определяем ее как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем [17].

Социокультурная компетентность педагога – это способность к самостоятельному, свободному и критическому мышлению, умение оценивать ситуативные особенности окружающей действительности и находить соответствующие решения в этих ситуациях, способность к рефлексии и умение прогнозировать характер и ход изменений.

Многомерность понятия «социальной компетентности», неопределенность социокультурной ситуации, ее слабое использование в воспитании и обучении,  Э.Ф.Зеер характеризует в терминологическом аспекте «конфликтующих реальностей», определяя их как «противоречия, несогласованность субъективной (душевной) жизни человека и реальной, объективной действительности» [6].

Внедрение компетентностного подхода в образование призвано снять противоречия между требованиями актуальной социокультурной ситуации, институциональными ограничениями системы образования  и субъективными возможностями личности. Поэтому компетентностная парадигма образования мыслится, прежде всего, в логике ресурсного подхода. А.М.Кондаков понимает под компетентностью «соорганизацию своих и прочих ресурсов для постановки и достижения целей по преобразованию ситуации» [13].

В этих условиях организация образовательного процесса по формированию социокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы на курсах внутришкольного повышения квалификации приобретает основополагающее значение в ряду субъектных характеристик личности, исторически задаваемых социокультурным пространством и определяющих условия функционирования личности в обществе.

В обновленной теоретико – методической основе образовательного процесса внутришкольной системы повышения квалификации по формированию социально – культурный компетентности учителя общеобразовательной, необходимо рассмотреть и обосновать интегративную связь  компетентностного подхода с другими подходами: онтологическим, личностно – ориентированным, культурологическим, андрагогическим и аксиологическим подходами в аспекте их использования как для раскрытия сущности, содержания и структуры социально – культурной компетентности, так и обоснования новых направлений технологии и методики ее формирования у слушателей внутришкольных курсов повышения квалификации – учителей общеобразовательных школ системы ДПО.

Безусловно, важнейшим в интеграции подходов по формированию социально – культурной компетентности учителя общеобразовательные школы системы ДПО является, на наш взгляд, компетентностный подход. Овладение теорией компетентностного подхода является насущной необходимостью учителей школы всех поколений, как с большим педагогическим стажем, так и начинающего учителя. В программных документах модернизации образования, в ФГОС начального, основного общего, среднего полного образования, в системе дополнительного образования компетентностный подход выступает в качестве центрального понятия, обладая интегральный природой, объединяя знания,  навыковую и интеллектуальную составляющую педагогического образования.

Компетентностный подход Э.Ф. Зеер определяет, как: «приоритетную ориентацию на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности… В понятие компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарта на выходе») [7,с.3].

Авторы проекта «Профессиональные стандарты педагогической деятельности» А.Я. Кузьмин, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков дали такое определение компетентностного подхода: Это подход, «акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма знаний усвоенной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях [15, с.21-22].

В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашен как важнейшее концептуальное положение обновления содержания образования. «Содержание образования может стать условием процветания нации или прямого ее упадка, поскольку в значительной мере обусловливает состояние здоровья, уровень интеллекта молодых поколений, наличие у них образа мира – жизнеутверждающего, агрессивного, деструктивного, конкурентоспособность государственных и частных секторов производства, экономическое благополучие страны, ее лидерство в политической жизни цивилизованного мира – решение этих и многих других национальных проблем связано с содержанием образования, – утверждают В.Р. Ильченко и К.Ж. Гуз [10, с.3].

В.И. Коваленко и О.П. Маторина констатируют, что компетентностный подход как важнейший фактор повышения качества образования и необходимое условие успешности его модернизации [12, с.30-31].

В последние несколько лет, – пишет Д.С. Ермаков, – компетентностный подход, под которым понимается метод моделирования и описания результатов образования, как норм его качества в виде признаков готовности человека к деятельности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя), находит более широкое распространение в педагогической теории и практике [3, с.8].

Идеи и концепции компетентностного подхода в русскую педагогическую науку пришли в конце последней четверти XX – начале XXI вв. и стали интенсивно развиваться как в отечественной педагогической теории,  так и в педагогической практике.

В разработке структуры компетентностного подхода приняли участие ученые – педагоги и психологи.

Например, выделяют два вида компетенций: теоретические и эмпирические.

Компетентность теоретического уровня обобщения отражает внутренние связи и отношения предметов явления действительности, их конкретизация выражена в понятиях законах принципах.

Эмпирические компетентности отражают внешне свойства предметов и  явлений. Они имеют прикладной действенный характер. Конкретизация этого уровня обучения состоит в словах – терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах [2,с.69].

Так Э.Ф. Зеер отметил, что конструктами компетентностного подхода являются компетентности, компетенции и метакачества.

Компетентности, – в понимании Э.Ф. Зеера, – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.

Универсальные компетентности называют ключевыми. По мнению Э.Ф. Зеера,  их более правильно называть базовыми компетентностями. К базовым компетентностям данный автор относит комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти интегральная знания включает общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности науки, техники и общества. [5, с.29-30]. Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовать на практике свою компетентность. Ядром компетенции является деятельностные способности – совокупность способов действий. Сущность компетенций составляет операционально – технологический компонент. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенции помимо деятельности (процедурных) знаний, умений, навыков, входит мотивационная и эмоционально – волевая сферы. Компетенции широкого спектра, использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. К ключевым компетенциям относятся политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, социально – информационные и персональные компетенции [5, с.31]. Метакачества –  это способности,  качества,  свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека.

В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества,  как обучаемость,  организованность,  самостоятельность,  коммуникативность,  саморегуляции,  ответственность,  практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др. [5, с.32].  При определении структуры метакачеств следует определиться с концептуальными положениями психологии личности.

На наш взгляд, в условиях кризиса воспитания,  духовно – нравственного кризиса общества и особенно представителей кризис воспитания подрастающего поколения в наиболее правильное  определение этого подхода должно включать также формирование личности, ориентированной на творческую созидательную деятельность в личной профессиональной и социальной сфере на основе интегрированного комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, представляющих собой компетентного человека с развитым творческим интеллектом, высоким и духовно – нравственными качествами, владеющего всеми востребованными временем и избранной профессией способами деятельности.

В компетентностном подходе личность обучающегося, где обучающимися становятся учителя, стала центром внимания, так как в нем органически слиты в теоретической разработке его воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, развития и саморазвитие.

В формировании социально-культурной компетентности учителя общеобразовательной школы компетентностный подход означает коренную перестройку образовательного процесса курсов внутришкольного повышения квалификации в системе ДПО. Именно поэтому нам импонирует развернутое определение компетентностного подхода, данное в монографии О.П. Маториной и О.А. Соколовой: «Это теоретико – методологическая стратегия процесса и результата усвоения обучающимися компетентностей, включающих внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, законов объективного мира, принципов его познания; овладения социальным опытом, накопленным человечеством; «вхождением в культуру»; освоение систематизированных знаний, умений и навыков практического использования общекультурных, общеобразовательных, межпредметных, предметных и профессиональных компетенций; формирования ценностных отношений и ценностных ориентаций и на их основе – метакачеств, необходимых в личной, профессиональной и социальной жизни новому человеку начала XXI века» [14, с. 156-157].

Освещая теоретические вопросы компетентностного подхода, необходимо осветить еще один аспект нашей концептуальной позиции. Компетентностный подход в образовании – это не ноу-хау, его возникновение своими корнями уходит в классическое традиционное обучение. В своей основе оно имеет знание-ориентированную модель. Нельзя же отрицать тот факт, что подготовка многосторонне развитого специалиста может строиться только на четко сформулированной знаниевой базе. Но нельзя не отметить и то, что при помощи компетентностного подхода эта знаниевая база может быть эффективно дополнена рядом важнейших личностных показателей, необходимых для успешного применения приобретенных знаний в практических жизненных и профессиональный ситуациях.

Исследование педагогической деятельности имеет давнюю традицию в психологической науке, однако, следует отметить, что существенные изменения в социокультурной среде конца XX и начала XXI столетия, требует нового осмысления психологических составляющих успешной деятельности    учителя.

В настоящее время проблема личности учителя как субъекта педагогической деятельности, способного к саморазвитию, заняла центральное место в педагогической психологии. Личность педагога с точки зрения компетентностного подхода рассматривается с позиций интегральной индивидуальности, имплицитно обусловленной целостности, где профессиональное и личностное «Я» переплетается на основе системы ценностных ориентаций.

Общекультурные ценности образования позволяют понимать ценность личности педагога, как субъекта культуры, способного к творчеству, самосовершенствованию, преобразованию себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности, развитию и проявлению отношений, системы смыслов, духовности, нравственности, гуманности.

С этой точки зрения психолого-педагогические основания социокультурной компетентности педагога связаны с тем, что социокультурная компетентность представляет собой интегративное личностно-профессиональное качество, в котором не менее, а, может быть, и более важную роль, чем знания, умения и навыки, играют ценностные ориентации, мотивы, качества и способности личности, ее направленность, сформированная или формирующаяся педагогическая позиция.

Исходя из характеристики преподавателя курсов повышения квалификации дано сущностное определение понятия социально-культурной компетентности преподавателя КПК (курсов повышения квалификации) системы ДПО (дополнительного профессионального образования) – это интегральная характеристика уровня теоретико-методологической, технологической и методической компетентности учителя учителей, олицетворяющая совокупность высоко развитых общекультурных и профессиональных компетенций педагога, степень сформированности которых определяет способность эффективно осуществлять в образовательном процессе результативную деятельность по формированию профессиональной компетентности учителей общеобразовательных школ на курсах повышения квалификации, вооружая их знаниями, умениями, навыками, способами профессиональной педагогической деятельности на основе глубоких знаний инновационной педагогики и практики, концепции педагогических подходов, используя при этом воздействие на них силу своего интеллекта, личностных качеств и ценностных ориентаций.


Библиографический список
  1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  2. Дорофеев А.В. Компетентностная модель математической подготовки будущего педагога [Электронный ресурс]: монография / А.В.Дорофеев. – 2-е издание, стереотип. – М.: Флинта: Наука, 2011.-240с.
  3. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании //Педагогика. – 2011. – №4.
  4. Жукова Н.В. Роль внутреннего, кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 212 с.
  5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию  //  Образование и наука 2005. №3.
  6. Зеер, Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях / Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург: РГППУ, 2009.//http://www.rsvpu.ru/blogi/zeer-evald-fridrixovich/konfliktuyushhie-realnosti-72/
  7. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход в образовании // Высшее образование в России. – 2003. № 10, С. 8-14.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2007. – 256 с.
  9. ЗлотниковаТ.С.Толерантность  в современном обществе: опыт  междисциплинарных  исследований:  сборник  научных  статей  /  под   научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : Изд-во   ЯГПУ, 2011. - 357 с.
  10. Ильченко, В.Р., Гуз, К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика, 2011.№ 4.
  11. Казаков А.В. Формирование социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: МГУ им.М.А.Шолохова – ГОУВПО.- Москва, 2013
  12. Коваленко, В.И., Маторина, О.П. Новые требования к педагогической деятельности преподавателя вуза: теоретико-методологический аспект // Культурная жизнь юга России, 2011. – №1.
  13. Кондаков, А.М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства / А.М.Кондаков // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 230-235.
  14. Маторина, О.П., Соколова, О.А. Педагогическая технология как условие реализации компетентностного подхода в высшем социально – культурном профессиональном образовании (теория, опыт, перспективы). – Белгород. 2012.
  15. Профессиональный стандарт педагогической деятельности по ред. А.Я. Кузьмина, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. – 2007. – №7.
  16. Саволайнен Г. С. Компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования учителей // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1. С. 77–82.
  17. Саволайнен Г.С. Социокультурная компетентность как стратегия подготовки учителя к социокультурному взаимодействию в образовательном процессе. Вест. Красноярского гос ун-та. Серия «Гуманитарные науки».  – 2006. № 3. – С. 32-45.
  18. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.)


Все статьи автора «Коняхина Инна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: